search
main
0

Создание условий для повышения качества профессионального образования

Важнейшей задачей в области профессионального образования является существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в первую очередь начального и среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

Меры по повышению требований к качеству профессионального образования, в том числе в области экономики, права и менеджмента.

В целях координации работ по контролю качества образования в области юриспруденции, экономики и управления Минобразованием России создан Межведомственный научно-методический совет и комиссия по проблемам обеспечения качества образования в соответствующих областях. Для обеспечения объективной оценки качества образования на основании предложений учебно-методических объединений высших учебных заведений России сформирован банк данных экспертов, в который вошли более 400 представителей ведущих университетов, экономических и юридических вузов России. Все эксперты прошли обучение процедурам контроля качества образования.

С целью обеспечения объективности и независимости в оценке качества подготовки специалистов используются передовые информационные технологии, основанные на проведении компьютерного тестирования студентов. Созданным в 2002 году Центром тестирования профессионального образования подготовлено более 17 тысяч тестов по экономическим, юридическим и управленческим специальностям.

Начатый с мая 2002 года внеочередной контроль качества образования в области юриспруденции, экономики и права проведен в 13 вузах и 13 филиалах вузов. По его результатам два высших учебных заведения лишены государственной аккредитации, срок государственной аккредитация одного вуза сокращен до 3 лет.

Наряду с проведением плановых аттестаций высших учебных заведений Министерство намерено ежегодно осуществлять внеочередные контрольные мероприятия в аккредитованных образовательных учреждениях, в том числе и по оценке качества образования в области юриспруденции, экономики и управления.

Проведение переаттестации и при необходимости повторного лицензирования филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.

В течение 2002 года в 200 высших учебных заведениях, в том числе в 35 негосударственных, проведена повторная аттестация. Первая аттестационная экспертиза проведена в 84 негосударственных вузах, из которых 66 получили государственную аккредитацию, 18 вузам отказано в аттестации и государственной аккредитации.

Поскольку усиливается роль филиалов и представительств вузов в подготовке кадров с высшим профессиональным образованием, ужесточен контроль за их деятельностью, проводимый с участием представителей ведущих высших учебных заведений и государственно-общественных объединений в тесном взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в рамках соглашений, заключенных с 63 субъектами Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок имеются случаи обращения органов управления образованием (Белгородская, Самарская области и др.) в правоохранительные органы в целях прекращения незаконной деятельности вузов, филиалов, представительств. За нарушение лицензионных показателей и нормативов изъяты лицензии на право ведения образовательной деятельности у 6 вузов, приостановлено действие 5 лицензий, у Сочинского государственного университета туризма и курортного дела и негосударственного вуза – Курганского социально-экономического института изъяты лицензии по специальности 040100 «Лечебное дело». По причине представления к лицензионной экспертизе недостоверных данных подано исковое заявление в суд об изъятии лицензии у негосударственного вуза, два негосударственных образовательных учреждения лишены государственной аккредитации по причине нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

Информация об образовательных учреждениях, в которых обнаружены нарушения действующего законодательства в области образования, доводится до сведения общественности через средства массовой информации.

В результате систематического контроля за выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований в 2002 году оперативно устранили нарушения более 100 высших учебных заведений.

Опережающее развитие начального и среднего профессионального образования.

Разработанные меры направлены на актуализацию содержания и повышение качества профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсификацию деятельности по укрупнению, интеграции профессий, решительный поворот учреждений начального и среднего образования к потребностям местных рынков труда.

31 мая 2002 года в г. Москве состоялось Второе всероссийское собрание социальных партнеров в области начального профессионального и среднего профессионального образования, на котором рассмотрены вопросы формирования эффективной системы социального партнерства в целях обеспечения опережающего развития начального профессионального и среднего профессионального образования.

Вопросам взаимосвязи новой структуры общеобразовательной школы, профилизации старшей ступени общего образования и развития системы начального профессионального образования были посвящены заседания Координационного совета учебно-методических объединений начального профессионального образования федеральных округов (28.11.2002 в г. Магнитогорске Челябинской области), Координационного совета Минобразования России по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (19.11.2002, 20.12.2002), Совета по начальному профессиональному образованию Минобразования России (26.12.2002).

10 декабря 2002 года в г. Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) состоялось выездное заседание коллегии Минобразования России по вопросу «Об опыте Учебно-методического объединения начального профессионального образования Приволжского федерального округа по совершенствованию содержания образования в профессиональных училищах и лицеях».

Вопрос о совершенствовании системы начального профессионального образования рассмотрен 5 июня 2003 года на заседании Правительства Российской Федерации. В настоящее время дорабатываются предложения Минобразования России и ряда заинтересованных министерств и ведомств по совершенствованию системы НПО и проект плана мероприятий по их реализации для внесения в правительство в III квартале 2003 года.

В связи с окончанием срока действия Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) первого поколения в 2002 году завершена разработка второго поколения ГОС СПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (Государственные требования) по 256 специальностям. Разработка Государственных требований осуществлялась в соответствии с новым Классификатором специальностей среднего профессионального образования, который обеспечил упорядочение перечня специальностей, повышение его адекватности развитию экономики и социальной сферы.

В соответствии с приказом Минобразования России от 16.05.2002 № 1799 «О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» разработана и утверждена Программа организационно-методических мер по введению в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 2002-2005 годы.

Решение задачи, поставленной государством по опережающему развитию начального и среднего профессионального образования, сдерживается рядом проблем, среди которых:

неопределенность структуры и масштабов подготовки специалистов в связи с отсутствием обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие России;

нарушение связей технических училищ и средних специальных учебных заведений с традиционными работодателями и слабая практика установления взаимоотношений с предпринимателями новой генерации. Профессиональное образование часто оказывается неэффективным и не дает гарантий трудоустройства по причине его плохой связи с производством, запаздыванием с изменением содержания образования;

ограниченность бюджетного финансирования, не позволяющего в должной мере развивать материально-техническую базу учебных заведений, информатизацию образовательного процесса;

отсутствие нормативной и законодательной базы, повышающей заинтересованность предприятий различных форм собственности в поддержке и соучастии в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно по высокотехнологичным специальностям.

отсутствие современного механизма мониторинга потребностей и распределения молодых рабочих и специалистов, нерациональное их использование, недостаточно высокая цена квалифицированного труда.

Оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров.

В целях удовлетворения потребностей региональных рынков труда в квалифицированных рабочих и специалистах Минобразованием России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации разработан и Правительством Российской Федерации утвержден Перечень профессий начального профессионального образования.

По сравнению с ранее действовавшим в данный Перечень с учетом предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации включены новые профессии начального профессионального образования, которые пользуются повышенным спросом на региональных рынках труда.

Перечень является открытым документом, который в случае необходимости может быть дополнен новыми профессиями.

В настоящее время ведется работа по обобщению предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по внесению дополнений и изменений в Перечень.

По согласованию с Минтрудом России приказом Минобразования России от 29.10.2001 г. № 3477 утвержден Перечень профессиональной подготовки.

С 2002 года введен в действие новый Классификатор специальностей среднего профессионального образования, включающий в себя 256 специальностей (в Классификаторе, действовавшем с 1994 г., было 298 специальностей) и отражающий структуру подготовки специалистов в рамках средней профессиональной школы. При разработке Классификатора были использованы статистические данные приема студентов за последние три года, учтены тенденции развития производства и социальной сферы, использованы предложения и замечания Минтруда России, министерств (ведомств), являющихся разработчиками государственных образовательных стандартов по закрепленным за ними специальностям, работодателей, заказчиков кадров и других социальных партнеров. Это позволило обеспечить упорядочение и оптимизацию перечня специальностей, повышение его адекватности развитию экономики и социальной сферы.

Продолжалась работа по совершенствованию Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Решениями Межведомственного экспертного совета по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в состав которого наряду с представителями Минобразования России входят представители всех министерств и ведомств, имеющих в своем ведении вузы, введены 13 новых специальностей, 3 направления подготовки бакалавров и магистров и сформированы 2 новых направления подготовки дипломированных специалистов (приказы Минобразования России от 31.07.2001 № 2845, от 08.10.2002 № 3518, от 11.12.2002 № 4351, от 25.10.2002 № 3730 и др.). В частности, введены специальности, обеспечивающие технический прогресс в Российской Федерации, такие, как «Приборы и системы лучевой энергетики», «Металлургия техногенных и вторичных ресурсов», «Квантовая и оптическая электроника» и др.

Решением коллегии Минобразования России 19.11.2002 № 22/1 одобрен разработанный проект нового Общероссийского классификатора специальностей в области образования (ОКСО), который является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации Российской Федерации и важнейшим элементом системы обеспечения единства образовательного пространства страны. В настоящее время проект нового ОКСО находится на согласовании в Минпромнауки России, Минэкономразвития России, Минтруде России и Госкомстате России. После утверждения новый ОКСО позволит оптимизировать структуру направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, гармонизировать ее со структурой специальностей среднего профессионального образования с целью развития непрерывного профессионального образования.

В рамках научных программ министерства развернуты научные исследования по оптимизации действующего Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования с учетом интеграции России в международное образовательное пространство.

Координацию работ по подготовке специалистов инновационной деятельности осуществляет Научно-методический совет по вопросам подготовки кадров для инновационной деятельности в промышленной и научно-технической сферах, образованный совместным приказом Минобразования России и Минпромнауки России.

За последнее время обучение по различным программам и курсам в области менеджмента инноваций прошли около 4,5 тыс. человек. Разработаны квалификационные требования (профессиональные стандарты) к профессии менеджера инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах, на их основе подготовлены предложения к новому образовательному стандарту для подготовки специалистов по управлению инновациями.

Организовано повышение квалификации персонала крупных и средних промышленных предприятий в области менеджмента инноваций на базе Института экономики и управления в промышленности Минпромнауки России, а также специалистов высшей квалификации – магистров по программе «Технологический менеджмент» и топ-менеджеров – по программе «МВА: управление инновационными проектами, инвестициями и рисками» на базе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

В 2002 году аккредитованы две образовательные программы: профессиональной переподготовки «Управление интеллектуальной собственностью» и повышения квалификации «Основы коммерциализации технологий». Разработан и вводится с 2003 года специализированный курс по венчурному предпринимательству.

Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов.

В настоящее время, по оперативным данным, в Российской Федерации действует 3858 учреждений начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 1648,7 тыс. человек, в том числе дневных – 3489 с контингентом 1560,4 тыс. человек.

Минобразованием России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проводились мероприятия по оптимизации сети учреждений начального профессионального образования, заключающиеся в интеграции образовательных учреждений в целях рационального использования их учебно-материальной базы и экономии бюджетных средств, выделяемых на их содержание.

За 2002 год сеть учреждений начального профессионального образования сократилась на 14 единиц (0,4%).

Изменения сетевых показателей произошли за счет реорганизации образовательных учреждений путем их укрупнения (объединения, слияния, присоединения), а также преобразования учреждений начального профессионального образования в учебные заведения среднего профессионального образования.

Существенно меняется профессионально-квалификационная структура подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Происходит постепенное перераспределение подготовки рабочих кадров для отраслей материального производства и сферы услуг в пользу последней. В 2001 году это соотношение составляло 69,8 против 30,2.

Следует отметить снижение удельного веса профессий промышленности и сельского хозяйства. В 1990 году их доля составляла соответственно 38,3% и 22,0% по сравнению с 28,7% и 17,2% в 2001 году.

Стабильна доля транспортных профессий и связи. Постепенно выдвигаются на первый план доли профессий строительства, торговли и общественного питания.

Управление образовательными учреждениями этого уровня претерпевает определенные изменения, направленные на отказ от директивного стиля пообъектного управления:

через совместную разработку отраслевых и региональных программ развития профессионального образования;

через заключение соглашений о передаче части функций министерства органам управления образованием субъектов Российской Федерации, например, соглашения о передаче Минобразованием России части функций распорядителя бюджетных средств;

через заключение договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, когда сфера образования является лишь частью договора;

через учредительные договоры в отношении конкретного образовательного учреждения, заключаемые министерством и органом управления образованием субъекта Федерации.

В целом управление децентрализуется. Возникает новый стиль управления – регулирование происходящими в образовании процессами. Усиливается внимание к управлению процессами развития.

Складываются новые формы совместного управления (договоры, соглашения, целевые программы), которые не всегда носят на себе следы системности, что недостаточно для эффективной консолидации социальных партнеров образования и субъектов образовательного процесса.

Чрезвычайно ослабленным остается информационно-статистическое обеспечение управления, «обратная связь» часто носит субъективные формы личных оценок; системная рефлексия относительно процессов, происходящих в начальном профессиональном образовании, практически отсутствует, как и системный мониторинг.

Главными целями приведения в соответствие организации и управления начальным профессиональным образованием как нуждам общества, так и самой образовательной системы можно считать:

устранение противоречия между устаревшими формами и методами управления системой образования (на всех уровнях) и характером многоаспектных задач по приданию системе новых качеств;

активизацию процессов самоорганизации и саморазвития образовательной системы, постепенное изменение порядка ее финансирования и способов взаимодействия с внешней средой.

Кроме того, предусматривается отнесение решения вопросов о предоставлении начального профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с этим при формировании консолидированного бюджета Российской Федерации расходы на содержание образовательных учреждений начального профессионального образования должны предусматриваться из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом должны быть запланированы дотации из федерального бюджета через введение системы целевых субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на эти цели, учитывающие специфику региона и достаточные для покрытия средних по каждой территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования образовательных учреждений.

Кроме того, объемы указанных субвенций должны обеспечивать гарантируемые государством (пункт 3 статьи 5 Закона «Об образовании») гражданам общедоступность и бесплатность начального профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается ими впервые.

Одновременно должны быть разработаны и утверждены на федеральном уровне нормативы финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования, определяемые в расчете на одного обучающегося и являющиеся минимально допустимыми.

При формировании перечня федеральных образовательных учреждений начального профессионального образования целесообразно включить в него образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций экономикообразующих отраслей: топливно-энергетического, оборонно-промышленного комплексов, транспорта, гидрометеослужбы, а также других направлений, потребность в которых определяется на федеральном рынке труда.

Среднее профессиональное образование также активно участвует в интеграционных процессах. В настоящее время функционируют 239 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Осуществляется интеграция средних специальных учебных заведений различных профилей друг с другом, формирование региональных образовательных комплексов на базе средних специальных учебных заведений (Дмитровский политехнический колледж (Московская область), Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж (Ростовская область), Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий, Хибинский технический колледж (Мурманская область) и др.).

Активно идет процесс формирования новых средних специальных учебных заведений на базе учреждений начального профессионального образования. Более 30 профессиональных лицеев преобразовано в средние специальные учебные заведения.

В 2002 году в ведение Минобразования России перешли 12 ссузов Госкомстата России.

Реорганизованы путем слияния учреждений НПО и СПО Астраханский вечерний техникум легкой промышленности и профучилище № 4 г. Астрахани в Астраханский техникум легкой промышленности; Кунгурский механико-технологический техникум легкой промышленности с профтехучилищем № 57 г. Кунгура в Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна.

Реорганизовано путем слияния нескольких учебных заведений 7 ссузов: (к Алтайскому государственному промышленно-экономическому колледжу присоединен Барнаульский техникум; к Волгоградскому экономико-техническому колледжу присоединено 2 учебных заведения г. Волгограда; к Смоленскому промышленно-экономическому колледжу присоединено 2 учебных заведения г. Смоленска; к Волгоградскому экономическому колледжу присоединен Волгоградский индустриальный техникум; в 2003 г. планируется реорганизация Ростовского-на-Дону машиностроительного техникума и Нижнетагильского машиностроительного техникума).

Реорганизовано в университетские комплексы 5 образовательных учреждений (Дмитровский политехнический колледж: лицей-колледж-вуз; Димитровоградский технический колледж: лицей-колледж-вуз; Хибинский технический колледж: колледж-вуз).

Решают задачи преемственности профессионального образования и создания модели интеграции среднего и высшего профессионального образования и другие министерства и ведомства Российской Федерации. Так, на базе подведомственных Госкомспорту России колледжей были созданы Мончегорский и Брянский филиалы Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Екатеринбургский филиал Уральской академии, а также филиал Российской академии в г. Новочебоксарске, в структуре Уральской академии создан Челябинский колледж физической культуры.

В системе Минимущества России реорганизован Кубанский государственный технологический университет путем присоединения к нему профессионального лицея № 29, Тольяттинский государственный университет – Тольяттинского политехнического института, Томский государственный архитектурно-строительный университет – Томского техникума геодезии и картографии, Тюменский государственный нефтегазовый университет – Тюменского машиностроительного техникума.

В целях осуществления структурной и институциональной перестройки высшего профессионального образования, оптимизации сети его учреждений в 2002 году создано 4 новых государственных вуза, находящихся в ведении Минобразования России: Гжельский государственный художественно-промышленный институт, Тольяттинский государственный институт сервиса, Уфимский государственный институт сервиса, Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт.

Продолжается эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов. В эксперименте участвуют 19 вузов. В ходе эксперимента уточняются: модель университетского комплекса с единым юридическим лицом; модель университетского комплекса в виде ассоциации юридических лиц; – модель в виде учебно-научно-инновационного университетского комплекса.

Создано 4 университетских комплекса путем реорганизации 7 образовательных учреждений Минобразования России:

Братского государственного технического университета Минобразования России и Братского педагогического колледжа № 2 Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области;

Томского государственного архитектурно-строительного университета Минобразования России и Томского техникума геодезии и картографии Минобразования России;

Тюменского государственного нефтегазового университета Минобразования России и Тюменского машиностроительного техникума Минобразования России;

Сибирского государственного технологического университета и федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский государственный институт по комплексному проектированию промышленных предприятий и разработке технологических процессов гидролиза и микробиологического синтеза».

Во исполнение плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в сфере образования и в целях повышения эффективности деятельности системы высшего профессионального образования по развитию реального сектора экономики страны Минобразованием России были разработаны предложения, на основе которых Правительством Российской Федерации были приняты постановления: от 21.08.2001 № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» и от 4 октября 2002 г. № 749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием».

Этими постановлениями было поручено разработать на основе прогнозируемой потребности в специалистах и заявок федеральных органов исполнительной власти проект государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003, 2004 и 2005 годы, согласовать его с Межведомственной комиссией и представить в Правительство Российской Федерации. Важной составляющей формирования государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием явилось выявление прогнозируемой потребности в этих специалистах. Анализ этих материалов показал, что потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием на 2003-2006 годы существенно превышает контрольные цифры приема 2002 года по очной форме обучения (по России в целом – почти вдвое). Однако было признано целесообразным на данном этапе в основном сохранить сложившуюся профессиональную структуру и объемы подготовки кадров в государственных вузах за счет средств государственного бюджета.

На 2003 год рост приема студентов по отношению к 2002 году составляет 2,7%, в том числе по очной форме обучения 2,4%.

По 6 укрупненным группам специальностей и направлениям (Образование и педагогика; Сфера обслуживания; Сельское и рыбное хозяйство; Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; Автоматика и управление; Воспроизводство и переработка лесных ресурсов) контрольные цифры приема на 2003 год сохранены на уровне 2002 года.

По социальным наукам они ниже контрольных цифр приема студентов 2002 года, но полностью соответствуют заявкам министерств и ведомств.

По остальным укрупненным группам специальностей и направлениям проект госзадания предусматривает некоторый рост контрольных цифр приема студентов в интервале от 0,5% по Здравоохранению до 29,4% по Информационной безопасности.

Процент роста по разным укрупненным группам специальностей и направлениям учитывает как прогнозируемую потребность в специалистах, так и заявки министерств и ведомств на их подготовку.

Проект государственного задания был направлен в министерства и ведомства, осуществляющие подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, и получил одобрение. Проект государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием рассмотрен и согласован на заседании Межведомственной комиссии по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием 17 декабря 2002 года. Межведомственная комиссия согласилась с предложением Минобразования России о централизации ежегодно до двух процентов контрольных цифр приема студентов с последующим их распределением по министерствам и ведомствам для оперативного решения вопросов, связанных с льготным приемом граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с приемом, связанным с экстремальными обстоятельствами.

Подготовлены предложения по реализации основ политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Предложено осуществлять подготовку инженерных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности по 63 специальностям и 25 направлениям высшего профессионального образования. Проведен конкурс на размещение заданий государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2792). Для ведения образовательной деятельности по специальностям и направлениям высшего профессионального образования оборонного профиля в настоящее время отобрано 50 высших учебных заведений (приказ Минобразования России от 20.12.2002 № 4502). Проект госзаданий на подготовку специалистов для оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации включен в Государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки на 2003, 2004 и 2005 годы, утвержденное Правительством Российской Федерации 31 декабря 2002 г.

Обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования.

В Федеральную программу развития образования заложены проекты для экспериментальной апробации моделей многоступенчатой структуры российского высшего образования, совместимого с европейской системой высшего образования.

В целях развития многоуровневой системы профессионального образования и интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего профессионального образования начат эксперимент по введению зачетных единиц (учебных кредитов) в образовательном процессе. Для организации работ по введению системы зачетных единиц подготовлены организационные приказы, сформирована рабочая группа по отработке системы зачетных единиц и ее внедрению. Группа разработала Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. Для распространения информации о разработанных подходах Методика вместе с сопроводительным письмом (от 28.11.02 № 14-52-988 ин/13) направлена в министерства, имеющие в своем подчинении высшие учебные заведения, вузы и учебно-методические объединения. Представление Методики состоялось на международном семинаре «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы», проходившем в Санкт-Петербургском государственном университете 2-3 декабря 2002 года.

Определена группа вузов, в которых будет проводиться эксперимент. Издан приказ от 19.07.2002 № 2821 «Об организации эксперимента в Российском университете дружбы народов» по введению системы зачетных единиц, а также дано разрешение на проведение эксперимента Московскому международному институту эконометрики, информатики, финансов и права.

Ведется работа по организации новых экспериментальных площадок по отработке механизма введения зачетных единиц по гуманитарным программам на базе Института Бизнеса и Делового Администрирования Саратовского государственного технического университета совместно с Университетом г. Лиде (Великобритания) на основе финансирования Европейского Тренингового Фонда; по согласованию требований университетов Европейского Союза и Российской Федерации к общей и специальной компетентности выпускников-филологов на основе гуманитарных факультетов европейских стран и России при координации Гёттенгентского университета им. Георга-Августа.

Улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений.

Первым шагом в решении проблемы будет открытие отраслевой программы материально-технического оснащения образовательных учреждений (первый этап – 2003 – 2005 гг., второй этап – 2006 – 2010 гг.).

Основные задачи программы:

мониторинг и анализ состояния материально-технического оснащения образовательных учреждений, создание информационной системы;

консолидация всех направлений бюджетного (федеральные, отраслевые, научно-технические программы, средства по смете) и внебюджетного (собственные средства, региональные бюджеты и др.) финансирования;

организация на конкурсной основе оснащения образовательных учреждений типовыми комплектами учебной техники, оборудования и приборов, согласованных с требованиями государственных образовательных стандартов;

создание сети центров поддержки функционирования образовательных учреждений всех уровней (центры мониторинга материально-технического оснащения, метрологического обеспечения, охраны труда и др.), а также центров коллективного пользования по приоритетным направлениям развития образования, науки и техники.

Оснащение вузов планируется за счет ежегодно выделяемых средств бюджетного финансирования по смете в соответствии с приведенным контингентом. Кроме того, на конкурсной основе предполагается выделение средств в рамках ФПРО по группам вузов: 2003 год – педагогические и строительные вузы, 2004 год – вузы федерально-отраслевого значения (химико-технологические, радиотехнические, пищевые и др.), 2005 год – классические и технические университеты.

Оснащение учреждений среднего и начального профессионального образования будет осуществляться по смете. В рамках выполнения ФПРО создаются ресурсные центры на базе ведущих ссузов и ПТУ на конкурсной основе.

Реальным путем существенного увеличения финансирования на материально-техническое оснащение образовательных учреждений является привлечение средств от их предпринимательской деятельности. За 2001 и 2002 год эти средства составили 2,96 млрд. руб. и 3,2 млрд. руб. соответственно, что составляет около 10% от общего объема. При этом увеличение доли собственных средств, направляемых на приобретение приборов и оборудования, существенно сдерживается тем, что эти средства облагаются значительными налогами.

Работа по информатизации профессионального образования и оптимизации методов обучения, активное использование технологий открытого образования проводится в соответствии с федеральными целевыми программами «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)», «Электронная Россия», рядом ц

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте