Жизнь современного учителя трудно в целом назвать пребыванием в зоне комфорта. Потому слова разнообразных коучей и тренеров о необходимости выходить из нее педагоги воспринимают скорее как злую шутку: для нас как раз проблематично в нее попасть! Кроме того, представление об этом понятии у учителей специфичное.
Кроме обычных уроков наша жизнь полна внезапных отчетов, которые надо было сдать еще вчера, мониторингов, которые надо заполнить вот прямо за 5 минут (да-да, на уроке, перемены ждать нельзя), десятков курсов, в которых необходимо участвовать всем миром. Согласитесь, на зону комфорта не очень похоже.
Тем не менее, повторяясь изо дня в день, такие события все равно становятся рутинными. В них нет ничего нового, обучающего, полезного лично для учителя. Круговорот ежедневных дел и забот становится, конечно, не зоной комфорта, но зоной, где учитель застревает на годы. Работа не зажигает, все дела привычны, будущее предсказуемо – учитель плывет по течению, весьма бурному, прямо к профессиональному выгоранию.
Спасательный круг у вас под рукой. Это участие в конкурсах профессионального мастерства, послеконкурсном движении, сообществах учителей. Бывает непросто решиться на такой шаг, ведь дел прибавляется, но именно тех, которые заставляют ежедневно делать себя лучше, познавать новое, подниматься на новый уровень. Это настоящий выход из зоны комфорта и ежедневной рутины.
Именно таким событием, позволившим на два дня учителям из 10 регионов нашей страны выйти из привычного течения жизни и войти в необычную, совершенно новую для себя атмосферу, стал 5‑й межрегиональный фестиваль учительских клубов «Под крылом пеликана». Он проходил на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» и был организован Ассоциацией молодых педагогов Ленинградской области при содействии Комитета образования Ленинградской области. Новым для многих участников этого события стал сам формат проведения – дебаты.
Дебаты давно вошли в систему нашего образования, по ним проводятся турниры и чемпионаты среди обучающихся. А в дни фестиваля учителя и ученики поменялись местами: опытные дебатеры-дети стали строгими судьями для начинающих дебатеров-взрослых! Вот вы давно делали что-то по-настоящему новое для себя? Фестиваль дал такую возможность каждому из пятидесяти участников!
Руководил турниром по дебатам Сергей Александрович Наумов, кандидат политических наук, доцент кафедры международных политических процессов факультета политологии СПбГУ, сооснователь программы школьных дебатов в России. В группу экспертов вошли юные девушки с огромным (особенно по сравнению с нашим) опытом участия в подобных мероприятиях, признанные лучшими спикерами в турнирах и чемпионатах. Признаюсь, было весьма необычно ощущать себя новичком под пристальным взглядом этих суровых во время турнира судей, особенно когда они начинали писать в своих листах строчку за строчкой…
Разумеется, перед проведением турнира для нас были организованы мастерские, где подробно разъяснялись правила этой серьезной игры. После анкетирования, в котором мы оценили свои навыки спикера, всех участников поделили на команды по три человека по очень простому принципу: в одной группе нет участников из одного региона, силы команды примерно равны – объединили опытных и начинающих дебатеров.
Во время трех отборочных этапов мы обсудили отмену ЕГЭ с введением для поступления электронного портфолио, отмену бюджетного финансирования высшего образования с введением государственных грантов на обучение, создание карты отличника по принципу Пушкинской. В каждой встрече совершенно случайно определялось, за или против будет выступать каждая из двух групп-оппонентов. Ох как трудно было, например, находить аргументы для отмены бюджетного обучения, если в душе ты совершенно против такого шага! В этом сама ценность дебатов как педагогической технологии: умение поставить себя на сторону оппонента, понять его аргументы, суметь противопоставить свои контраргументы, тем самым интенсивно развивая то самое критическое мышление, о важности которого мы так много говорим.
В финал турнира вышли лучшие, по оценке судей, спикеры – лидеры команд с наивысшими результатами. Могу с гордостью сказать, что моя группа получила 3‑е место, а ведь опыта не было ни у кого из нас! Лучшие спикеры обсудили тему выбора после 9‑го класса: продолжать учиться в 10‑м классе или поступать в колледж. Дебаты по этому поводу были такими жаркими, что судьи очень долго определялись, какая из команд представила самые убедительные аргументы.
Подводя итоги турнира, организаторы наградили как самые успешные команды, так и лучших, по мнению судей, спикеров. Участникам тоже дали возможность наконец поставить оценки, а мы это умеем, выбирали лучшего эксперта мастерской и лучшего судью. Словом, лаврами увенчали всех участников увлекательного действа, к всеобщему удовольствию.
«Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь», – писал знаменитый писатель Франц Кафка. Постоянно выходя из зоны привычной рутины, участвующие в конкурсном и клубном движениях учителя достигают этой точки незаметно для себя и уже не могут без таких встреч. Вот почему педагоги Волгоградской, Орловской, Тульской, Московской и Калининградской областей, далекого Алтая, Краснодарского края, кавказских республик – Дагестана, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а также, конечно, молодые учителя Ленинградской области и Санкт-Петербурга так стремились в центр «Интеллект» в декабрьские дни.
Символично, что именно здесь ровно двадцать лет назад состоялся первый съезд представителей региональных клубов учителей года. Продолжая традиции клубного движения, программа фестиваля включала не только турнир по дебатам, но и теплые вечера общения единомышленников. Ассоциация молодых педагогов Ленинградской области во главе с Денисом Рочевым подготовила игровую развлекательную программу и прогулку по Санкт-Петербургу для всех участников. Еще одним символичным совпадением стало празднование дней рождения яркой звездочки ленинградской ассоциации, лауреата конкурса «Учитель года»-2021 Марии Тимченко и легенды конкурса Артура Викторовича Зарубы в дни фестиваля. Машу мы поздравили лично, а для уважаемого мэтра записали видео, исполнив его замечательный «Учительский вальс». Без преувеличения все почувствовали себя не просто коллегами и единомышленниками, а большой педагогической семьей. Семьей, в которой каждому тепло и комфортно, где всегда поддержат и помогут, где рады новым друзьям. Семьей, которая стала для многих настоящим спасательным кругом от ежедневной рутины и профессионального выгорания.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 ст. Зеленчукской, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии