Основные занятия зимней школы проходили в школе-интернате №45, где коллектив под руководством Татьяны Королевой создал все возможные условия для того, чтобы педагоги и ребята могли и творчески поработать, и не менее творчески отдохнуть, ознакомиться с красотами и достопримечательностями столицы.Уроков было много, и они были очень интересными, ведь можно сказать, что давали их гении отечественной педагогики, доказавшие это в разные годы на профессиональных (региональных и всероссийских) конкурсах «Учитель года». Не случайно эти уроки вызвали немалый интерес у московских учителей: несмотря на каникулы и возможность отдохнуть, более 100 столичных учителей неизменно присутствовали на них. От Москвы в педагогическом процессе участвовали многие учителя – победители конкурса «Учитель года Москвы», среди них: историк Владимир Кружалов и литератор Юлия Марчук. Три мастер-класса дали москвичи-учителя года России: Александр Глозман, Анна Мехед и Михаил Случ.
Среди энтузиастов-москвичей, внимательно наблюдавших за уроками, была учитель из негосударственной школы «Промо-М». Вообще Ольга Донская в это время официально отдыхала в Медвежьих Озерах, что в Подмосковье, но это только официально. На самом деле она постоянно приезжала в школу-интернат №45, а потом написала в Интернете большой отчет об увиденном.Каждый видит то, что он видитАлександр Глозман на мастер-классе сказал так: «Каждый видит то, что он видит. Это ваше мнение, может быть, у кого-то другое. Все зависит от того, что мы знаем об этих процессах и явлениях». Я увидела на зимней школе совершенно фантастических людей – удивительных детей, дерзких и мудрых учителей, разных и сложных. Владимир Кружалов стоял у доски и терпеливо вел ребят к непростой, но достойной цели: определить происходящее. Вообще задумайтесь: вы происходящее можете определить? Вот так взять, отсеять лишнее, сконцентрироваться на определяющих признаках, выявить функции объекта и определить? Кружалов вообще-то о дефинициях говорил. Опасный человек этот Владимир Владимирович, шутки шутит, а сам политические проблемы на уроках решает! Так ведь научит, а дети и определят происходящее, да еще и сами определятся. А если научит других учить давать определения, трудно представить, что произойдет. Учитель обществознания из Нижегородскй области Юрий Чеснов тоже ну оч-ч-ч-чень опасный, как я считаю, человек. Вот так на втором уроке взять и устроить импровизированную ролевую игру, вскрывающую механизмы предвыборных кампаний и самих выборов. Блестящая подготовка педагога, где учтен каждый нюанс, от элементов оформления до методически идеальных аналитических таблиц, мастерские импровизации, уверенный, ровный тон урока, абсолютный контроль педагога над ситуацией, широчайшая эрудиция, внимание, абсолютно работающие дети (несмотря на то что момент по-прежнему непростой: утро, смеркается…), отдельное спасибо за то, что играть взяли и нас, зрителей. А еще был мальчик Роман, который так помогал, что хотелось им гордиться. К слову, в ролевой игре нам с коллегой-завучем, единственным присутствующим взрослым небюджетникам, выпало играть бюджетников, поэтому мы старались изо всех сил. Я даже на какое-то время упустила из виду то, насколько опасный человек этот Юрий Александрович. Эдак научит детей читать политические программы избираемых депутатов, «лапшу с ушей» снимать в ходе предвыборной агитации, самим составлять политические программы – в общем, критически мыслить и действовать… А уж если научит других педагогов учить этому, то боюсь даже предположить, что может получиться. Но нет, можно спать спокойно: учиться схватывать на лету, улавливать идеи, по ходу генерируя собственные, этим прекрасным зимним утром пришло слишком незначительное количество учителей. Ну где эти молодые педагоги, студенты педвузов, учителя-поисковики? В перерыве пошла читать состав детских делегаций, вывешенный на дверях кабинетов, и о чудо! Кто это? На галерке в томительном ожидании педагогических откровений НАША Наталья Сергеевна! Объявление в учительской прочитала? Программу, данную каждому в руки, пролистала? Призыв, трижды повторенный, услышала? Опасный человек эта Наталья Сергеевна, опасный, но НАШ. Про географию Скандинавских стран не напишу, потому что не понравилось на уроке обилие педагога, стремившегося заполнить собой все пространство урока, упустившего блестящую детскую идею о том, что аляповатая туристическая тарелка похожа на кластерную организацию информации. Тем не менее здесь и далее низкий поклон за профессиональную щедрость, решимость, готовность заявлять о себе, своем труде, энтузиазме, быть дерзкими и ответственными или традиционными и настойчивыми. Потому что, как любит повторять моя коллега-завуч, возглавляющая волонтерское движение (это когда помогаешь в свободное время и за свои деньги – так определяют дети, наученные определять): Я НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО, КРОМЕ ДЕЛ.«Люди ходят на Спивакова и Мацуева, а ты то на учителя Волкова, то в зимнюю школу на Глозмана», – укорял дома муж. «Ты не понимаешь, это звезды!» – «Разве могут в вашей профессии быть звезды?» Ну что я должна ответить на такое обывателю, когда я в нашей профессии полжизни? Ответила как есть: «Могут!» Мастер делает что-то мастерски, а звезды делают так, чтоб другие что-то делали мастерски, такие вот условия создают. Хотя само по себе то, что они делают, невоспроизводимо, как «дикий» узор Дамаска. «Все делают одни и те же операции, но почему узор всегда разный?» – спрашивает Александр Глозман. О чем он: о стали, о пластилине, из которого лепят, извините, моделируют процесс учащиеся, о самих учащихся, о природе творчества, об уроке, который я давала на позапрошлой неделе? «Каждый видит то, что ОН видит. Все зависит от того, что мы знаем об этих процессах и явлениях». Лексика мастер-класса самоценна: «беспорядок блаженного равновесия», «обретение иного порядка», «металл белого каления искрится». Главное, что у ребят она не вызывает отторжения, так как они, замерев, анализируют видеоряд. Предмет «Технология», метапредмет «Порядок». Школа не определяется как место, где готовят к ЕГЭ (про определения смотрите у Владимира Кружалова), это учреждение, специально предназначенное для радостного открытия мироздания (смотрите у Александра Глозмана). Чтобы это стало очевидным для учащихся, учителю стоит правильно выбрать приоритеты (смотреть про технологию выбора у Юрия Чесного). «Хаос – высшая степень порядка»… Скажу дома, пусть поразмыслят домашние, вместо того чтобы намекать на уборку на моем письменном столе. Забыла написать, что этот Александр Евгеньевич тоже очень-очень опасный человек! Учить людей думать! Какая дерзость в непростой для страны полдень 5.01.2012 в канун Рождества, когда все нормальные люди поехала за покупками в «Ашан».6 января – первый урок. Учитель литературы Людмила Соколова тоже страшная женщина! Я давно декларирую всем своим недовольным жизнью знакомым: идите в школу и вырастите себе окружение, с которым вам будет интересно, заодно и стране достойный электорат. А Людмила Николаевна «вырастила» учителя тонкого, талантливого, интеллигентного, и теперь Дмитрий Горшенев – соавтор урока «Almamater русских гениев». Урок интегрированный, очень гармоничный, по мне, весьма традиционный, если под традицией понимать творческий подход к подбору материала, оригинальные задумки… Ну чего мы ждем от открытых уроков? Обязательно технологических ноу-хау? Это иллюзия. В одном из постов в Интернете прозвучал вопрос: «Что должен демонстрировать современный учитель года?» (Я так поняла.) Не могу точно ответить, по крайней мере мое участие в конкурсе не приблизило меня к пониманию таких характеристик. Но зато 10 лет гиперактивного завучества (видела штук 100 открытых уроков, штук 300 закрытых, ну и сама уроки показывала направо и налево) убедили меня в том, что сочетание интеллигентности, блестящего предметного образования, владения технологиями, вдохновенной увлеченности своим делом, педагогической творческой индивидуальности как высшей стадии развития личности в профессии – огромная редкость в учительской среде. Как там в песне поется? «И все ж тебя я ищу по свету…» А тут искать ничего не надо. Когда есть возможность это сочетание наблюдать в деле, упускать ее не стоит. Открытый урок Дмитрия Сергеевича и Людмилы Николаевны дает такую возможность. Он гармоничен, он методически идеально выверен: смены видов деятельности, необычное наглядное оформление, оригинальная идея, баланс содержания. Вы встречаете такие образцы часто? Поздравляю! Кстати, с января ко мне придут работать две мои ученицы – жизнь-то налаживается!По поводу профессионального выгорания вспоминается диалог из спектакля «День радио»: «А давайте устроим марафон в поддержку людей, страдающих от избыточного веса». – «Ага, чтобы они перестали страдать и начали получать удовольствие». Выгорание – не от количества работы, а от условий труда. Одно из условий – возможность самореализации в профессии. Мама говорила папе: «Перестань работать по 15 часов в сутки», а он ей: «Ты не можешь меня этого лишить!» Мама о нем заботилась, теперь то же самое говорит мне. Глаголы долженствования тут лишние – администрация должна, учителя должны, дети должны. Детей я лично «пытала» в зимней школе: «Дети, вам это зачем?» Говорят, прикольно. Говорят, лучше, чем другие варианты. Говорят, надо.Езжу на зимнюю школу из Медвежьих Озер по пустым дорогам, на уроке географии замечательной Оксаны Маляевой из Сарова присутствовала в компании учителя физики Геннадия Савватьевича из Удмуртии. Двое нас было на уроке, который надо смотреть, потому что как произведение педагогического искусства он не уступает живописи Тропинина, известного больше как коллекционер, а не как живописец.Не спросила, сколько стоил билет из Удмуртии, есть вещи, которые не могу изменить, хоть и живу в семье потомственных железнодорожников. А Оксана Владимировна может изменить многое, она, будучи бюджетником в государстве, выдавливающем своих детей за границу, «преступно» формирует у детей компетенцию жить здесь. «Большая территория – зло или богатство России» – там в конце названия даже знака вопросительного нет, потому что дело не в зле или богатстве, а как в припомнившемся «Дне выборов» – «Надо же как-то дальше плыть». Поэтому Оксана Владимировна начинает с притчи: не позволяйте сердцам отдаляться друг от друга, чтобы не случилось так, что они не смогут найти пути обратно. Дальше аналитический тренинг, элементы технологии, дебаты, все очень концентрировано, очень продуманно, не одну ночь педагог «выгорал» над этим проектом. В финале анализ очень эмоционального и грамотно подобранного видеоряда и очень профессионально организованная рефлексия. Финал по теории малых дел Абрамова. Детеныши говорят, что хотят жить для своей страны, тихо, голос дрожит, такое не сыграешь. Стыдливо хлюпаю носом. Геннадий Савватьевич попросил Оксану Владимировну отдать листики с отзывами ребят. (Прошу Геннадия Савватьевича сделать так, чтоб ему такое написали.)Оксана Владимировна, глазом не моргнув, отдает все наработки: видео, очень грамотную презентацию, тексты афоризмов и притч. СПАСИБО Оксане Владимировне! За труд, щедрость, прямую осанку, прямолинейную манеру вести разговор, за детей, которым были созданы условия для проявления лучших эмоций и качеств. Научиться такому нельзя – заразиться этим можно. Встречаю в коридоре Наталью Сергеевну – англичанку из моей школы, недоумевающую: «Мне казалось, здесь нельзя будет протолкнуться».Андрей Успенский: «Литература или геометрия» – «Личность или технологии». «Он прекрасен, – сказала Наталья Сергеевна. – Но чему я могу у него научиться?» Опять «невоспроизводимые узоры Дамаска»? Лично меня насторожило больше то, что урок был похож на урок телешколы. За автором «урока-произведения» не видно было детей, хотя я очень старалась их разглядеть. Артистично, драматично, учиться стоит виртуозно подобранному содержанию, которое как будто само «складывается в слово «вечность». Все идет по плану. Но учитель – поводырь, дети, как слепые, тёпают за ним… Не знаю, ничто не вызывает сомнений, все закономерно, и это настораживает. Дети, видимо, поняли то, что должны были понять. Звучит как приговор. Но как на заре моей карьеры спрашивал меня г-н Громыко: «Что ДЕЛАЛИ дети?» У Платона все произведения в диалогах, а ведь две тысячи лет прошло. И у Платона хотя бы учащиеся вопрошают, а здесь учитель. Да блестящий, да виртуозный, но театр одного актера.В четвертом классе моим классным руководителем стала Ирина Вениаминовна Семенова. А в перерыве зимней школы я встретила свою любимую химичку – Ирину Николаевну Хачатрян (воистину не мир тесен, а круг узок). Эти двое, а еще бесподобная Элеонора Евгеньевна Лухтан когда-то меня учили, ориентировались на мою личность. Точно помню. Поэтому мне не пришлось долго читать с карандашом чьи-то диссертации, чтобы понять, что такое личностно ориентированный подход. Я точно помню, как он выглядит. Как в фильме «Планета Ка-Пэкс» – каждое существо во Вселенной способно отличить добро от зла. Так и каждый, прошедший испытание школой, определит, где подход учителя ориентирован на его, учащегося, личность, а где на что-то иное. Мы пытаемся как-то критериально определить подходы, но обречены на неудачу. Надо еще сходить к Кружалову, поучиться определять.
Комментарии