Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Созерцание в тишине или творческий шум

Проекты в дистанционном формате
УГ - Москва, №41 от 13 октября 2020. Читать номер
Автор:

Трудности часто способствуют рождению новых идей и пересмотру привычных рамок. Дворец творчества детей и молодежи «На Стопани» приобрел опыт работы в дистанционном режиме. Нам хочется поделиться интересными наработками наших педагогов в этот сложный период.

Мы понимали, как важно сохранить у детей интерес к развивающим и творческим занятиям в период вынужденной социальной изоляции. В один миг вся жизнь школьников круто изменилась – теперь они начали использовать компьютеры, гаджеты и Интернет не только для выполнения школьных заданий или для развлечений в свободное время, но и для основного учебного процесса. Мы быстро заметили, как такое однообразие деятельности и постоянное пребывание в замкнутом пространстве угнетает наших детей. Поэтому мы стали искать максимально яркие, необычные и творческие задания и формы работы.

Мы сосредоточились на проектной деятельности, которая предполагает творческую активность ребенка. В рамках реализации проекта дети исследуют определенную проблему, ищут пути ее решения или находят творческую идею, а затем создают творческий продукт.

В этой статье мы представим два авторских проекта, которые в период дистанционной работы реализовали коллективы нашего дворца. Руководитель хора «Скворушка» ДХС «Веснянка» Наталья Минина вовлекла своих воспитанников и их родных в оригинальный музыкальный проект «Семейный орф-оркестр». Руководитель студии «Мир искусств» Ирина Моисеева организовала художественный проект «Чувства, эмоции и мысли».

Проектная деятельность побуждает ребенка заниматься в этот период различными видами деятельности, постоянно ориентируясь на конечную цель, на достижение конкретного творческого результата. Для успешной реализации проекта ребенку необходимо взаимодействовать с педагогом, с другими участниками коллектива, и эта особенность проектной деятельности оказалась очень ценной в период дистанционного режима. Мы считали чрезвычайно важным вовлечь каждого ребенка в творческую коллективную работу, которая бы дала ему возможность почувствовать себя частью своего коллектива, участником общего дела.

В любом творческом проекте конечный результат работы его участников должен быть представлен публике. В условиях карантинных мер нам нужно было найти такую форму демонстрации творческих результатов, которая, во-первых, отражала бы весь объем проделанной детьми самостоятельной работы над проектом, а с другой – могла бы быть представлена аудитории в дистанционном формате. Творческим результатом в наших проектах были видеоролики, материал для которых ребята снимали самостоятельно, многим помогали родители.

Для организации работы, решения всех вопросов педагоги и дети пользовались видеосвязью. Педагог собирал всех участников проекта на платформе в Zoom, обсуждал с ними тему и задачи проекта, вопросы для исследования, какой творческий результат должен получиться. Затем распределялись роли и устанавливались сроки. Дети принимали участие даже в поиске темы для проекта – особенно стремились к этому подростки, которым важно быть соавтором замысла, ощутить свою ценность как автора, самостоятельной творческой единицы.

В проекте «Чувства, эмоции и мысли» руководитель коллектива «Мир искусства» Ирина Моисеева использовала в качестве отправной точки пейзажи известных художников – А.И.Куинджи, И.И.Левитана и Н.К.Рериха. Пейзаж как жанр был выбран не случайно. В период самоизоляции живой отклик у наших детей вызывали картины природы, они буквально жаждали воздуха, природного разнообразия красок и линий. Когда дети оказались в замкнутом пространстве, для них практически исчез поток внешних впечатлений. Педагог решил использовать эту ситуацию, чтобы помочь детям погрузиться в собственный мир, проанализировать свои ощущения.

На первом этапе проекта педагог предлагал детям записать свои впечатления от предложенной картины – красок, композиции, атмосферы. Кроме того, дети изучали историю создания картины. Педагог просил ребенка внимательно проанализировать, какие ощущения вызывает картина, какие ассоциации возникают, о чем он думает, глядя на это живописное полотно.

Каждый участник коллектива записал на видео свои личные закадровые комментарии к картине, описание своих эмоций и мыслей. Затем эти мини-ролики были смонтированы в один, где изображение каждой картины сопровождалось этими комментариями детей.

Получился замечательный, проникновенный и эмоциональный фильм. Он наполнен удивительной атмосферой, где в ткань великой классической живописи вплетается простое и искреннее впечатление современного юного зрителя. И оказалось, что в период социальной изоляции, замедлившей бешеный ритм мегаполиса, педагог помог ребенку погрузиться в свой внутренний мир, воспользоваться редкой возможностью побыть наедине со своими мыслями, лучше узнать себя самого.

Второй интересный проект – «Семейный орф-оркестр» разработала и реализовала Наталья Минина в хоре «Скворушка», в котором занимаются дети 5-7 лет. В этом проекте педагог считал важным включить в творческую деятельность не только участников хора, но и членов их семей. Задачей проекта было создать оркестр из шумовых инструментов, которые участники придумывают и изготавливают самостоятельно из подручных средств и материалов.

Шумовые инструменты – это самые разные инструменты народов мира, которые не имеют определенной высоты звука. Это маракасы, пандейры, ложки, колокольчики, треугольники, трещотки, бубны, бубенчики и многие другие инструменты.

В период самоизоляции идея создать свои уникальные шумовые инструменты оказалась очень занимательной и вызвала у детей радостный отклик. Дети и родители с огромным энтузиазмом взялись за работу и создали совершенно необыкновенный оркестр из самых разных шумовых инструментов.

Оказалось, что коробочки с крупой – это прекрасные маракасы, из бельевых прищепок собираются отличные трещотки, низкий звук колокольчика можно получить из пары гаечных ключей, а более высокий и нежный звук – из хрустальной рюмочки. Фантазия детей и родителей была неисчерпаемой: создавались всевозможные звенелки, шуршалки, стучалки, гремелки и даже гусли. Чего только не придумаешь, когда выйти никуда нельзя, а задание выполнить надо! В работу включились все – мамы, папы, бабушки и дедушки. Иногда в одной семье придумывали сразу по два-три новых оригинальных шумовых инструмента.

Инструменты появились, но нужно было еще выбрать музыкальное произведение, в котором эти инструменты будут звучать. Было решено, что в юбилейный год П.И.Чайковского (180‑летие со дня рождения композитора) надо исполнить именно одно из его произведений. Выбор пал на «Немецкую песенку» из Детского альбома.

Каждому из участников будущего оркестра педагог по электронной почте отправил аудиозапись этого произведения, чтобы все учились играть на своих инструментах под эту фонограмму в определенном темпе. Для детей возраста 5-7 лет игра – а особенно игра коллективная – является самой интересной формой занятия. Игра в таком ансамбле дает возможность открыть новые звуковые ощущения, а разнообразие репертуара в ансамбле, оркестре очень расширяет музыкальный кругозор детей.

Разучивание произведения – процесс и увлекательный, и сложный, тем более в оркестре. Даже на самом простом на первый взгляд шумовом инструменте надо суметь сыграть в нужный момент, в определенном ритме, с определенной силой и громкостью звука. Очень важно, чтобы исполнители хорошо слышали начало и окончание музыкальной фразы.

Чтобы у всех исполнение ритма получалось правильно, педагог создал ритмическую партитуру, в которой обозначались партии всех шумовых инструментов – как в настоящем оркестре!

Сначала дети и родители разучивали свои ритмические партии, отстукивая их ладонями, коленями, ногами, пальцами. Когда все выучили свои ритмические партии, уже можно было взять в руки изготовленные инструменты – свои уникальные трещотки, маракасы, колокольчики, барабанчики, гусли.

Дальше каждый участник оркестра со своими родителями записывал на видеовыступление. Затем педагоги хора «Скворушка» под руководством Натальи Мининой сделали монтаж видео и аудио, объединив все музыкальные партии в один видео­ролик.

Творческие результаты наших проектов получились очень яркими и выразительными. Дети и родители с удовольствием вспоминают работу над этими проектами, делятся созданными фильмами с друзьями и родными.

Созданные в период самоизоляции фильмы не просто вошли в видеоколлекцию нашего Дворца творчества, но и будут использоваться в реализации образовательных программ.

Веселые шумовые инструменты будут использоваться на занятиях состава студийного орф-оркестра хора «Скворушка», а фильм «Чувства, эмоции и мысли», посвященный картинам Левитана, Куинджи и Рериха, будет демонстрироваться и обсуждаться на занятиях коллектива «Мир искусства», посвященных этим художникам и их современникам.

Елизавета ЧУЕВА, старший методист Дворца творчества детей и молодежи «На Стопани»


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt