search
main
0

Союз единомышленников. Требуются неконфликтные профессионалы

Сегодня не утихают споры о том, где и как готовить современного учителя. Но не секрет, что лучшие педагоги в России всегда выходили из стен педагогических училищ. Зная все практические проблемы системы образования, педагогические училища всегда стремились вместе с детскими садами и школами дать ответы на самые трудные вопросы, в результате их выпускники были наилучшим образом подготовлены к решению всех этих проблем? Правда, сегодня бывшие училища давно получили статус колледжей, заботясь не о смене вывески, а о повышении уровня обучения своих воспитанников. Яркий пример – Старооскольский педагогический колледж, который в родном городе не просто готовит будущих учителей и воспитателей, но и формирует новую российскую интеллигенцию.

Досье «УГ»Старооскольский педагогический колледж готовит специалистов по 8 образовательным профессиональным программам и 4 программам дополнительной профессиональной подготовки, 775 студентов обучаются по различным специальностям очной и заочной форм. Образовательный процесс обеспечивают 82 преподавателя, из них 62 процента имеют высшую квалификацию.

Колледж прошел непростой путь от бывшего педучилища, созданного более 25 лет назад, к своему новому статусу. Училище было когда-то очень нужно области, в которой ежегодно появлялись новые детские сады и школы, а следовательно, и острая потребность в кадрах.

Давно замечено: чем выше профессиональный уровень педагогического коллектива, тем сложнее им управлять, ведь самодостаточные личности трудно воспринимают советы со стороны. Но воспитание будущего высококвалифицированного педагога не может стать уделом одного, даже очень талантливого человека. Это все же задача, решать которую под силу только сплоченному коллективу единомышленников. Тамара Беликова, директор колледжа, заслуженный учитель РФ, – на посту руководителя уже 18 лет. Тамара Павловна – хороший педагог и умелый управленец, это она во многом способствовала тому, что училище стало колледжем, но ее заслуга еще и в том, что сумела сплотить коллектив для решения многих весьма сложных профессиональных задач, причем одна из важнейших – формирование духовно-нравственных ценностей личности. Ведь образование – это не только обучение, но еще и воспитание.

Не зря директора школ нередко просят Тамару Павловну: «Направьте выпускника колледжа к нам на работу!», но при этом обязательно добавляют: «Только такого, чтобы он был ответственным, неконфликтным, любил детей, а уж профессионала из него мы сделаем!» Налицо ситуация, когда сегодня по большому счету школе нужен не столько профессионал, сколько хороший человек, умеющий найти подход к детям. «В процессе анализа собственных многолетних наблюдений и эмпирического исследования мы выявили несколько противоречий, – рассказывает Тамара Беликова. – Одно из них – противоречие между преобладанием профессионального мышления у выпускников и высокими современными требованиями к их духовному развитию. Мы сегодня понимаем, что современной школе нужен учитель, не только передающий знания, хорошо владеющий новейшей технологией, но и учитель, умеющий сопереживать, делать добро».

Поэтому важной задачей колледжа довольно скоро стало создание благоприятных условий для практического проявления духовно-нравственных качеств каждого студента, преподавателя и сотрудника в изменяющемся образовательном пространстве педагогического колледжа. Для ее решения все вместе разработали организационно-управленческий проект, участниками которого стали студенты и преподаватели колледжа. Идея сплотила всех. Но тут возникает вопрос: как Беликова достигает высокой сплоченности педагогического коллектива в процессе работы? Рецепт и сложен, и прост одновременно: нужно умело сочетать принципы единоначалия и демократизации, когда каждому делегированы те или иные полномочия, поэтому он считает себя важной и ответственной личностью на том или ином участке работы.

Все говорят о важности применения системы мониторинга и контроля, но в колледже она наполнилась новым содержанием, причем при этом доминантой стала именно духовно-нравственная составляющая. В самом деле, ведь не в проверках как таковых дело – их, как правило, боятся даже те, кто ничего не боится, а в осмысленном учете их результатов для дальнейшего развития колледжа. На конкурсе «Лидеры в образовании», где Тамара Беликова стала победителем в номинации «Лидеры среднего профессионального образования», она довольно подробно рассказывала о том, как в результате многолетней инновационной управленческой деятельности была создана система непрерывного образования педагогов колледжа, которая предусматривает поэтапную реализацию мер по духовно-нравственному просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня. Преподаватели, обучающие будущих учителей, сами настроены на обучение: не случайно за два последних года курсовую переподготовку прошли 74 процента преподавателей и сотрудников колледжа, к защите уже готовы две диссертации по духовно-нравственному воспитанию студентов. А это рождает иную атмосферу, и если где-то преподаватели боятся инноваций, то в этом колледже все проникнуто стремлением к ним. В содержание профессиональных образовательных программ введены элективные и факультативные курсы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие студентов, разработаны учебные и рабочие программы, педагоги постоянно и целенаправленно внедряют современные технологии, а традиционные формы работы наполняются новым содержанием. И если, скажем, раньше в колледже был просто Русский музей, то теперь он стал настоящей лабораторией по изучению традиционной народной культуры Староосколья. Нынче и оценка результатов работы преподавателей и студентов воспринимается по-иному: если в 2007 году на основе рейтинговых показателей деятельности 73 процента преподавателей отмечены грамотами, премиями, поездками по святоотеческим местам России, то и студенты от них не отстают – в 2008 году 58 студентов получили именные стипендии губернатора области, главы администрации городского округа, руководителей крупных промышленных предприятий.

Высокий уровень обучения обычно неизменно приводит к тому, что питомцы колледжа начинают чувствовать вкус к получению образования. Так произошло и в Старооскольском: и ребята, и родители стали давать запросы на то, чтобы приблизить среднее специальное образование к высшему. Веяния времени таковы, что высшее образование все в большей степени становится массовым, но есть и еще одно обстоятельство: сегодня все чаще говорят о том, что не только учитель, но даже воспитатель детсада должен иметь высшее образование. Наверное, поэтому еще с 1993 года Старооскольский колледж устанавливал партнерские отношения сразу с несколькими вузами – Белгородским, Курским, Воронежским, Елецким университетами, партнеры работали по совмещенным учебным планам, что позволяло выпускникам колледжа поступать сразу на второй-третий курсы вузов. Но постепенно и этого стало мало, поэтому на базе колледжа в конце концов Белгосуниверситет открыл свой филиал. И хотя о филиалах нынче принято отзываться самым нелицеприятным тоном, о Старооскольском филиале БГУ так не говорит никто: во-первых, оба учреждения работают на нужды одного региона, во-вторых, колледж сам для себя устанавливает такие высокие планки подготовки, что и вузу не дает возможности расслабиться – занятия в колледже ведут только самые лучшие преподаватели университета, а педагоги колледжа стараются и свой уровень подтянуть до вузовского.

Конечно, интересно, что будет с колледжем в самом недалеком будущем. Вполне вероятно, что он предложит свою модель прикладного бакалавриата или предмагистерской подготовки, о которой пока еще никто и речи не ведет. Во всяком случае можно быть уверенным в одном: как выпускали высококвалифицированных педагогов, так и будут выпускать, ведь для этого в этом замечательном колледже есть все.

Старый Оскол, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте