search
main
0

Создание условий для повышения качества общего образования

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Минобразованием России осуществлялась деятельность, направленная на:

совершенствование структуры и содержания общего образования;

реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

разработку федерального компонента государственного стандарта общего образования;

разработку нового содержания исторического образования;

развитие профильного обучения в старшей школе;

совершенствование нормативно-правовой базы системы общего образования;

развитие новых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников;

разработку и реализацию федеральных, целевых, научных программ и проектов, направленных на поддержку и развитие общего образования, развитие системы поддержки одаренных детей, создание условий для организации и проведения всероссийских и международных олимпиад школьников;

разработку и реализацию Программы модернизации педагогического образования.

Вопрос о переходе на новую структуру общего образования (12-летнюю школу) будет решаться после завершения проводимого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2001 № 224 эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

К настоящему времени проведена следующая работа:

создана база данных по экспериментальным общеобразовательным учреждениям. В 2002 году в эксперименте принимали участие 1734 общеобразовательных учреждения 76 субъектов Российской Федерации и Российской академии образования;

решены вопросы организационного, нормативного обеспечения эксперимента, изданы нормативно-правовые документы;

создана система управления экспериментом, на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России организован федеральный Центр по сопровождению эксперимента;

организована система мониторинга по медико-физиологическому, психолого-педагогическому, учебно-педагогическому, социологическому блокам; в течение 2002 года в мониторинге приняли участие более 112 тыс. учащихся, 7 тыс. учителей и директоров школ, 46 тыс. родителей. Мониторинг привлек внимание педагогических коллективов не только к качеству учебных достижений учащихся, но и к психолого-педагогическим вопросам, здоровью детей, рассмотрению ожиданий учителей, учащихся, родителей, уровню комфортности и тревожности учащихся;

ведется системная работа по повышению квалификации педагогических работников, управленцев, специалистов, методистов, участвующих в эксперименте и осуществляющих руководство им (ежегодно только через Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования, не считая региональные институты повышения квалификации, повышают квалификацию в рамках эксперимента около 1000 человек, через систему семинаров — более 3000). Программы и учебные планы региональных ИПК в настоящее время строятся с учетом задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования, и с учетом реализации федеральных экспериментов, проводимых в регионах;

создаются материально-технические условия для проведения эксперимента. В рамках Федеральной программы развития образования осуществляется финансирование эксперимента (2001 г. — 139,5 млн. руб., 2002 г. — 180 млн. руб., 2003 — 190 млн. руб.), на выделенные средства приобретается учебная литература для учащихся, учебное оборудование для экспериментальных общеобразовательных учреждений, аппаратно-программные средства, множительная техника для региональных центров эксперимента при учреждениях повышения квалификации, ведется мониторинг, апробируются отдельные направления эксперимента. В регионах изыскиваются средства для закупки методических пособий, размножения методических материалов и т.д.; из местных бюджетов во многих регионах выплачивается 15-процентная надбавка учителям-экспериментаторам. На региональном и муниципальном уровнях на поддержку эксперимента затрачено приблизительно 130 млн. рублей;

с целью оказания методической помощи подготовлены перечень учебников, которые используются в ходе проведения эксперимента, список методической литературы, ряд изданий по эксперименту, включая методические письма по различным аспектам экспериментальной работы и нормативной базе;

разработаны перспективы развития эксперимента по различным направлениям. Эксперимент действительно по сути и смыслу широкомасштабный, так как имеет не только большое экспериментальное поле, но и множество направлений, по которым планируются «локальные» эксперименты, результаты которых будут вводиться в массовую практику. Научное педагогическое сообщество пришло к выводу, что такой подход позволяет решать круг специальных задач эксперимента.

На 2002/2003 учебный год в развитии эксперимента выделены следующие общие направления экспериментальной работы: введение новых предметов в начальной школе; профильное обучение в старших классах; апробация экспериментального базисного учебного плана с последующей корректировкой; анализ учебников, используемых в ходе эксперимента; разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий; разработка новой системы оценки учебных достижений школьников; апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и реализации воспитательного потенциала содержания образования.

Разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений.

В 2002 году в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации был рассмотрен федеральный закон «О государственном стандарте общего образования». В настоящее время закон готовится ко второму чтению, вносятся поправки по замечаниям и предложениям.

Параллельно разрабатывается проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проект прошел широкое общественное и профессиональное обсуждение. В доработке окончательного варианта проекта приняли участие представители РАН, РАО, ведущих университетских центров. Предполагается, что федеральный компонент стандарта будет утвержден Правительством Российской Федерации через три месяца после принятия закона «О государственном стандарте общего образования».

На основе закона «О государственном стандарте общего образования» и федерального компонента государственного стандарта общего образования будет разработан гибкий вариативный базисный учебный план.

Проект закона, принятый в первом чтении, предусматривает выделение достаточного времени (25%) на реализацию регионального (национально-регионального) компонента.

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования; использования эффективных методов обучения; повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи и др.

Состояние здоровья детей и молодежи в настоящее время характеризуется следующими цифрами: в дошкольных учреждениях число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, составляет 35%, в школах – около 60%, в вузах – до 85%. На первое место вышли заболевания системы пищеварения, иммунной, нервной и генеративной систем. На этом фоне тревожно выглядит позиция органов здравоохранения, направленная на сокращение профилактической работы, закрытие профилакториев подчинения Минздрава России и ограничение численности медицинского персонала.

В связи с этим Минобразование России формирует в учебных заведениях всех уровней центры мониторинга, диагностики и коррекции здоровья учащихся. Это позволяет непрерывно контролировать психическое и физическое здоровье учащихся на основе создания паспортов здоровья.

В 2001-2002 годах Минобразованием России создано 30 центров здоровья при ведущих вузах, открыты и функционируют десятки центров здоровья в средних учебных заведениях. Центры здоровья в вузах уже показали свою эффективность в снижении заболеваемости в среднем на 30% при повышении успеваемости студентов. Мониторинг психологического состояния учащихся позволяет в ряде случаев предотвратить развитие стрессового состояния, суицида, интереса к алкоголю, наркотикам, улучшить методологию преподавания и разработать новые технологии образования, снижающие информационные перегрузки учащихся. В 2003 году планируется создание 7 центров здоровья в вузах и оснащение специальным оборудованием 100 школ для тубинфицированных детей.

Учитывая эффективность функционирования центров, возможность решения в них вопросов диспансеризации и мониторинга здоровья учащихся, возникает обоснованная необходимость расширения сети таких центров. В настоящее время центры здоровья функционируют только в 10% вузов министерства. Из 69 тысяч школ только около 1% имеют оздоровительные структуры. В средних специальных учебных заведениях положение еще более сложное.

Единственный путь решения проблемы – создание Федеральной программы «Здоровье и образование», которая позволит решить следующие основные задачи:

создать сеть центров здоровья для всех учебных заведений;

разработать методологию формирования психического, соматического и физического развития организма учащихся,

реализовать новые технологии здоровьесохраняющего образования.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. 4690 учреждений физкультурно-спортивной направленности ведут образовательную деятельность по 120 видам спорта. В детско-юношеских спортивных школах и клубах физической подготовки занимаются более 2 млн. детей и подростков. Многие из воспитанников данных учреждений стали впоследствии чемпионами России, Европы, мира, Олимпийских игр. Так, только на последней зимней Олимпиаде 9 воспитанников спортивных школ системы образования стали призерами, трое из них – Юлия Чепалова, Михаил Иванов, Ольга Пылева – завоевали золотые медали.

По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, на 2003 год в его бюджете предусмотрены ассигнования на оздоровление детей в сумме 11 566,8 млн. рублей, а также расходы на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ в сумме 950 млн. рублей.

В целях усиления педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышения их занятости сохранена сеть оздоровительно-образовательных учреждений, находящихся в ведении системы образования, увеличено число мест в лагерях с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений (3 млн. 450 тыс. детей, в 2001г. – 2 млн. 900 тыс. детей) и клубов по месту жительства. В профильных лагерях летом 2002 года отдохнуло 533 тыс. подростков (из них более 200 тыс. – в спортивных и оборонно-спортивных лагерях), что на 15% больше, чем в 2001 году.

Развиваются формы трудовой занятости старших подростков. В лагерях труда и отдыха в 2002 году находились 905 тыс. подростков (в 2001 г. – 638 тыс.). В ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, школьных компаниях и фирмах, а также индивидуально при содействии школьных и молодежных бирж труда были заняты 1, 26 млн. подростков (в 2001г. – 1,07 млн.). Только в Краснодарском крае было создано 9 тыс. рабочих мест для старших подростков на базе лучших здравниц Кубани. Аналогичная работа осуществляется в летний период 2003 года, однако данные будут получены и проанализированы позднее.

Для создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников:

развивалась сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, воспитанников; в рамках ФПРО разработана методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников;

разработана и апробирована на муниципальном уровне технология междисциплинарного межведомственного мониторинга (в 2002 году на базе 5 школ г. Вологды);

внедрены в рамках национально-регионального компонента образовательные профилактические программы «Полезные навыки» 1-9 кл., «Разговор о правильном питании» 1-4 кл., подготовлена вся учебно-методическая база для внедрения федеральной программы «Здоровье»;

увеличен объем уроков по образовательной области «Физическая культура» в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования (решение коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, РАО №11/9/6/5 от 23.05.2002).

В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С этой целью Центром образования и здоровья Минобразования России разработаны критерии медико-физиологического мониторинга обучающихся общеобразовательных учреждений, вводятся критерии оценки результатов эксперимента с точки зрения влияния условий обучения, социальных условий, уровня учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся.

В ходе психофизиологического сопровождения эксперимента проводится изучение состояния здоровья, школьной инфраструктуры, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и широкого использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Оптимизация нагрузки учащихся должна произойти за счет разгрузки содержания образования в начальной и основной школе (с принятием стандарта) на 10-20%, дифференциации обучения и профильного обучения в старшей школе, внедрения современных здоровьесберегающих технологий, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой (введение третьего часа в неделю на занятия физической культурой).

В целях укрепления материально-технической базы физической культуры и спорта Минобразование России принимает меры по оснащению образовательных учреждений спортивным инвентарем. В 2002 году в рамках ФПРО и других федеральных целевых программ в учреждения для детей-инвалидов передано 90 комплектов спортивных тренажеров, в учреждения дошкольного образования и учреждения смешанного типа для детей-сирот 170 комплектов спортивного оборудования, в детские дома – 1197 комплектов, в школы-интернаты – 490 комплектов (на сумму более 63,5 млн. рублей).

В 2003 году Министерству предстоит обеспечить масштабную поставку спортивного оборудования и инвентаря для обеспечения общеобразовательных школ на сумму не менее 600 млн. рублей. Обеспечение спортивным инвентарем будет осуществляться на условиях паритетного финансирования с субъектами Российской Федерации (50% – Минобразование России, 50% – субъекты Федерации). Заявки получены из большинства регионов, объявлен конкурс поставщиков, способных обеспечить поставки в соответствии с номенклатурой разработанного перечня спортинвентаря и качество оборудования и товаров. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение Минфину России предусмотреть для продолжения этой работы в 2004 году не менее 350 млн. рублей в федеральном бюджете, чтобы максимально обеспечить образовательные учреждения системы общего образования необходимым спортивным инвентарем.

В результате 32 научно-исследовательских проектов, выполненных в рамках направления «Научно-методические вопросы социального обеспечения и жизнедеятельности обучающихся, воспитанников» программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования»:

разработаны новые методы диагностики психологического и физиологического статуса учащихся в период адаптации к учебному процессу и его динамике;

разработана методика и портативное устройство психофизиологического состояния учащихся при интенсивном использовании компьютерных средств и других источников излучения электромагнитных полей;

созданы действующие макеты автоматизированных рабочих мест психолога, отолога, окулиста, нейрофизиолога, валеолога;

разработана функциональная технологическая схема поточной линии по производству продуктов питания на основе дикорастущего и морского сырья;

разработана и опубликована концепция функционирования и оснащения центров содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

разработаны лечебно-профилактические рационы питания учащихся, проживающих в зонах с повышенным радиационным фоном, доминантные принципы создания школьных рационов питания.

За счет средств ФПРО оформлен компьютерный банк данных оздоровительных технологий для образовательной среды различного типа образовательных учреждений, создан макет учебно-методического пособия «Здоровьесберегающие технологии для различных типов образовательных учреждений».

Дифференциация и индивидуализация образования при обеспечении государственных образовательных стандартов обеспечивается многообразием образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ.

В настоящее время в Российской Федерации существует множество общеобразовательных учреждений различных видов (более 1200 гимназий, 813 лицеев, почти 5,3 тыс. школ с углубленным изучением отдельных предметов) и вариативность образовательных программ. Этот процесс получит дальнейшее развитие при переходе на профильное обучение в старшей школе, а также при организации предпрофильного обучения в основной школе, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.

ФПРО поддерживает авторские экспериментальные школы, которыми разработаны в 2002 году перспективные модели деятельности образовательных учреждений в условиях модернизации образования, в частности адаптивных школ, сельских социокультурных комплексов, общеобразовательных школ как центров интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.

Минобразованием России совместно с работодателями в 2002 году завершена разработка государственных образовательных стандартов по 55 профессиям начального профессионального образования, предусмотренным Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 № 1362.

Разработана Концепция реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального профессионального образования.

Качество подготовки специалистов среднего звена, их конкурентоспособность и профессиональная мобильность в значительной степени определяются содержанием среднего профессионального образования, государственными образовательными стандартами по специальностям, формируемыми с учетом интересов личности, потребностей рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы. Дифференциация и индивидуализация среднего профессионального образования проявляются через разнообразие профессиональных образовательных программ. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам – профессиональной образовательной программе базового уровня (обучение в техникумах) и профессиональной образовательной программе повышенного уровня (обучение в колледжах), что позволяет выпускнику средних специальных учебных заведений приобретать качественно новую квалификацию в соответствии с уровнем среднего профессионального образования.

С учетом интересов студентов, работодателей, региональных рынков труда в рамках профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования сформировано более 100 специализаций, 560 программ дополнительной подготовки, что способствует развитию гибкости и вариативности содержания среднего профессионального образования. Наиболее востребованными программами дополнительной подготовки являются программы в области экономики, менеджмента, предпринимательской деятельности, информационных технологий.

Оптимизация Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации», в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, формирования основы для решения задач определения прогнозной потребности, регулирования приема и выпуска специалистов, регламентации лицензионной деятельности и статистического учета в образовании, интеграции системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, обеспечения сопоставимости образовательной статистики России и международных организаций совместно с Научно-исследовательским институтом высшего образования разработан проект Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО). 19 ноября 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования России по вопросу «О разработке Общероссийского классификатора специальностей по образованию». В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 19.11.2002 № 22/1 проект ОКСО, согласованный в установленном порядке, направлен на утверждение в Госстандарт России.

Расширяется состав направлений и специальностей высшего профессионального образования. В 2002 году Минобразованием России в порядке эксперимента созданы:

новое направление подготовки бакалавров и магистров «Информационные технологии» (приказ Минобразования России от 29.11.2002 № 4175). Эксперимент организован в 6 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Подготовлен проект временных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению «Информационные технологии»;

новая специальность «Биоинженерия и биоинформатика» (приказ Минобразования России от 29.07.2002 № 2944). Эксперимент организован на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Разработаны и утверждены Временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Биоинженерия и биоинформатика» (регистрационный номер 4э-ЕН/сп от 30.12.2002) и примерный учебный план;

новая специальность «Противодействие техническим разведкам» с присвоением квалификации «Специалист по защите информации» (приказ Минобразования России от 05.12.2002 № 4249) . Эксперимент организован на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Подготовлен проект временных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Противодействие техническим разведкам», который находится в Минобразовании России на рассмотрении и согласовании;

новое направление подготовки дипломированных специалистов «Инноватика» и специальность «Управление инновациями» (приказ Минобразования России от 15.10.2002 № 3594). Эксперимент организован в 6 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Подготовлен проект временных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности «Управление инновациями», который находится в Минобразовании России на рассмотрении и согласовании.

Минобразованием России совместно с Минпромнауки России разработан проект Программы многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах, включая сферу малого предпринимательства, на 2003-2005 годы. Проект был рассмотрен и одобрен на заседании президиума Научно-методического совета по вопросам подготовки кадров для инновационной деятельности в промышленной и научно-технической сферах.

В системе дополнительного профессионального образования государственные образовательные стандарты не установлены.

Что касается вопроса дифференциации и индивидуализации образования, то такой подход уже давно используется в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Для определения исходного уровня профессиональных знаний слушателей используются различные виды научно обоснованного тестирования. В зависимости от результатов тестового контроля происходит дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

При реализации длительных образовательных программ (профессиональной переподготовки) с обязательной подготовкой выпускной квалификационной работы широко используются факультативные формы изучения дисциплин и расширяется набор курсов по выбору. Все это позволяет усилить индивидуальную и творческую самостоятельную работу слушателей.

Использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

С учетом значимости предметов образовательной области «Искусство», влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, проект нового стандарта общего образования по области «Искусство» предусматривает увеличение времени на изучение предметов эстетического цикла (в основной школе добавляется один час в 9-м классе, в старшей профильной школе вводится курс «Мировая художественная культура»).

Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков.

Новые стандарты предусматривают увеличение удельного веса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

В программах по обществознанию увеличен объем материала по экономике и праву, предполагается введение курса «Обществознание» в 5-7 классах, в старшей профильной школе вводятся обязательные курсы экономики и права. Русский язык становится обязательным предметом в старшей школе.

Введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы.

В классах гуманитарного профиля экзамен по иностранному языку предполагается сделать обязательным так же, как экзамен по информационным технологиям для естественнонаучного и технологического профилей. Экзамен по иностранному языку для учащихся непрофилированных образовательных учреждений станет возможным только после введения изучения иностранного языка со второго класса на основе современных методик и соответствующего кадрового обеспечения преподавания иностранного языка.

Компьютеризация системы образования, реализуемая в настоящее время, позволит обеспечить в ближайшие годы всеобщую компьютерную грамотность выпускников школ.

В условиях подготовки к введению профильного обучения в старшей школе возрастает значимость создания условий для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Система дополнительного образования детей позволяет выявлять склонности, интересы и способности детей, способствует воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования. Многие ученые, руководители производства, спортсмены, артисты первые сведения о своей будущей профессии получили на занятиях в кружках, секциях, объединениях дворцов и домов детского творчества, станциях юных техников, спортивных школах и др.

В соответствии с распоряжением Правительства от 27 декабря 2000 года № 1847 Минобразованием России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализуется Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, проходит Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей. Окружные конкурсы прошли в сентябре-ноябре 2002 года при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Финал конкурса состоится в октябре 2003 года.

Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17. 12. 2001 № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности» Минобразованием России в семи субъектах Российской Федерации (Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новосибирская, Новгородская, Псковская области) при участии региональных органов управления образованием, органов местного самоуправления проводится эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Цель эксперимента – повышение доступности, качества и эффективности образования сельских школьников. Важную роль в достижении этой цели играет компьютеризация образовательного процесса в сельских школах, программа которой успешно реализуется. К 2002-2003 учебному году в каждую сельскую школу направлен комплект методической литературы, осуществляется выпуск серии «Библиотека сельской школы России» в помощь руководителям и учителям сельских школ. Издано 29 таких сборников. Открыт сайт, на который еженедельно направляется информация о проведении эксперимента.

По итогам мониторинга начального этапа эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, для региональных участников эксперимента в августе 2002 года проведена конференция. В Псковской, Новосибирской и Московской областях, а также Краснодарском крае состоялись региональные обучающие семинары.

25 октября 2002 года по теме «Проблемы современной сельской школы и пути её развития» состоялись парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Приняты соответствующие рекомендации, которые направлены в субъекты Российской Федерации для обсуждения и осуществления конкретных мер поддержки сельских школ.

Для обеспечения базовых общеобразовательных учреждений учебно-наглядными пособиями по различным предметам и оснащения кабинетов химии, физики, биологии, физической культуры, иностранного языка учебным оборудованием с учетом апробации конкретных локальных моделей осуществлена их поставка и доставка на сумму 13,5 млн. рублей в 2002 году, а также в библиотеки сельских школ были поставлены комплекты учебно-методической литературы на 50 млн. рублей.

Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования осуществляются специальные меры по поддержке сельской школы: создается телекоммуникационная система удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам, закуплены аппаратно-программные средства на центр спутникового доступа и абонентские терминалы. В 2003 году предстоит осуществить дозакупку до полного комплекта средств информатизации и осуществить доставку, монтаж и настройку оборудования непосредственно в сельских школах (15700 приемных станций, 300 приемо-передающих).

Продолжается работа по разработке моделей реструктуризации сети с учетом рекомендаций на основе мониторинга начального этапа эксперимента.

По итогам работы в 2002 году Минобразованием России разработаны предложения по развитию эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на 2003-2004 учебный год. Особое внимание будет сосредоточено на усилении координации действий всех уровней управления, включенных в эксперимент; внедрении и апробации новых образовательных технологий (обслуживании малокомплектных сельских школ передвижными лабораториями, оснащенными интегрированным учебным оборудованием); отработке механизмов, обеспечивающих интеграцию образовательных учреждений; объединении ресурсов нескольких отраслей социальной сферы (образования, культуры, здравоохранения) с целью дальнейшего развития эксперимента.

В частности предполагается:

1. Проводить оснащение сельских школ малогабаритным эффективным лабораторным оборудованием, построенным по модульному принципу и снабженным развитым, в том числе мультимедийным, методическим обеспечением. Это позволит существенно снизить материальные затраты и реализовать единый подход к построению объединенного учебного кабинета сельской школы.

2. В связи с невозможностью вложения необходимых средств в развитие материально-технической базы всех сельских школ следует оснащать их поэтапно на основании конкурса регионов при условии паритетного софинансирования.

Такой подход был реализован в проекте «Оснащение кабинетов естественнонаучного цикла сельских школ Республики Бурятия», выполненного в рамках ФПРО в 2002 году на основе соглашения между Минобразованием России и правительством Республики Бурятия. Общий объем проекта составил около 60 млн. руб., из которых 22 млн. руб. – средства Минобразования России. В результате типовые комплекты оборудования по физике, химии и биологии были поставлены более чем в 150 малокомплектных и 12 полнокомплектных сельских школ. В 2003 году планируется расширить работы по оснащению сельских школ в 5-6 регионах с общим объемом финансирования 100 млн. руб. (из них за счет Минобразования России – 40 млн. руб.).

Государственная поддержка школ для одаренных детей. В рамках подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России», государственным заказчиком которой является Минобразование России, только в 2001 и 2002 годах оказана помощь 82 образовательным учреждениям различных типов и видов: общего образования, дополнительного образования детей, школ-интернатов для одаренных детей – из 43 субъектов Российской Федерации. В данные учреждения постановлено лабораторное и компьютерное оборудование, аудио- и видеотехника, музыкальные инструменты. Все образовательные учреждения, получившие финансовую поддержку через подпрограмму «Одаренные дети», на протяжении многих лет готовят победителей и призеров всероссийских и международных предметных олимпиад и конкурсов, являются базовыми площадками по отработке методик и педагогических технологий работы с одаренными детьми, которые значимы и востребованы не только на уровне своего региона, но и на федеральном уровне.

В 2003 году планируется создание на базе федеральных экспериментальных площадок и ведущих образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, специализированных центров по работе с одаренными детьми во всех 7 федеральных округах. Задача таких центров – осуществление межведомственного взаимодействия по реализации подпрограммы «Одаренные дети», информационно-методическая помощь специалистам, работающим с одаренными детьми, в том числе создание системы повышения их квалификации и профессиональной переподготовки. Необходимо оснащение данных центров новыми эффективными диагностическими методиками работы с талантливыми детьми, современным оборудованием.

В Российской Федерации функционирует 106 (в 2001 году – 101) общеобразовательных инновационных школ-интернатов (гимназий-интернатов, лицеев-интернатов, школ-интернатов с углубленным изучением различных предметов).

Все инновационные школы-интернаты реализуют идею профильного обучения, в том числе многопрофильного, на III ступени обучения (Самарский областной многопрофильный лицей-интернат, Мичуринский лицей-интернат Тамбовской области, Новгородский педагогический лицей-интернат, Белгородский лицей-интернат и др.).

В данных учреждениях обучение организуется по таким профилям, как гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, технический и другие. В частности, в Самарском лицее-интернате обучение учащихся осуществляется по 14 профилям.

В рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» ряд учреждений получил оборудование для организации учебно-воспитательного процесса.

Установлены льго

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте