search
main
0

Создайте образ. Всероссийский конкурс юных вокалистов расставляет акценты

Вокальное искусство занимает особое место в системе детского художественного творчества и в последнее время достаточно востребовано. Прошедший в Москве Всероссийский конкурс юных вокалистов, который организует и проводит Федеральное агентство по образованию, уже прочно вошел в календарь всероссийских массовых мероприятий, имеет свою историю, пользуется популярностью в учреждениях дополнительного образования. Его проведение в первую очередь направлено на сохранение и развитие лучших отечественных традиций академического, народного и эстрадного пения. Это прекрасная возможность выявить одаренных юных певцов, поддержать их, а также помочь педагогам повысить свое мастерство.

Особую роль в проведении конкурса юных вокалистов имеет его этапность: он начинается в образовательном учреждении, проходит районный, городской, региональный уровни, вовлекая тысячи юных исполнителей.

В 2006 году на региональном этапе конкурс проводился в 57 субъектах Российской Федерации, и в нем приняли участие около двух тысяч детей. В 2007 году в региональных конкурсах приняли участие уже три тысячи детей. В финале было отобрано 120 юных вокалистов в двух номинациях (народное и академическое пение) из 48 субъектов Российской Федерации. Шестеро наиболее одаренных певцов впервые были представлены к награждению президентской премией в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Анастасия Михайлова (Великий Новгород), Александр Казанов (Бурятия), Марина Финогенова (Ленинградская область), Ксения Долгова (Нижегородская область), Дарья Турбина (Белгородская область), Ольга Куприяновская (Вологодская область). Юные победители и призеры на полученные премии приобрели компьютерное оборудование и музыкальные инструменты.

В конкурс 2008 года организаторы, учитывая интерес детей и подростков к эстрадному вокалу, добавили эстрадное пение в качестве отдельной номинации.

На заочный этап поступило более 250 заявок. Жюри отобрало 120 юных участников из 47 регионов. Финальный этап прошел в Петрозаводске. Были награждены девять юных вокалистов в трех номинациях.

В этом году конкурс состоялся в Москве. В предварительном этапе приняли участие более 400 юных исполнителей, в заключительном – 120 финалистов из 30 регионов России.

В рамках конкурсных мероприятий для юных участников и их педагогов члены жюри, известные солисты, педагоги, деятели искусств провели мастер-классы по номинациям. Заключительный день проходил в Московском детском музыкальном театре Наталии Сац. Для детей была организована экскурсия в этом удивительном волшебном театре, а для педагогов – «круглый стол», где члены жюри выступили с анализом по итогам конкурсных выступлений финалистов и ответили на вопросы педагогов. После этого прошел большой гала-концерт победителей конкурса.

Организаторы несколько изменили формат церемонии награждения, которая обычно проходит перед гала-концертом. Поэтому интрига сохранялась до самого конца. Большая группа финалистов была отмечена специальными дипломами жюри. В младшей возрастной группе во всех номинациях были вручены дипломы лауреатов трех степеней. И девять юных вокалистов в возрасте от 14 до 17 лет были выдвинуты кандидатами на премию по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: Павел Суляндзига (Москва), Дарья Сердюченко (Краснодар), Галина Овчинникова, Марина Фомина, Дмитрий Чобанов (Новгородская область), Екатерина Лавренко (Белгородская область), Татьяна Финогенова, Анастасия Чеснокова (Ленинградская область), Анна Лучинина (Киров).

Всем победителям были вручены ценные подарки. Кроме того, юные вокалисты получили дипломы участников финала. Жюри отметило дипломами и педагогов.

Все члены жюри в работе мастер-классов, на обсуждении итогов конкурса отметили, что самое сложное в детском вокальном творчестве – это академическое пение. Профессор, народный артист России, доктор искусствоведения, председатель жюри номинации «Академическое пение» Сергей Яковенко выразил мнение своих коллег и подчеркнул, что педагоги стали уделять больше внимания интонации, яркости дикции и сохранению природной чистоты голоса. В основном юные исполнители старались голосом выразить душу и интеллект, свое отношение к произведению, не разрушить образ исполняемого произведения. Однако жюри обратило внимание руководителей, что не следует «эксплуатировать» детские голоса, гоняться за дипломами и наградами. Особенно это касается мальчиков в возрасте 11-15 лет, так как в этот период очень опасно форсировать голос и давать большую нагрузку.

Жюри номинации «Народное пение» (председатель – Петр Сорокин, главный хормейстер Государственного российского Дома народного творчества, заслуженный артист России) отметило важность и значение народной культуры, народной песни, которые, к сожалению, не звучат на радио и телевидении.

Конкурс поддерживает талантливых детей и пропагандирует русскую национальную культуру. Главное в народном пении – сохранить его подлинность, глубину народной песни, стараться не следовать сложившимся штампам, подсказывать юным исполнителям, что наигранность порой разрушает художественный образ: излишняя жестикуляция, неточное интонирование – и в результате образ не получает развития в ходе исполнения.

Обычно наиболее многочисленная на конкурсе вокалистов номинация «Эстрадное пение». Жюри под председательством заслуженного работника культуры России Михаила Славкина высказало пожелания, которые в первую очередь касались подбора репертуара. Было странно слышать из уст молодого дарования песню о трагической любви (при этом вокалисту едва исполнилось 11 лет) или исполнение юной девушкой от мужского лица песни «Письмо с фронта», в которой есть наказ жене беречь их сына. Все это выглядит как некая пародия, что, к сожалению, поощряется взрослыми. Практически отсутствуют детские песни, которые бы раскрывали настоящий, а не придуманный мир ребенка, в котором он живет.

Правильный выбор репертуара очень важен и нужен, чтобы помочь ребенку найти свой стиль, свое лицо. Показать в наиболее выгодном свете своего воспитанника, все его сильные стороны – вот задача педагога. А помимо выбора репертуара желательно подготовить такую фонограмму, которая помогала бы юному вокалисту выразить, подчеркнуть свое исполнительское мастерство, чтобы он чувствовал себя уверенно и свободно, а не прятался за музыкальным аккомпанементом. Очень важны аспекты технической оснащенности исполнителя: правильные навыки дыхания, понимание своего голосового аппарата, ровная регистровка, правильная и осмысленная артикуляция, умение выстраивать фразу и всю драматургическую линию произведения, владение различными красками и, самое главное, чистота интонации.

Лидия ВИНОГРАДОВА,

член оргкомитета конкурса,

зав. лабораторией художественно-эстетического творчества Федерального центра технического творчества учащихся

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте