search
main
0

Создается троевластие. Ольга КАРТАВЦЕВА, председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, председатель Комитета по образованию Общественной палаты Воронежской области

К сожалению, пока не во всех образовательных учреждениях и не во всех муниципальных округах существуют управляющие советы. Кстати, называться он может и просто советом школы, и общественным советом, и попечительским, главное – чтобы он имел государственные функции по управлению образованием. Только тогда он вправе быть управляющим. По типовому положению об образовательном учреждении руководство школой осуществляется на основе единоначалия и демократичности, а органом управления является совет. Закон «Об образовании» тоже говорит, что именно таким образом должно осуществляться руководство школой. Но, по сути, у нас в школе утвердился принцип единоначалия, а советы существовали формально. Они помогали выжить школе – во время ремонтов, при подготовке праздников и так далее. В состав таких советов входили активные родители, которые хотели помочь школе.

Но управляющими эти советы не были. Это стало возможным только после того, как наша область включилась в работу по комплексному проекту модернизации образования, и теперь решением губернатора в каждом образовательном учреждении и каждом муниципальном округе должны появиться управляющие советы. Они получили полномочия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, практически 30 процентов фонда. Другими словами, советам передана государственная функция. Был разработан регламент, примерное положение, в которых есть рекомендации по начислению зарплаты: рассмотрение вопроса на управляющем совете, согласование с профсоюзным комитетом, принятие решения и только потом приказ директора о начислении этой части заработной платы. Также совет получил право участвовать в составлении и осуществлении программы развития учреждения. А так как школы муниципальные, то и при муниципалитете также должен быть образован управляющий совет. Он призван распределять стимулирующую часть ФОТ руководителей, поощряя лучших, и работать на развитие всей системы образования района.

Пока, к сожалению, такого понимания роли советов в каждом учреждении и муниципальном округе мы не добились. Возникло несколько проблем, которые обязательно надо решить.

У нас как бы образовалось троевластие: директор школы, профсоюзный комитет и управляющий совет. Двое из этих игроков власти уже имеют прочные установившиеся связи и традиции работы. Директору принадлежит авторитарная власть, он наделен большими полномочиями и ответственностью. Интересы педколлектива представляет профсоюз, а родители с детьми в этой схеме не были представлены. Но механизм взаимоотношений изменился. Если раньше государство обеспечивало школы всем – деньгами, оборудованием, программами, учебниками и так далее, сейчас оно практически до 70 процентов функций передало в школы. И поставило задачу привлечь общественность. Здесь многое зависит от директора. Лишние, как сейчас кажется, хлопоты по организации управляющего совета завтра обернутся для директора фактором его защиты и укрепления его позиций. Раньше он один отстаивал интересы школы, а теперь с ним рядом будет авторитетный председатель совета. Так же и на уровне района.

Необходимо изменить и отношение профсоюза к советам. Ведь профсоюз считает, что это его дело – распределять стимулирующую часть ФОТ. Но ситуация изменилась, и не нужно видеть соперников в лице управляющего совета, наоборот, с его помощью будет легче отстаивать интересы педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте