Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Союзники суверенного государства. Независимость – не значит обособленность

Учительская газета, №49 от 4 декабря 2007. Читать номер
Автор:

В Московской области реализуется комплексный проект модернизации образования. Осуществление нового масштабного направления нацпроекта предъявляет особые требования к развитию общественного участия в управлении образованием. Эффективная реализация основных направлений комплексной модернизации образования (введение новой модели оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования) предусматривает привлечение общественности на всех уровнях (образовательные учреждения, муниципальные и региональные образовательные системы).

Предусматриваемые проектом глубокие изменения системы образования, несомненно, затрагивают интересы большинства представителей российского общества.

Объективный анализ их содержания позволяет утверждать, что общественность в полной мере является благополучателем проектируемых результатов и социальных эффектов реализации проекта.

При этом существуют как серьезные социальные ожидания, так и вполне определенные социальные риски реализации ряда направлений и мероприятий комплексной модернизации. Очевидно, что общественное участие в реализации проекта должно способствовать их профилактике и минимизации.

Непосредственно в рамках реализации пятого направления комплексного проекта модернизации образования «Расширение общественного участия в управлении образованием» на муниципальном уровне и в образовательных учреждениях создаются органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, включая участие в принятии решений по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда.

Создание советов (управляющих, государственно-общественных) означает вовлечение в практику управления образовательными учреждениями от нескольких сотен до нескольких тысяч представителей родительской общественности местного сообщества.

Компетентное принятие общественными управляющими, большинство из которых не являются профессионалами сферы образования и не имеют опыта управленческой деятельности, важных управленческих решений, с необходимостью требует их специального обучения. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с явными негативными последствиями и дискредитации идеи государственно-общественного управления.

Многие школьные общественные управляющие нуждаются не только в специальных знаниях о современном образовании, школе и управлении ею, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении. Представители общественности в своем преобладающем большинстве недостаточно мотивированы на взаимодействие и партнерство в решении задач управления образованием, не обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы государственно-общественного управления в сфере общего образования, испытывают серьезные практические затруднения в организации взаимодействия и отношений.

В нашей стране с ее достаточно развитой системой повышения квалификации профессионалов от образования до недавнего времени были очень слабы традиции обучения представителей общественности, не разработаны психолого-педагогические, программно-методические и нормативно-правовые основания обучения общественных управляющих, не были подготовлены кадры, способные на современном уровне вести систематическое обучение.

В то же время возросшая открытость российского образования дает возможность опереться на опыт подготовки общественных управляющих в других странах: в последние годы был осуществлен перевод на русский язык многих пособий и руководств по обучению общественных управляющих.

Таким образом, актуальным является необходимость начала обучения общественных управляющих.

При этом решение столь ответственной задачи предполагает разработку качественного программно-методического обеспечения обучения, учитывающего особенности целевой группы обучения как в части содержания и технологий, так и в части режима и форм организации обучения.

В Московской области в 2006 г. осуществлена разработка и апробация образовательной программы и учебно-методических материалов для обучения общественных управляющих.

Специфика комплексного проекта модернизации определила необходимость модификации существующих разработок прежде всего за счет включения вопросов участия органов государственно-общественного управления в принятии решений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, а также подготовки публичной отчетности образовательных учреждений и муниципальных систем образования.

Задача организации специальной подготовки общественных управляющих является для отечественного образования не только весьма актуальной, но и в достаточной мере новой и нестандартной.

Общественные управляющие как целевая группа обучения обладают определенными особенностями:

– отсутствие представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности муниципальной системы образования, современной школы и систем управления образованием;

– ограниченное время для участия в программах подготовки (в силу занятости на основной работе);

– различный социальный и образовательный уровень общественных управляющих;

– проблематичность переноса на обучение общественных управляющих традиционных подходов к повышению профессиональной квалификации работников образования.

Кроме того, некоторые общественные управляющие нуждаются не только в знаниях, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении образованием.

Особая задача подготовки заключается в формировании у общественных управляющих навыков построения партнерских отношений с администрацией и коллективом образовательного учреждения, умений членов совета работать вместе продуктивно как единая команда.

Указанные особенности определяют необходимость разработки специальных принципов организации обучения общественных управляющих:

– целевой и компетентностно-ориентированный характер программы и процесса подготовки слушателей, наличие четко обозначенных целей, задач и ожидаемых результатов и формулирование их в логике присвоения новых управленческих компетентностей;

– клиенто-ориентированный характер и адресность содержания – специальный учет интересов, потребностей, ожиданий и опасений конкретных целевых групп пользователей;

– направленность на содействие оптимальному функционированию и развитию образовательных учреждений и систем, на повышение качества образования, качества школы, качества управления;

– принцип командной организации обучения: в качестве объекта обучения в духе идеи командности предлагается рассматривать не только и не столько отдельных членов органов государственно-общественного управления, сколько весь состав советов как команду, осуществляющую стратегическое управление школой;

– соответствие принципам образования взрослых (опора на анализ потребностей слушателей и их жизненных и профессиональных проблем, постоянная связь и соотнесение содержания программы с жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности слушателей, направленность на решение реальных, практически значимых задач, встроенность обучения в решение практических задач, преобладание активных форм, интерактивность, широкое использование материалов, порождаемых в ходе совместной деятельности);

– практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализу реальных ситуаций, проектированию конкретных моделей общественного участия в управлении общим образованием и стратегий их реализации, выработка в ходе обучения реальных полезных продуктов – управленческих решений, проектов и образцов документации советов, планов работы);

– современная научная обоснованность учебной программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;

– модульность построения; при этом модули могут конструироваться как «под особенности» целевых групп, так и в логике различных областей знаний, необходимых школьным управляющим (школоведческих, психолого-педагогических, правовых, экономических, собственно управленческих);

– гибкость, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями, возможностями и ограничениями;

– вариативность реализации, ориентация на возможность осуществления различных моделей, форм и вариантов организации обучения;

– единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей.

При организации специальной подготовки общественных управляющих использована ступенчатая модель – подготовка на базе Академии социального управления тьюторов для последующей реализации программы подготовки общественных управляющих в муниципальных образованиях Московской области.

Выбор данной модели определяется задачей не ограничиться обучением первой группы общественных управляющих, но подготовить специалистов на местах для постоянной работы по обучению общественных управляющих в созданных и создаваемых советах. В этом плане она работает на перспективу создания постоянно действующей системы обучения общественных управляющих. Академия социального управления организует подготовку тьюторов, обеспечивает их необходимыми программно-методическими материалами и в дальнейшем выполняет функции информационного и консультационного сопровождения.

Академия социального управления разработала программу специальной подготовки общественных управляющих и учебно-методические материалы (пособие, материалы для тьюторов, презентации). Партнером академии выступила компания «Евро-Класс» – ведущий на сегодняшний день в Российской Федерации разработчик учебно-методического обеспечения для обучения общественных управляющих.

Из 15 пилотных территорий в академию пришли учиться тьюторству 34 человека, по 1-3 представителя от муниципального образования. Для них провели обучающие и консультационные семинары. Тьюторы получили программу и учебно-методические материалы. В дальнейшем на местах им удалось осуществить подготовку 428 общественных управляющих.

Завершением работы стала конференция в академии, на которой тьюторы представили результаты своей работы, были обсуждены перспективы развития системы обучения общественных управляющих в Московской области.

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту