search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования
0

Современный российский студент – «в Багдаде все спокойно»?

​В психологической науке есть такая исследовательская область – психология индивидуальных различий, а среди проблем, которые разрабатывают в ней, есть одна с бесстрастной (как это всегда бывает в науке) формулировкой – «иррациональное мышление и его причины». Это о суевериях и предрассудках, их причинах и следствиях.

Чем отличаются люди суеверные от тех, кто скептически относится к приметам, пророчествам и колдунам? И так ли их много, чтобы их, легковерных, специально изучать? Для ответа на эти вопросы было проведено исследование под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Психологического института РАО Марины Егоровой. В нем оценивали разные индивидуальные особенности (не только суеверия) студентов университетов трех городов России.Половина студентов верит в то, что некоторые люди имеют дар предвидения, могут предсказывать будущее и изменять его в случае неблагоприятного прогноза. Столько же верит в реинкарнацию после смерти, в самостоятельную активность души при жизни: при измененных состояниях сознания (во сне, в трансе или во время медитации) душа, по их мнению, может покинуть тело и путешествовать. Треть студентов верит в колдовство (талисманы, черную магию, наведение порчи, родовое проклятие), примерно столько же сами «колдовали» или при этом присутствовали. Треть верит в привидения, в возможность общения с душами умерших и считает само собой разумеющимся то, что ведьмы и дьявол существуют.Каждый четвертый студент верит в гадание по руке, каждый пятый в паранормальные явления (например, передвижение объектов силой мысли), каждый шестой доверяет астрологии. Даже в приметы про черную кошку и разбитое зеркало верит каждый десятый, а из тех, кто не верит, каждый четвертый считает, что стоит соблюдать то, что эти приметы предписывают, – на всякий случай.А еще студенты верят в целителей, пришельцев, НЛО, снежного человека, оставляющего следы в малодоступных горных районах, а также в чудовище, обитающее в глубинах шотландского озера. Список можно продолжить, заметим, что исследование проводили на студентах хороших вузов.Каковы же личностные особенности суеверных российских студентов, то есть очень значительной части отечественной молодежи, позиционируемой как образованная и современная?Суеверные студенты более экстравертированы. Это означает, что они общительны и доверяют информации, полученной в общении, больше, чем информации из других источников. Они чаще действуют импульсивно, довольствуются поверхностным знакомством с разными предметами, реже считают себя ответственными за то, что с ними происходит, склонны рассматривать свои неудачи как результат неблагоприятного стечения обстоятельств или чьих-то происков, что приводит к ощущению беспомощности и беззащитности. Они плохо выносят ситуации неопределенности, им для хорошего самочувствия необходимо значительно большее, чем несуеверным людям (то есть скептикам), ощущение контроля над ситуацией. А как можно контролировать ситуацию, если от тебя ничего не зависит и все происходит помимо твоей воли? Здесь-то и оказываются весьма кстати иррациональные представления – они создают иллюзию контроля, которая совсем не способствует управлению ситуацией, но зато снимает тревожность и выводит из состояния фрустрации.Особенно четко связь между потребностью в контроле и склонностью к суевериям проявляется при сочетании трех условий – высокая сложность проблемы, плохая подготовленность к ее решению и высокая ценность положительного результата. Классическая ситуация – «Завтра экзамен, знаю кое-что и нетвердо, но сдать все-таки хотелось бы. А если надеть счастливую рубашку, пятак под пятку и – в метро, где на одной из станций скульптура пограничника с собакой, которой все проводят по носу зачеткой? Ерунда, конечно, но хуже не будет».Созданию иллюзии контроля способствует хорошо развитое ассоциативное мышление, то есть способность устанавливать связи между весьма отдаленными событиями. Эта способность у суеверных людей развита значительно лучше, чем у скептиков, это их несомненный плюс. Однако она имеет обратную сторону – склонность выстраивать цепочки необоснованных причинно-следственных связей. Это способствует и доверию к народной мудрости, и созданию собственных примет («как только вспомню про тебя, так начинает идти дождь»).Остальные отличия мышления суеверных студентов от скептиков оказываются однозначно не в пользу суеверных. Они хуже оценивают вероятность разных событий, менее критичны и хуже решают логические задачи.Вопрос: захочется ли нам, чтобы нами руководили, нас лечили и учили такие люди?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте