search
main
0

Современный учебник – какой он? «Навигатор» – взгляд в будущее

Учитывая особенности направления развития отечественной системы образования, издательство «Дрофа» в рамках инновационного проекта продолжает выпуск принципиально новых учебно-методических комплектов «Навигатор», первый из которых по биологии.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

На наш взгляд, учебник-навигатор – центральный компонент УМК «Навигатор» – является одним из вариантов учебника нового поколения. Он представляет собой краткое, но полное изложение курса биологии и содержит ссылки на дополнительные источники информации – как внутренние (прилагающиеся к учебнику CD-диск, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ и т. д.), так и внешние (Интернет). Таким образом, функция учебника меняется с преимущественно информационной на информационную и интегрирующую (позволяющую объединить знания, полученные из учебника и иных источников), а также координирующую (организующую работу с другими частями учебно-методического комплекта и внешними ресурсами).

Особенно хочется подчеркнуть значение координирующей функции учебника в современном информационно насыщенном мире. Действительно, «информация» – ключевое слово в разговоре об учебнике нового поколения. Информация, с одной стороны, уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний, с другой стороны, может быть избыточной или даже ложной. Ни для кого не секрет, что зачастую сведения, которые школьники черпают в Интернете, оставляют желать лучшего, а иногда и попросту в корне неверны. Получим ли мы в итоге – по завершении школьного обучения – человека, лишь свободно гуляющего по ссылкам во Всемирной паутине, или исследователя, свободно ориентирующегося в огромном потоке информации и умеющего отбирать нужное и отсеивать незначительное и ложное, – вопрос на сегодняшний день открытый.

Идея учебника-навигатора заключается в том, чтобы, изложив суть концепций, теорий, гипотез и подкрепив теорию краткими примерами, дать возможность школьнику дополнить базовую информацию из учебника сведениями и фактами не только из CD-приложения, но и из Интернета. При этом авторы и разработчики УМК «Навигатор» рекомендуют только качественные образовательные ресурсы Интернета, приводя ссылки на них в конце каждого параграфа в учебнике и раздела на диске.

Организованные с помощью учебника-навигатора образовательные ресурсы позволяют комплексно решать следующие учебно-методические задачи:

обеспечить теоретическую часть учебника-навигатора богатым иллюстративным материалом (схемы, таблицы, рисунки, фотографии, слайды, анимированные сюжеты, видеофрагменты);

способствовать выработке у учащихся навыков самостоятельного получения и анализа информации за счет применения интерактивных мультимедийных компонентов;

благодаря последовательной разноуровневой подаче материала обеспечить дифференцированный подход к обучению школьников с различным уровнем подготовки и профориентационными задачами; помочь в подготовке к сдаче единого государственного экзамена;

формировать у учащихся компетентностный подход, то есть не только получение знаний, но и развитие практических навыков и умений;

повысить эффективность процесса обучения благодаря возможности самостоятельного изучения предмета (для школьников) и экономии времени на подготовку к уроку (для учителя);

путем интерактивного взаимодействия стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету, способствуя профессиональной ориентации учащихся;

создать при необходимости условия для организации дистантного обучения (например, для детей с ограниченными возможностями).

Возможно, предложенная модель современных педагогических технологий пока далека от совершенства, но она позволяет превратить образовательный процесс в сотворчество учителя и ученика, научить школьника учиться и добывать информацию из различных источников, самостоятельно прокладывать свой путь в информационном пространстве и в конечном итоге, хочется надеяться, будет способствовать возрождению естественно-научного образования в нашей стране и поддержанию ее интеллектуального потенциала или, по крайней мере, поможет сделать шаг в этом направлении.

Состав и структура комплекта

УМК «Навигатор» включает в себя:

1. Учебник-навигатор.

2. Мультимедийную составляющую на CD и ссылки на внешние ресурсы (Интернет).

3. Печатные носители в виде рабочих тетрадей, тетрадей для лабораторных работ, для проверки качества знаний, тестовые задания и т. д.

4. Методические рекомендации для учителя.

Основным компонентом УМК является учебник-навигатор, который представляет собой краткое, но полное изложение изучаемых тем. Каждое его положение сопровождается набором ссылок на другие части УМК. Кроме того, каждая тема, изложенная в учебнике, предполагает определенный алгоритм действий, следуя которому можно освоить изучаемый материал на разных уровнях глубины проработки в зависимости от поставленных задач и подготовленности учащихся. Данный алгоритм определен ссылками, расположенными в тексте учебника таким образом, что по каждой теме возможно выделение как минимального объема информации, являющегося обязательным для усвоения, так и расширенного блока для интересующихся предметом учеников.

Мультимедийная составляющая на диске является вспомогательным модулем, расширяющим образовательное пространство УМК. В состав этого компонента входят большое количество понятийного и иллюстративного материала в виде рисунков, схем, фотографий, анимированных сюжетов, видеофрагментов, которое невозможно поместить в книгу, а также средства интерактивного взаимодействия (например, обучающие интерактивы) и средства автоматической проверки знаний (тесты, проверочные задания). Материал мультимедийной составляющей также структурирован и разбит на части: основной материал, дополнительный материал, лабораторные работы и проверка знаний. (См. рис. 1.)

Диск содержит следующие виды информационных объектов.

Текстовые. Представляют собой определения и пояснения основных биологических терминов и понятий, встречающихся в тексте учебника. В разделе «Дополнительный материал» помещены тексты с иллюстрациями и без них, представляющие собой интересные сведения, имеющие общеобразовательное значение и повышающие биологическую эрудицию учащихся. (См. рис. 2.)

Статичные изображения (схемы, слайды, рисунки, галереи). Представляют собой иллюстрации какого-либо положения учебника или изучаемого объекта, расширяющие видеоряд и часто сопровождаемые дикторским текстом или подрисуночными подписями. Визуальная составляющая при этом очень насыщена, а видимый или слышимый текст краток и понятен.

Динамичные изображения (слайд-шоу, анимации, видеофрагменты). Иллюстрируют положения учебника или процессы, которые трудны для умозрительного восприятия. Видеоряд данных объектов отличается простотой и хорошей наглядностью, а дикторский текст – информационной насыщенностью.

Трехмерная графика (трехмерные модели). Служат для иллюстрации объектов сложной пространственной структуры. Снабжены органами управления, позволяющими поворачивать модель по желанию пользователя и рассматривать ее со всех сторон.

Простые объекты интерактивного взаимодействия (тесты, лабиринты, кроссворды). Служат для быстрой проверки знаний по теме. Представляют собой выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных или заполнение кроссворда, требующее самостоятельного поиска ответов. (См. рис. 3.)

Сложные объекты интерактивного взаимодействия (обучающие интерактивы, лаборатории, иллюстрированные таблицы и схемы). Представляют собой красочные и привлекательные для детей объекты, позволяющие учащимся приобрести некоторые навыки и закрепить пройденный материал. Могут использоваться как для осмысления изучаемых вопросов (лабораторные работы), так и для интерактивной проверки знаний. (См. рис. 4.)

Внешние ресурсы мультимедийной составляющей (рекомендуемые ссылки на ресурсы Интернета) позволяют учащимся самостоятельно ознакомиться с изучаемыми темами, расширить свои представления о живых объектах, а также использовать самостоятельно найденные материалы при написании рефератов и докладов по биологии.

В диске имеется приложение, которое включает в себя список рекомендуемой для чтения литературы по биологии, а также биологический словарь, в котором даны определения изучаемых понятий и их расширенное толкование.

Печатные носители, входящие в УМК, представляют собой традиционные рабочие материалы по темам, которые могут использоваться как в рамках методического комплекта, так и самостоятельно.

Методические рекомендации, входящие в УМК, раскрывают структуру комплекта и возможности его использования в учебном процессе при различных формах обучения.

Ассортимент продукции «Навигатор» по биологии и планы издательства

В настоящее время в продаже имеются учебники для 6, 7 и 10 классов, в начале 2010 года должен появиться учебник для 11 класса, а затем – для 9 и 8 классов.

Выбор последовательности разработки учебников-навигаторов не случаен: 6 и 7 класс – начало изучения предмета, когда каждый учитель мечтает о благодарных, заинтересованных учениках, да и преподавание предмета пойдет по-новому, поэтому и строить обучение по новой технологии лучше начиная с азов. В 10 и 11 классах осуществляется переход на профильное обучение, в это время учителя нередко меняют учебно-методические комплекты, в это время предъявляются новые требования к уже имеющимся компетенциям учащихся и формированию совокупности знаний, умений, навыков, необходимых выпускникам.

Возможности использования комплекта

УМК может быть использован при проведении любых форм учебных занятий: традиционных уроков, уроков-лекций, семинаров, проблемных уроков, а также при проведении элективных курсов и в системе дополнительного образования. Кроме того, комплект позволяет учащимся самостоятельно знакомиться с изучаемыми темами в случае вынужденного пропуска занятий, а также при недостаточно полном усвоении материала в учебное время.

При проведении и планировании уроков возможно использование как всего комплекта в целом, так и отдельных его модулей в качестве самостоятельных источников информации. Например, класс можно разбить на несколько групп, каждая из которых при изучении материала будет пользоваться только одним источником (учебником-навигатором или мультимедийным приложением) с последующим обсуждением, дискуссией и взаимным дополнением полученных сведений с целью создания у учащихся целостной картины процесса или явления. Можно также использовать учебник-навигатор преимущественно для домашней проработки материала, а мультимедийное приложение и другие печатные носители – при работе в классе. Но нам представляется, что целесообразнее комплексное использование различных модулей учебно-методического комплекта во время всего учебного процесса как при домашней проработке материала, так и в урочное время.

Таким образом, учебно-методический комплект позволяет реализовать информационно-коммуникативную технологию обучения в трех вариантах:

1) при «проникающей» форме реализации технологии все элементы комплекта или некоторые его составляющие используются только при изучении отдельных тем;

2) при основной форме реализации комплект используется при изучении всех тем в том или ином объеме. Эта форма может быть реализована при наличии одного компьютера (или интерактивной доски) на класс и при наличии компьютеров на каждой парте;

3) комплект используется как монотехнология. Данная форма реализации может применяться как при наличии одного компьютера или интерактивной доски, так и при полном компьютерном оснащении кабинета.

Особенности комплектов

Все УМК по биологии имеют сходный состав и структуру.

Иллюстрации учебников отражают основное содержание параграфа и характеризуют основной объем информации для обязательного усвоения всеми учащимися. Вопросы в конце учебника помогают закрепить пройденный на уроке материал. Отвечая на них и готовясь к опросу, ученику необходимо не только усвоение всего объема обязательной информации, но и самостоятельное повторение уже пройденного материала. Кроме того, после вопросов, которые помещены в раздел «Проверка знаний» в каждом параграфе, приведен общетеоретический вопрос, который может стать предметом проблемного урока или семинара. Этот вопрос отмечен специальным значком.

Навигация, связывающая учебник и диск, в УМК для всех классов едина – в учебнике выделены понятия и термины, относящиеся к основному и дополнительному материалам; этим выделениям соответствуют разделы на диске.

Используется цветовая навигация: в учебниках для 6 и 10 классов выделенные синим цветом термины обязательны для усвоения всеми учащимися, выделенные зеленым цветом являются дополнительными и должны рассматриваться при работе с достаточно подготовленными учениками или при углубленном изучении предмета. В учебнике для 7 класса обязательные для изучения понятия также выделены цветом, кроме того, все понятия (и основной, и дополнительный материал) вынесены на поля и пронумерованы для удобства поиска соответствующих объектов на диске.

Разработчики электронных ресурсов Владислав Сивоглазов, к.п.н., Ольга Масленикова, к.п.н., Оксана Леонтьева, к.б.н.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте