search
main
0

Союз Марса и Гефеста На вопросы “Военного образования” отвечает начальник Тульского артиллерийского инженерного института генерал-майор Александр ВОЛКОВ

В Тульском артиллерийском инженерном институте трудятся 11 докторов и 77 кандидатов наук, 14 профессоров и 40 доцентов. Среди ученых вуза – академики Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Академии военных наук, Международной академии информатизации, Академии навигации и управления движением, Академии проблем качества. Доктор технических наук, профессор полковник Николай Акиншин и доктор технических наук, профессор Феликс Басалов удостоены почетного звания “Заслуженный деятель науки Российской Федерации”, а доктор технических наук Вячеслав Симачев – лауреат Ленинской и Государственной премий.
Нашим юным читателям, очевидно, интересно узнать, что при вузе работают платные подготовительные курсы для тех, кто намерен в будущем стать инженером-артиллеристом. Формы обучения – вечерняя и заочная. При этом каждый может выбрать одну из шести программ подготовки.

– Александр Сергеевич, ваш вуз – один из старейших в стране. Что он представляет собой сегодня?
– Тульский артиллерийский инженерный институт (ТАИИ) ведет свою историю с 1869 года, когда указом царя Александра II при Тульском императорском оружейном заводе была образована оружейная школа, готовившая специалистов для службы в армии. Пройдя многочисленные этапы преобразований, но оставаясь верным инженерно-артиллерийскому профилю, институт представляет собой сегодня одно из авторитетнейших в своей области учебных заведений, в том числе и среди гражданских вузов Тулы, обладающим хорошей учебно-материальной базой и высокоподготовленным профессорско-преподавательским составом, умелыми офицерами-воспитателями.
-Хотелось бы узнать, кого же вы все-таки готовите: “марсов” (богов войны) или “кузнецов” (гефестов)?
– Готовим мы, конечно, в большей степени гефестов. Но не только. Сейчас в стенах института проходят обучение специалисты по эксплуатации и ремонту ракетно-артиллерийского вооружения, радиотехнических средств, техническому обеспечению функционирования автоматизированных систем управления (АСУ), программному обеспечению АСУ, применению артиллерийских подразделений Воздушно-десантных войск.
– Вы участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе. Насколько в ходе учебного процесса учитывается “чеченский” опыт?
– Не только я, но и многие офицеры института участвовали в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Так что все мы прекрасно сознаем необходимость учить курсантов тому, что необходимо на войне. С учетом нашего боевого опыта мы готовим и организуем занятия на материальной части на учебном полигоне, где на местности созданы позиции артиллерии, пункты управления огнем, позиции войсковых средств по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения. Там, работая на “железе”, мы акцентируем внимание курсантов на учете особенностей действий и специфических неполадках, которые возникают при ведении боя в горах, горно-пустынной местности, в лесу и в населенных пунктах. Учим их быстро устранять неисправности артвооружения, применять нетипичные приемы, использовать подручные средства, находить оптимальный выход из любых ситуаций, действовать не по шаблону, а творчески, инициативно.
– Одно время было много разговоров о том, что в той же Чечне слабо используется высокоточное оружие. При этом ссылались не только на его дороговизну, но и на то, что мало кто умеет его применять. Насколько верно это применительно к вашим выпускникам?
– Вы, наверное, обратили внимание на перечень специальностей, по которым мы готовим курсантов. В основном это специалисты по ремонту ракетно-артиллерийского вооружения, что, впрочем, не значит, что они не умеют стрелять или применять те же высокоточные изделия, о которых вы говорите. Могу вас заверить, что “накрыть” цель за несколько километров с точностью до десятков сантиметров инженеры-туляки, если надо, сумеют.
– На территории института довелось встретить ребят в тельняшках и голубых беретах. Десантники к вам что, с неба свалились?
– С неба они периодически “валятся” в ходе плановых прыжковых тренировок. Просто до недавнего времени наш институт готовил целый курс командиров артиллерийских взводов для ВДВ. В связи с реформированием Вооруженных Сил необходимость в этом отпала, и мы лишь доучиваем набранные ранее взводы десантников.
– Не соперничают ли сила и интеллект?
– Внутри института мы не делим курсантов по силе и интеллекту, а исходим из общих требований подготовки инженерных кадров. Хочу отметить, что потребность в специалистах служб ракетно-артиллерийского вооружения в войсках продолжает оставаться высокой, и мы ее пока не удовлетворяем.
– До недавних пор Тульский институт считался элитным вузом, школой армейской интеллигенции. А как сейчас? Насколько престижен диплом военного инженера?
– Институт продолжает оставаться высоко котирующимся вузом. Мы, к примеру, готовим специалистов по программному обеспечению функционирования АСУ. И предприниматели из различных сфер бизнеса, желая переманить их к себе, предлагают нашим курсантам уже с 4-го курса зарплату, раза в три превосходящую денежное содержание лейтенанта.
Да и в войсках людей с дипломом ТАИИ оценивают высоко. Анализ показывает, что по сравнению с выпускниками других военных вузов количество наших выпускников, продолжающих службу Родине, выше в два и более раз. Что же касается общего престижа военной службы, то он по ряду не зависящих от нас причин остается низким.
– И все же нет недостатка в желающих учиться у вас. Да и детвора смотрит на курсантов с нескрываемым восхищением…
– В этом ничего нет удивительного. В институте большое внимание уделяется военно-патриотической и шефской работе. В рамках областной программы военно-патриотического воспитания молодежи, рассчитанной на 5 лет, вуз принимает самое деятельное участие во многих мероприятиях, проводимых областными, городскими и районными органами по работе с молодежью. Причем часть из них проходит в стенах самого института. Ежегодно от 2,5 до 3 тысяч школьников и студентов Тулы и близлежащих областей становятся нашими гостями и посетителями. Наиболее массовыми, интересными являются финальный этап военно-патриотической игры “Зарница”, военные сборы учащихся 10-х классов, дни открытых дверей.
Кроме этого, при ряде тульских школ созданы военно-патриотические классы, с учащимися которых на территории института по выходным дням проводятся занятия по общеобразовательным и военно-прикладным дисциплинам. Так что ничего удивительного в том, что сегодня у нас учатся около трети туляков, думаю, нет.
– А что конкретно сделано институтом в этом направлении в нынешнем году?
– В июне на базе ТАИИ по инициативе городского комитета по работе с молодежью работал двухнедельный военно-патриотический лагерь для трудновоспитуемых и педагогически запущенных подростков. 175 мальчишек за этот небольшой срок прошли незабываемую для них школу, и я надеюсь, что кое-кто из них здорово задумается над будущим. В июне-июле курсанты “стажировались” в военно-патриотическом лагере допризывной молодежи “Есть стать в строй!”, расположившемся в поселке Кураково.
А еще мы возводим на территории института музей реактивной артиллерии имени Ганичева и музей ствольной артиллерии под открытым небом, что позволит нам вести с молодежью Тульской области еще более насыщенную и целенаправленную шефскую работу.
* * *
В заключение хочется добавить еще один штрих, характеризующий многоплановую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи в стенах военного вуза. В 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил на территории института храм Архиерейское подворье в память воинов, погибших на поле брани. Со 2 июня нынешнего года в нем проводятся регулярные богослужения. В скором времени внутри храма на специальных досках появятся имена выпускников института, погибших при исполнении воинского долга. Среди них будет и фамилия выпускника 1999 года Героя России лейтенанта Рязанцева, принявшего смерть вместе с ротой псковских десантников в бою под Сержень-Юртом.

Виталий ДЕНИСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте