search
main
0

Создать нельзя копировать

Воспитание: внешние влияния и внутренние процессы

В последнее время педагогическое сообщество бурлит новостями об изменениях в образовании (по крайней мере, в его информационной верхушке айсберга). В центре событий, как водится, опять оказалось воспитание. Задается вопрос, чем «питать» подрастающее поколение, что полезно, а где скрываются «отравляющие вещества». При этом часто не замечают еще одного слова, «живущего» внутри термина «воспитание», – «спит». Сон и питание, как правило, несовместимы друг с другом. Когда разум и эмоции спят, невозможно добиться изменений, даже если проводить сотни мероприятий, которые никогда не станут для человека образовательными событиями (останутся нудными и формальными мероприятиями). Почему воспитание является важным? Всегда стоит помнить о фразе из знаменитой книги Я.Корчака «Как любить ребенка»: «Я видел способных, но ленивых и недобросовестных людей. Что из того, что медсестра знает, как обращаться с больными, или воспитательница сдала экзамены на пятерки и помнит, что пишут о детях ученые, если первая не любит больных, а вторая – детей? Характер для человека и его призвание важны, но, быть может, доброта и честность даже важнее».

 

Учебные программы и предметное содержание преподавания изменить намного легче, чем получить значимые эффекты в воспитательной работе. Здесь не получаются кавалерийские наскоки и кампании, о чем тонко заметила автор прекрасного художественного произведения «Элегантность ежика» Мюриель Барбери: «Что значит воспитывать? Это значит неустанно предлагать камелии на мху как средство, отвлека­ющее от импульсов животной натуры, которые никогда не прекращаются и постоянно угрожают нарушить хрупкое равновесие, без которого все рухнет». А наш соотечественник Игорь Губерман поэтически отразил те же самые мысли в своих знаменитых четверостишиях-гариках:

 

Слой человека в нас чуть-чуть

наслоен зыбко и тревожно;

легко в скотину нас вернуть,

поднять обратно очень сложно.

 

Учить морали – глупая морока,

не лучшая, чем дуть на облака;

тебе смешна бессмысленность урока,

а пафос твой смешит ученика.

 

Проблема не нова, о воспитании говорили почти в каждую эпоху, всегда им были недовольны и стремились реформировать. Сегодня часто вспоминают советскую систему, но вот что писал Иван Антонович Ефремов в своем знаменитом произведении «Лезвие бритвы» в 1963 году: «В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, насыщенной наукой, переплетением личных и государственных проблем. И все меньше уделяется времени на воспитание и самовоспитание, а как трудно без этого уверенно искать свое место в жизни…» Звучит актуально и современно.

Формула воспитания проста и сложна одновременно. Ее можно представить в виде суммы следу­ющих составляющих: слова (их точность, понятность и своевременность) + убежденность (вера, энергетика и эмоциональная насыщенность) + действия (примеры, наглядные иллюстрации, визуальные образы) + поступки (видение и демонстрация результата в сложных ситуациях выбора).

Однако особенность примера в том, что при выпадении одного из элементов вся сумма может превратиться в ноль. Поэтому математически здесь скорее речь идет не о сложении, а об умножении. Только в этой целостности можно говорить о важных воспитательных результатах, воплощенных в три группы: хочу (желания, мотивация) + могу (готовность, инструментальность) + надо (долженствование – не только внешние обязанности, но и внутренняя ответственность, долг перед собой).

 

Истоки и предтечи

Екатерина Великая была, пожалуй, первой, кто в отечественной истории пытался решить вопрос системно. В конце ХVIII века не только складывалась система образования, но и ставилась задача воспитания нового поколения просвещенных людей, которые станут фундаментом для дальнейшего процветания страны. Предполагалось делать это через закрытые элитные учреждения для правящего класса (отделение детей знатных людей от семьи и «внушение» им особых качеств), а также расширение возможностей начального образования для простых людей. В ХIХ веке задачи индустриального развития требовали акцента на практических вопросах подготовки кадров, поэтому появились реальные училища, ставшие конкурентами классического образования. Дискуссия о том, какой путь является магистральным, велась в обществе вплоть до начала Первой мировой войны.

Сегодня довольно часто обращаются к воспитательному опыту первых лет советской власти, вспоминая концепцию и практику единой трудовой школы (метапредметность, имевшая другое название, проекты, связь с практикой, обсуждение актуальных вопросов текущей жизни в школьном образовании). Тимуровское движение стало одним из примеров удачной практики, на который и сегодня обращают особое внимание. Следует подчеркнуть, что идея помощи нуждающимся имеет большой воспитательный потенциал, только стоит помнить, что в 1920‑е годы тимуровцы помогали не всем, а только семьям красноармейцев. Контекст только что закончившейся Гражданской войны был важным идеологическим основанием для поддержки той или иной части населения. Это не умаляет важности работы ребят, но дает более точное понимание контекста и акцентов, делавшихся в воспитании.

На новом, современном витке исторического развития требуют решения все те же значимые вопросы:

Что воспитывать (каковы основные ценностные ориентиры в воспитании)?

Зачем воспитывать (каковы ожидаемые результаты)?

Как воспитывать (каковы значимые направления педагогической деятельности в воспитании)?

Каково сочетание наказания и поощрения в воспитании (воспитание – преодоление страха или создание страха)?

Какую роль играет эмоциональный фон в воспитании (на что стоит опираться – на рациональность и разум или чувства и яркие образы)?

Как распределяются влияние и ответственность за результаты воспитания между семьей и школой (может ли школа быть полностью ответственна за воспитание молодежи)?

Перечисленные и многие другие вопросы воспитательной работы требуют конкретных ответов и решений. Конечно, можно укрыться за красивыми словами о полноценной жизни в обществе, истинном патриотизме, важности уважения традиций и предков, бережном отношении к родному языку и гордости за великие достижения. Но при этом все равно возникает проблема конкретных проявлений и видимых (в том числе и проверяемых) результатов. Иначе красивые и правильные слова превращаются в пафосные лозунги и ритуальную видимость воспитательной работы. Можно навести внешний лоск и сделать глянцевый фасад дома, но без уборки и грамотного дизайна внутри не обойтись. Если все говорят о фейках и трендах, то не надо жаловаться на засорение языка, просто признать его живой структурой, которая постоянно меняется. Или провести серьезные исследования о современном новоязе и его влиянии на мировоззренческие позиции. В любом случае либо взрослым надо самим на разных уровнях изменить свой язык (и тут речь не только о заимствованиях, можно обратить внимание на правильные ударения, грамотное построение предложений, сорные слова и многое другое), или же признать перемены. Иначе красивые слова о возвращении к языку А.С.Пушкина останутся яркими лозунгами без конкретики и результатов (кстати, интересно, предполагается ли тогда возвращаться к слову «кофий» вместо «кофе»). И их не воплотить в жизнь ни дополнительными занятиями, ни новыми темами в образовательных программах. Об этом не скажешь лучше и точнее, чем педагог, директор школы, общественный деятель и ученый Евгений Ямбург: «Лицемерие взрослых – проклятие воспитания во все эпохи. Самодовольные взрослые в массе своей, демонстрируя небезупречный образ жизни, проповедуют детям идеальный способ существования, не допуская мысли, что те кожей ощущают и болезненно переносят фальшь: дистанцию между словом и делом. Но наступают времена, когда этот разрыв зашкаливает» (Е.А.Ямбург, «Дойти до сути», «Народное образование» №5 от 2020 г., с. 18).

Без общественной договоренности о воспитательных ориентирах (четких и одинаковых для всех без исключения) возникает ситуация светофора, который одновременно горит разными цветами, меняется быстро по непонятным правилам и с рваным темпом переключения сигналов. Нельзя требовать от детей того, что не делают их родители, иначе все будет, как в притче, рассказывающей, что дочь однажды поставила ужин родителям на полу в отдельной миске, а в ответ на их удивление сказала: «Привыкайте, потому что когда-нибудь станете такими же, как бабушка и дедушка». Жан Пиаже называл детей моральными реалистами, подразумевая, что они усваивают нормы по наблюдениям за действиями взрослых, а не по их наставлениям. Поэтому воспитание детей начинается с воспитания взрослых, а воспитание взрослых – с поведения «высших» (авторитетных людей, общественных лидеров, педагогов, наставников, управленцев). Для каждого человека значимым является поведение представителей референтной группы (от лат. referens – «сообщающийся») – группы, цели, ценностные ориентиры, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания. Ее наличие создает среду для успешности (или бесполезности) воспитательных влияний (совпадение или противоречие).

Здесь нет последовательности шагов, а скорее необходимость комплексных усилий, в чем и состоит основная сложность воспитательных воздействий. Попытки навязывания и насилия приведут к очередному конфликту поколений. Еще Сократ замечал, что «нынешняя молодежь привыкла к роскоши… отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших… дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». Конечно, отцы и дети всегда будут смотреть на мир по-разному, но главное – не создать ситуацию, которую описывали братья Стругацкие: «Они бегут не «куда», а «откуда». От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир, который и создают по мере слабых сил своих и способностей. Мир этот не похож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот – от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя» (А. и Б.Стругацкие, «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя»).

 

Образовательный дизайн

Маргарет Мид выделяла три типа культуры межпоколенных отношений – префигуративную, кофигуративную и постфигуративную. Постфигуративная культура, распространенная в традиционных патриархальных обществах, ориентирована на медленные и незаметные изменения, прошлое взрослых является будущим каждого нового поколения, взаимоотношения возрастных слоев жестко регламентированы (каждый знает свое место). В кофигуративной культуре преобладающей моделью поведения для людей оказываются действия современников, старшие по возрасту господствуют, опыт молодого поколения радикально отличен от опыта других старших, в воспитании влияние родителей перевешивается влиянием сверстников (молодежная контркультура). Сегодня наметилась тенденция к переходу к префигуративной культуре, ориентированной на будущее, когда нередко старшие учатся у младших, происходит ломка стереотипов, усиливаются конфликтность и социальное расслоение. Как образно сказал об этом Дж.Фаулз: «Когда-то дочери стремились одеваться так же, как их матери; теперь матери хотят одеваться так же, как дочери».

Где лежит исток силы воспитательных воздействий? В немалой степени это связано с эмоциональным миром человека. Сфера эмоций и чувств нередко недооценивается в педагогике, но, как показывает практика, образовательный дизайн и сопровождение создают синергетический эффект и обеспечивают поддержку познавательного процесса. Не претендуя на открытия, обозначим те чувства, которые важны в педагогической деятельности:

– педагогический слух – умение понимать ученика и слышать его реакцию (глухим можно считать не того педагога, который не всегда может расслышать, о чем шепчутся ученики, а принципиально не желающего учитывать реакцию окружающих, готового сломать через колено, чтобы «осчастливить знаниями»);

– педагогический ритм – умение выбрать правильную последовательность разворачивания учебного материала, адекватное чередование информации, практики, размышлений и даже пауз, когда занятие начинает «звучать», как целостное произведение (в этом ритме важно сочетание разных элементов информации и иллюстрирующих примеров, соотношение глубины и доступности материала для обучающихся);

– педагогическая реакция – умение понять, каким образом следует реагировать на изменения образовательной ситуации, в том числе незапланированные и выбивающиеся из общего контекста занятия, быстрота или отсроченный характер реакции, ее точечный или общий характер (в некоторых случаях можно просто пропустить что-то и продолжать как ни в чем не бывало, что тоже будет способом реагирования);

– педагогический такт – умение даже резкую критику или негативную оценку сделать воспринима­емой, деликатность и бережное отношение к окружающим, готовность с пониманием относиться к их слабостям и недостаткам, ошибкам и промахам (это поможет также тактично относиться и к самому себе, не превращаться в фанатика и перфекциониста, действующего по принципу «все или ничего», использование которого в истории нередко приводило к личным и общественным трагедиям). А.П.Чехов это подчеркнул в своем знаменитом и часто цитируемом афоризме: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». При этом не стоит педагогически игнорировать сам факт «пролитого соуса», но и не тыкать в него носом при первом подвернувшемся случае;

– педагогический вкус – отделение значимого от второстепенного, ценного от проходящего, посредственного от талантливого, банального (общеизвестного) от оригинального (в условиях современной информационной перенасыщенности образовательного пространства педагогу важно «не пересолить», выбрать «свежие продукты», подать «блюдо» вовремя и в разумном объеме);

– педагогическая интуиция – готовность изменить намеченный план по ходу дела, способность предвидеть дальнейшее развитие образовательной ситуации и выбрать наилучшие из возможных альтернатив решения возникающих проблем (нередко не­очевидные при предварительной подготовке занятия).

 

Педагогические чувства

Что важно в чувствах при воспитании? Чувство баланса – умение видеть меру тех или иных усилий, воздействий и влияний. «Воспитание должно опираться на две основы – нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников, если только благоразумие – одних расчетливых эгоистов» (Никола де Шамфор). Чувство сопереживания – эмпатия по отношению к окружающим, стремление сделать жизнь окружающих людей легче, комфортнее, радостнее и благополучнее. Чувство юмора – умение легко относиться к жизни, использовать иронию и самоиронию.

Список не следует считать завершенным. Вопрос требует дополнительных исследований и обсуждений, что не является задачей данного материала. Любой рецепт будет мертвым и бесполезным без его эмоционального восприятия, пропуска через себя, профессиональной критичности и внутреннего принятия. Также было бы хорошо избегать чувственной невоздержанности, когда педагога охватывает трендомания – болезненное стремление любые действия согласовать с внешними сиюминутными тенденциями, которые часто являются проявлением ситуационной моды (на слова и словосочетания, технологии, популярных авторов, приемы и т. п.). И это не означает закрытости от новых тенденций и полного отрицания любых новаций. Педагог является посредником между наукой и обществом, в своей деятельности занимается «приспособлением образовательных продуктов» к особенностям конкретного потребителя (в первую очередь ученика). В этой посреднической позиции требуется искусство интеграции:

– науки (язык, терминология, стиль) и простоты (доступность, интерпретация, толкование, понимание);

– информации (набора сведений, максимальной полноты, разнообразия взглядов и позиций) и усвоения (ограниченный набор для восприятия и запоминания, отбор значимого, расстановка акцентов без манипулирования и сознательного введения в заблуждение);

– внешних воздействий (созданных условий, факторов, содержания и средств обучения, форм и способов организации образовательной деятельности) и внутреннего восприятия (присвоение и нахождение собственного смысла, эмоциональное и интеллектуальное принятие, переход внешних воздействий во внутренние установки);

– коллективного взаимодействия (групповая работа, кооперация, распределение ролей, согласование целей, вклад в общий результат) и индивидуального развития (самовыражение, достижение целей, сохранение уникальности);

– соблюдения правил (нормативные требования, приказы) и поведенческих примеров (выполнение правил, ценностные ориентиры);

– традиционных ценностей (исторические и культурные опоры) и современных тенденций (актуальные запросы);

– средств (инструменты, образцы, ресурсы) и творчества (уникальное применение);

– общего (стандартное) и частного (автономность).

 

Семья и школа

Принимая решения для своих педагогических действий, специалисту-профессионалу важно задавать себе главный вопрос: «Какой мой ожидаемый результат?» Пожалуй, это важный рецепт для осмысленных, осознанных и ответственных действий (не только в образовании). В данном случае стоит помнить об адекватности своих решений, то есть учете конкретных сложившихся условий, а также об их релевантности – соответствии решения решаемой проблеме, точности ответа и грамотности подбора используемого инструментария.

Не обойтись без объединения усилий семьи и школы. Сегодня, к сожалению, нередко возникает ситуация конфликта между ними в той или иной степени его глубины и открытости. Дети прекрасно чувствуют, что взрослые не могут договориться между собой, и пользуются этим. Поэтому как в педагогической деятельности, так и в родительской заботе в направлении воспитания важно избежать полюсных, крайних, позиций – гипер­опеки (постоянный контроль под видом заботы, стремление «причинить добро», отследить каждый шаг и удержать от «глупостей») и попустительства (потакание всем желаниям, отказ от любых ограничений, равнодушие и самоустранение от вопросов воспитания). Баловство и отвержение детей в конечном счете похожи друг на друга, обе эти ситуации приводят к развитию депрессивной личностной структуры. И делаться это может как в семье, так и в школе.

Фриц Риман в своей работе «Основные формы страха» показал проявления и результаты таких крайностей в воспитании детей. Проявления баловства и потакания:

– постоянная ласка и нежность (даже в ситуациях недовольства);

– тревога о здоровье и безопасности в целом (мир как зло и источник опасностей);

– потакание любым капризам (отсутствие отказов);

– жизнь взрослых концентрируется на ребенке (единственный смысл и содержание жизни);

– распространены такие опекунские фразы демотивирующего характера: «Оставь, я сама это сделаю», «Это слишком тяжело (рано) для тебя», «Зачем тебе этим заниматься?», «Ты невоспитанный ребенок, потому что не слушаешься», «Вот умру, тогда будешь плакать, да поздно уже будет!».

Результаты подобного отношения к детям со стороны взрослых:

– удушаются все проявления самостоятельности;

– ребенок лишается опыта борьбы за себя, вырабатываются пассивная манера ожидания комфорта, готовность к подчинению («вата заботливой материнской любви»);

– отношение к миру как к сонному царству (нет восприятия трудностей и неготовность к борьбе, при столкновении с жизненными реалиями возникают разочарования и стресс);

– отсутствует самоуважение;

– формируется чувство вины за самостоятельные решения.

Другой полюс запретов и давления выражается в следующих фразах-наставлениях:

«Не капризничай, взрослые (врачи, учителя, соседи) лучше тебя знают и понимают».

«Перестань паясничать, будь как все нормальные дети».

«Мы ради тебя во всем себе отказывали».

«Ты с самого начала был трудным ребенком».

«Мы с тобой постоянно мучились».

«Тебя следует приучить к порядку для твоего же блага».

Результатами такого запретительного акцента в воспитании могут стать:

– безнадежность, отсутствие веры в будущее (настроены на плохое и не ждут радости в жизни);

– чувство вины и разочарования (изначальный пессимизм делает ошибки менее болезненными);

– у ребенка появляется чувство, что его не любят (основа пониженной самооценки и фиксация виновности);

– переход от перфекционизма к вынужденному равнодушию, индифферентности и апатии, отказ, бегство к болезненным влечениям или привычкам.

 

Образцы и примеры

Обратим внимание на важные принципы воспитания, которые способствуют личностному развитию и раскрытию потенциала каждого человека. Представляется важным, если при создании фундамента воспитательной работы будут учтены следующие положения:

– наглядные примеры и образцы не только из прошлого, но и из текущего настоящего становятся основой для действий и жизненной практики молодого поколения граждан России;

– искренность и честность педагога в любой ситуации (в том числе и трудной, неоднозначной) создают доверие и понимание;

– жизненный оптимизм и вера в лучшее не должны превращаться в розовые очки и ритуальные заклинания, а проявляются в конструктивности и видении возможных решений проблем и противоречий, конфликтов и непониманий;

– ценности являются основой личностного развития, если они осознаны и имеют индивидуальную значимость, признаются серьезными и важными.

На этом строятся принципы вдумчивой и ответственной воспитательной работы: системность, комплексность, целенаправленность, цельность (непротиворечивость), ценностность (фундаментальность), инструментальность и конкретность (не благие пожелания общего характера, практичность), открытость (дискуссионность, обсуждаемость, совместность), неформальный характер (единство провозглашенных или декларируемых принципов и реализуемых действий поведенческого характера), четкость и последовательность (алгоритмичность, выстраивание шагов), доброжелательность (юмор, поддержка, уважение достоинства).

К имитации воспитательной работы можно отнести следующее:

– ритуалы (непонимание смысла, основаны на магическом сознании);

– пафос (громкие слова, цинизм, двоемыслие, формализм, безличность);

– морализаторство (навязывание, догматика, индоктринация);

– насилие (жесткость, контроль, «я тебя заставлю Родину любить», «чтобы жизнь медом не казалась»);

– максимализм и героизация (перфекционизм, требование несбыточного и запредельного);

– коллективизм и унификация (единство без индивидуальности, «все как один», отношение к человеку как к винтику).

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Не случайно две позиции находятся рядом. В начале ХХ века в работах Л.С.Выготского подчеркивалась важность значимого взрослого, который фактически играет наставническую роль. Это не обязательно должен быть профессиональный педагог, но очень хотелось бы, чтобы профессиональные педагоги не только были учителями по должности, но и становились для окружающих детей таковыми по своей сути, демонстрируя опыт пяти «о» в образовании, не противопоставляя общественное и личное, а способствуя пониманию их взаимной ответственности:

– образцов (поведения, героев, целей, примеров): «Я должен»;

– ограничений (правил, рамок, договоров): «Я не могу», «Сейчас нельзя»;

– общения (взаимодействие, принятие): «Мне нужна поддержка»;

– отстаивания (борьба, позиция, принципы): «Я важен»;

– ответственности (рефлексия, ответ на вопросы «зачем?» и «почему?»): «Я отвечаю».

Сформулируем три основных тезиса по итогам всего сказанного:

– последовательность, настойчивость и терпеливость определяют успех в воспитании;

– воспитание собственным примером – наиболее эффективный и действенный способ, не отменяющий важности слов и ритуалов;

– взаимодействие и постоянная обратная связь, доброжелательное общение и конструктивная жизненная позиция способствуют синергии личных и общественных интересов.

Без создания культуры достоинства личности невозможно воспитать самостоятельную и ответственную личность, разделяющую принципы гуманизма, демократии и уважения к окружающим.


Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте