В психологической науке есть такая исследовательская область – психология индивидуальных различий, а среди проблем, которые разрабатывают в ней, есть одна с бесстрастной (как это всегда бывает в науке) формулировкой – «иррациональное мышление и его причины». Это о суевериях и предрассудках, их причинах и следствиях.
Чем отличаются люди суеверные от тех, кто скептически относится к приметам, пророчествам и колдунам? И так ли их много, чтобы их, легковерных, специально изучать? Для ответа на эти вопросы было проведено исследование под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Психологического института РАО Марины Егоровой. В нем оценивали разные индивидуальные особенности (не только суеверия) студентов университетов трех городов России.Половина студентов верит в то, что некоторые люди имеют дар предвидения, могут предсказывать будущее и изменять его в случае неблагоприятного прогноза. Столько же верит в реинкарнацию после смерти, в самостоятельную активность души при жизни: при измененных состояниях сознания (во сне, в трансе или во время медитации) душа, по их мнению, может покинуть тело и путешествовать. Треть студентов верит в колдовство (талисманы, черную магию, наведение порчи, родовое проклятие), примерно столько же сами «колдовали» или при этом присутствовали. Треть верит в привидения, в возможность общения с душами умерших и считает само собой разумеющимся то, что ведьмы и дьявол существуют.Каждый четвертый студент верит в гадание по руке, каждый пятый в паранормальные явления (например, передвижение объектов силой мысли), каждый шестой доверяет астрологии. Даже в приметы про черную кошку и разбитое зеркало верит каждый десятый, а из тех, кто не верит, каждый четвертый считает, что стоит соблюдать то, что эти приметы предписывают, – на всякий случай.А еще студенты верят в целителей, пришельцев, НЛО, снежного человека, оставляющего следы в малодоступных горных районах, а также в чудовище, обитающее в глубинах шотландского озера. Список можно продолжить, заметим, что исследование проводили на студентах хороших вузов.Каковы же личностные особенности суеверных российских студентов, то есть очень значительной части отечественной молодежи, позиционируемой как образованная и современная?Суеверные студенты более экстравертированы. Это означает, что они общительны и доверяют информации, полученной в общении, больше, чем информации из других источников. Они чаще действуют импульсивно, довольствуются поверхностным знакомством с разными предметами, реже считают себя ответственными за то, что с ними происходит, склонны рассматривать свои неудачи как результат неблагоприятного стечения обстоятельств или чьих-то происков, что приводит к ощущению беспомощности и беззащитности. Они плохо выносят ситуации неопределенности, им для хорошего самочувствия необходимо значительно большее, чем несуеверным людям (то есть скептикам), ощущение контроля над ситуацией. А как можно контролировать ситуацию, если от тебя ничего не зависит и все происходит помимо твоей воли? Здесь-то и оказываются весьма кстати иррациональные представления – они создают иллюзию контроля, которая совсем не способствует управлению ситуацией, но зато снимает тревожность и выводит из состояния фрустрации.Особенно четко связь между потребностью в контроле и склонностью к суевериям проявляется при сочетании трех условий – высокая сложность проблемы, плохая подготовленность к ее решению и высокая ценность положительного результата. Классическая ситуация – «Завтра экзамен, знаю кое-что и нетвердо, но сдать все-таки хотелось бы. А если надеть счастливую рубашку, пятак под пятку и – в метро, где на одной из станций скульптура пограничника с собакой, которой все проводят по носу зачеткой? Ерунда, конечно, но хуже не будет».Созданию иллюзии контроля способствует хорошо развитое ассоциативное мышление, то есть способность устанавливать связи между весьма отдаленными событиями. Эта способность у суеверных людей развита значительно лучше, чем у скептиков, это их несомненный плюс. Однако она имеет обратную сторону – склонность выстраивать цепочки необоснованных причинно-следственных связей. Это способствует и доверию к народной мудрости, и созданию собственных примет («как только вспомню про тебя, так начинает идти дождь»).Остальные отличия мышления суеверных студентов от скептиков оказываются однозначно не в пользу суеверных. Они хуже оценивают вероятность разных событий, менее критичны и хуже решают логические задачи.Вопрос: захочется ли нам, чтобы нами руководили, нас лечили и учили такие люди?
Комментарии