search
main
0

Создаем проблему, находим выход. Программа факультативного курса «Умка» для 1-4-х классов

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка и педагога, общения со сверстниками и взаимодействия с предметно-пространственной средой.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Программа факультативного курса «Развитие одаренности у детей младшего школьного возраста» ориентирована на личностное развитие ребенка. Личностная ориентация в условиях профильного обучения способствует переходу к лидерскому и партнерскому стилю отношений педагога и ученика.

Данной программой не исчерпываются все возможности и направления развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Ее следует рассматривать как одну из важнейших составляющих работы с одаренными детьми. С точки зрения содержания программа не имеет жестко заданной предметной направленности. Это интегрированный курс.

Программа курса построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и, таким образом, не теряя из поля зрения ранее сформированные методы и приемы умственной деятельности, постепенно расширяют круг собственных возможностей.

Центральное место в программе занимают три условно выделенных блока: интеллектуальная сфера и сфера академических достижений, творчество, «общение и лидерство». Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка. Задания активизируют разные виды мышления и способствуют развитию всех познавательных функций и навыков самостоятельного поиска.

Рассмотрим более подробно каждый блок с точки зрения содержания.

I. Интеллектуальная сфера и сфера академических достижений

Данный раздел предполагает развитие остроты мышления, наблюдательности, памяти, разносторонней любознательности, умения излагать свои мысли и практически использовать полученные знания, словарного запаса, способности подолгу удерживать внимание и информацию в памяти, понимания математических отношений, легкости в восприятии и запоминании математических символов, интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию и упорядочиванию предметов, внимания к предметам и явлениям, интереса к классификации, естественно-научным опытам и экспериментам, понимания причинно-следственных связей, абстрактных понятий.

II. Творчество (креативность)

Задания этого блока требуют уже не столько строгости и логичности мышления, сколько способности мыслить творчески, альтернативно, что способствует развитию оригинальности, гибкости, беглости (продуктивности) мышления, легкости ассоциирования, сверхчувствительности к проблемам и других качеств и способностей, необходимых в творческой деятельности.

III. Общение и лидерство

Задания этого блока направлены на формирование умений сохранять уверенность в окружении посторонних людей, легко приспосабливаться к новым ситуациям, руководить играми или занятиями других детей. Они учат легкости в общении с детьми и взрослыми. Дети приучаются генерировать решения задач, проявлять инициативу и ответственность, характерные для возраста ребенка, давать необходимый совет и оказывать помощь сверстникам.

Основные цели факультативного курса «Развитие одаренности у детей младшего школьного возраста» – развитие интеллектуальных, творческих способностей, мышления детей, формирование гибкости и широты мышления, развитие чувств и эмоций, уверенности в своих силах, склонности к лидерству, к доминированию в межличностных отношениях, повышение мотивации деятельности, индивидуализация обучения школьников, раскрытие их способностей и склонностей.

Курс призван сформировать:

умение нестандартно мыслить;

способность находить альтернативные пути решения проблем;

способность к логическим построениям и рассуждениям;

интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;

интерес к анализу событий и явлений;

широкий кругозор (круг интересов);

самостоятельность в принятии решений;

независимость в суждениях;

склонность к конкурентным формам взаимодействия;

способность понимать мотивы поведения других людей;

склонность к самоанализу;

уверенность в своих силах.

Формы работы: тесты, система творческих заданий, система логических заданий, игры, практические задания, тренинги, исследования.

В программе сформулированы знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, указано примерное количество часов на изучение каждого блока. Однако учитель может самостоятельно распределить количество часов по блокам программы, опираясь на свой опыт и учитывая уровень подготовки ребят, конкретные условия работы в данном классе.

Оптимальные условия для организации работы по данному курсу: малый состав учебной группы, отсутствие жестких временных ограничений, использование метода погружения, свободы общения.

1-й класс (30 ч.)

I. Интеллектуальная сфера и сфера академических достижений (15 ч.)

Тесты для интеллектуалов. Воспроизведение внешнего вида и свойств предмета по памяти (угадывание предмета по словесному описанию свойств и признаков, узнавание в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различных знакомых предметов). Рисование узоров по памяти. Поиск отличий между картинками. Запоминание парных слов. Игры со словами. Поиск закономерностей.

Комбинирование и сочетание в одном предмете свойств и признаков других предметов и объектов. Усвоение временных понятий. Классификация предметов и явлений. Моделирование из различных геометрических фигур, стилизованных изображений. Задания по комбинаторике. Задачи-шутки. Головоломки. Задания на сообразительность.

II. Творчество (8 ч.)

Зрительный образ в графическом пространстве. Незавершенные и повторяющиеся фигуры. Составление рассказа, сказки наоборот. Придумывание окончания сказки, рассказа по их началу.

III. Общение и лидерство (7 ч.)

«Я и мое тело». «Я и мой язык».

2-й класс (34 ч.)

I. Интеллектуальная сфера и сфера академических достижений (17 ч.)

Тесты для интеллектуалов. Сравнение двух и более предметов. Задания, направленные на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий). Вербальные задачи. Невербальные конвергентные задачи. Игровой тренинг для развития памяти, внимания. Загадки палочек.

Комбинаторные задачи. Решение нестандартных задач. Упражнения, направленные на формирование умения формулировать исследовательские вопросы. Магические квадраты вычитания и сложения. Магические треугольники. Магическая звезда. Магические цепи.

Анализ зрительного образа, представление образа в действии, сравнение образов. Создание целостного образа из частей. Создание несуществующих образов из фрагментов реальных животных. Кодирование и декодирование звуковой реальности. Создание аналогий, сходных по форме, звуку, цвету, ритму. Словесные, цветовые ассоциации.

III. Общение и лидерство (9 ч.)

Тест на самооценку. «Я и мои эмоции». «Я и я». Применение социальных знаний (социальной памяти, интуиции, прогнозирования, выразительности, сопереживания, саморегуляции, восприятия, взаимодействия и адаптации) при решении неизвестных проблем.

3-й класс (34 ч.)

Тесты для интеллектуалов. Классификация предметов и явлений. Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов с готовой классификацией. Проверка результатов классификации задач на объемно-пространственное мышление. Упражнения на развитие памяти: способы контроля, выбор приема запоминания, план воспроизведения, постановка цели и прогнозирование результата. Игры со словами.

Задачи по комбинаторике, судоку (магические квадраты). Решение нестандартных задач. Кроссворды, головоломки, ребусы. Мозговой штурм. Задания на развитие гибкости мышления. Задания на развитие внимания и гибкости мышления. Задания на развитие внимания. Магические квадраты умножения и деления.

Развитие способности словообразования. Конструирование фраз по начальным буквам слов. Составление рассказа из слов, начинающихся на одну и ту же букву. Составление информационных заметок. Плакаты и театрализованные игры как предмет совместной творческой деятельности.

«Я и другие» (развитие уверенности в себе, базирующейся на сознании самоценности, понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих, уважении к доброте, честности, дружелюбии, терпении и душевном мужестве, готовности нести ответственность за свои поступки).

4-й класс (34 ч.)

Диагностика восприятия, внимания, степени сформированности мыслительных процессов и памяти. Упражнения для тренировки и развития восприятия, логического мышления, памяти, внимания. Логические задачи на «просеивание».

Модели многогранников (основные модели, плоские, пространственные). Правильные многогранники. Сумдоку (разновидность судоку). Нахождение логики причинно-следственных отношений. Построение и решение проблемных ситуаций. Определение вероятности различных исходов взаимодействия. Сравнение эффективности разных стратегий. Составление комбинаций цифр, геометрических фигур с помощью рассуждений; решение нетрадиционных задач.

II. Творчество (10 ч.)

Сочинение рассказа по схеме. Сочинение рассказа с помощью набора традиционных элементов. Пересказ произведения языком разных персонажей. Подготовка и защита исследовательских проектов.

«Я и моя семья». Разрешение противоречий. Выдвижение альтернативных гипотез. Решение проблемных ситуаций. Упражнения, направленные на формирование умения формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений.

Ирина ПОЧИНСКАЯ, Ольга БАУЛИНА, учителя начальных классов; Наталья ВОЛЧКОВА, научный руководитель, заместитель директора по УВР финансово-экономического лицея № 29, Пенза

(7 ч.) (9 ч.) (9 ч.) (7 ч.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте