Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только творческий, нестандартно мыслящий человек внесет свою лепту в развитие науки, промышленности и тем самым поднимет престиж страны на должный уровень.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. В результате многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения. По-моему, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Хотя изучение конкретных знаний по предмету всегда было и будет важнейшей задачей школы.
Школа исторически возникла как учреждение для организованной передачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта, накопленного человечеством. Эту функцию она выполняет сегодня и будет выполнять впредь. Но в то же время она должна решать проблему развития творческих способностей учащихся, непосредственно приобщая ребенка к творческой деятельности.
Познание требует всего человека, всей целостности его внутреннего мира, но если проблемой актуализации сознания занимается наука, то совершенным «инструментом» погружения в духовность является искусство, ибо только опыт эстетического переживания, в широком смысле неотделимый от нравственного, учит ценить неповторимость окружающего мира.
Задача творческого развития школьников для меня как для учителя заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любым видом творчества, в том числе музыкальным и художественным, способности учащихся: воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Творческое развитие ученика я рассматриваю как процесс, предполагающий тесную взаимосвязь между восприятием и деятельностью. Воспринимая то или иное произведение, творческое мышление школьника ориентируется прежде всего на знания о способах творчества и путях создания творческого продукта, в результате чего формируются основы понимания художественной формы и средств. Для восприятия произведения искусства требуется использование целого комплекса возможностей ребенка как интеллектуальных, так и чувственно-эмоциональных. В процессе активной творческой деятельности происходит «действенное преобразование» полученных знаний и эмоций, выливающееся в продукт собственного творчества, а также в интенсивное развитие способностей человека.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на естественную потребность учеников в пении, танцах, декламации стихов и т.д. Это им наиболее доступно и интересно. Активная исполнительская деятельность в области искусства имеет очень большое значение для эстетического воспитания, образования, развития.
Синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение активно проявляется в музыкальном творчестве. Формирование умения слушать и понимать музыкальные произведения, представление об истории музыки, ее видах и жанрах дает общее музыкальное образование, представленное школьным предметом «Музыка».
Вовлеченный в интересное дело ребенок замечает, что его «Я» лишь в союзе с другим «Я» («Я» учителя, «Я» одноклассника, «Я» автора произведения) получает и сможет получать высокое удовлетворение жизнью. Учитывая тот факт, что большей частью развитие индивидуальных творческих способностей учащихся происходит во внеурочное время и в рамках внеклассной работы, я увлекаю своих учеников занятиями в музыкально-театральном кружке, школьном хоре. Благодаря чему синтез живого слова и пения, музыки и пластики способствует развитию творческих возможностей ребенка: целеустремленной наблюдательности, интеллектуальному вниманию, творческому воображению, интуиции, воли, вдохновению.
Я творю свой предмет, я меняю себя, я ищу и рискую, фантазирую и изобретаю, веду за собой своих учеников вначале по общему пути поиска и открытий, грез и сомнений, чтобы потом у каждого был свой неповторимый жизненный путь.
Волгоград
Комментарии