search
main
0

Союз ума, чувства и нравственности

В прошлом столетии главной ценностью стало материальное благополучие человека. В итоге отошли на периферию общественного сознания высшие этические, эстетические и мировоззренческие ценности. В результате обнаружилось, что экономический рационализм, не облагороженный духовностью, может привести к гибели планетарной цивилизации.

Сегодня, при осмыслении глобальных проблем, происходит сближение представлений о внешнем и внутреннем мире человека. Иными словами, будущее мировой цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознало, что при разрешении глобальных проблем нужно руководствоваться прежде всего гуманистическими идеями.

Одним из возможных путей духовного возрождения человека является приобщение его к высшим ценностям мировых религий. Поэтому сегодня в обществе происходит возрождение религиозного мировоззрения. В современных социальных теориях религия все чаще рассматривается как фактор, способствующий поддержанию стабильности общества и стимулирующий нравственное развитие современного человека.

Знание и вера совсем не исключают друг друга и не мешают друг другу. Как показывает культурно-историческое развитие человечества, знание и вера также не могут заменить или уничтожить друг друга. Примерами такого единения знания и веры, то есть равновесия научного и религиозного мировоззрения, выступают выдающиеся ученые. Можно привести длинный перечень имен ученых, внесших значительный вклад в мировую науку, но остававшихся глубоко верующими людьми: И.Кеплер, И.Ньютон, А.Эйнштейн, Д.Менделеев, К.Циолковский, И.Павлов, В.Вернадский, А.Сахаров, Д.Лихачев… Недаром Макс Планк писал, что «…история всех времен и народов весьма убедительно свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутненной веры, которую религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и замечательные творческие достижения…».

Религия прежде всего воздействует на внутренний мир человека, который не случайно назван духовным. Духовность есть союз ума, чувства и нравственности. Религия способна пробудить в человеке те духовные качества, которые еще дремлют в нем, и воскресить те, которые по разным причинам уже умерли. Таким образом, религия способна мобилизовать духовные силы человека, направить и вдохновить его, возвратить ему спокойствие и оптимизм. Религиозное мировоззрение помогает человеку выйти за пределы исторических событий, уйти от треволнений обыденной жизни. Ведь религия – это мир чистых, изумительно светлых переживаний, в которых нет места корысти и эгоизму.

Следует отметить, что под давлением научно-технической революции и социальных преобразований общества религиозное сознание современного верующего модернизируется. Но и модернизированная вера, то есть приспособленная к условиям современной жизни, продолжает сохранять свое главное предназначение – порождать высокие духовные качества в человеке. Беспредельная любовь к людям, неприязнь ко всему безобразному и низменному, глубокое и тонкое понимание красоты – эти качества, даруемые религией, помогают человеку преобразовывать себя и окружающий его мир. Вера есть глубочайшее проявление человеческой сущности. Она дарует человеку надежду даже тогда, когда и время, и обстоятельства не оставляют ему никаких других надежд. И в сегодняшней ситуации человек должен «найти веру на Земле». Иными словами, истинное понимание Бога требуется человеку для его духовного исцеления.

О глобальном кризисе духовной культуры прежде всего свидетельствует сегодняшнее состояние искусства. Современные музыка, живопись, скульптура, литература, драматургия стремятся воспроизвести явления жизни либо грубо натуралистично, вскрывая во всей полноте пороки современного общества, либо неузнаваемо деформированно, субъективно, передавая бессмысленность и абсурдность человеческого существования. В отличие от светского религиозное искусство отстаивает чистоту и незыблемость канонов, которые помогают человеку приобщиться к самым великим и сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Неотъемлемой частью религиозного ритуала в христианстве выступает музыка. В ней божественная идея Истины – Добра – Красоты материально закрепляется и пока еще туманные представления об идеале делаются зримыми, яркими и сочными. Музыка способна достигать такой захватывающей эмоциональной силы, какую трудно или невозможно было бы достичь даже с помощью слов. Об этом П.Чайковский писал: «Вы говорите, что тут нужны слова. О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны, является во всеоружии своем «язык музыки».

Если содержательное ядро духовной культуры – это этические, эстетические, мировоззренческие ценности, то музыка есть интонационный способ существования этих ценностей. Погружаясь в мир светлых звуков и чистой гармонии, внутренний мир человека определенным образом изменяется, и то, что оказывается приобретенным восприятием, реализуется затем в жизненном поведении. Слушая церковную музыку, познавая смысл высших истин, заложенных в ней, человек возвышается над окружающей его действительностью и начинает соизмерять свое преходящее бытие на Земле с божественной вечностью. А.Лосев писал: «…человек, никогда не мысливший о бесконечности и никогда не понимавший бесконечное в свете конечного, а конечное в свете бесконечного, при слушании музыки вдруг начинает испытывать единство и полную неразделенность того и другого, начинает об этом задумываться, начинает это чувствовать». Мыслящий человек всегда ощущает, что в этом мире существует нечто неизменное, вечное и святое. Иначе жизнь теряет смысл и превращается в абсурд.

В современной музыке с помощью синтезаторов в сочетании с компьютерной техникой создаются такие звуковые комплексы, которые способны заставить человека стремиться испытать его еще раз, т.е. стать рабом плотских, чувственных наслаждений. Увлечение это небезобидно. Ведь такая музыка есть мощное орудие пропаганды антихристианских идей. Церковная же музыка использует совершенно иной музыкальный язык. Величественная простота, смиренно-возвышенное спокойствие, мудрое бесстрастие – главные его качества.

Благотворное влияние красоты на нравственное развитие человека замечено и осознано лучшими умами человечества уже давно. Красота церковной, а также классической музыки может стать вдохновляющим и преобразующим фактором духовной жизни современного человека и общества. Ф.Достоевский говорил: «Красота спасет мир». Позволим себе добавить: «Красота духовная спасет мир». От глубокого понимания этой истины зависит дальнейшая судьба человечества.

Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте