Сегодня на все сферы нашей жизни обрушился технологический прогресс, идеи фантастов стали реальны и осязаемы. Мы так увлеклись цифровизацией, дистанционным обучением и общением, что в первые два десятилетия XXI века забыли о человеке, о том, что никакой самый совершенный робот, суперсовременный компьютер никогда не научит наше юное поколение любить страну и уважать старших, чтить традиции и беречь историю. Но на то мы и учителя, чтобы взять заблудшего за руку, остановить его безудержное стремление с головой поселиться в виртуальной жизни и помочь вернуться к себе, к своим духовным ценностям, определяющим настоящий успех в жизни каждого из нас.
Каким я вижу современного классного руководителя, классного лидера целого мира юношества? Человеком, который может все!
Он универсален, как любой любящий родитель! Он умеет выстраивать свои взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, быть наставником, нравственно определяющим путь семьи в целом и ребенка в частности. Он учит учиться, преодолевать преграды, радоваться победам, принимать себя и мир. Он вездесущ, он всегда рядом.
Сегодня работа московского классного руководителя, конечно, гораздо шире. Это и проектная деятельность учеников, и олимпиадное движение, и участие в городских проектах, и внеурочная деятельность, и занятость в системе дополнительного образования, и участие в «Профессиональных средах» и «Университетских субботах». А еще есть масса мероприятий, проводимых школой. Казалось, перечислили много всего, но при правильной организации часть выполняемой работы не является системной и требует одноразового участия, разве что с корректировкой, если потребуется. К организации другой части можно привлечь родителей, сделав их своими союзниками.
Вы спросите, как это может осилить один человек? Я отвечу как директор целого комплекса – может! Классный руководитель – это тоже директор, директор целого класса, большого коллектива. И именно классный руководитель должен отвечать за все, что происходит в этом классном мире. Время сегодня вносит свои коррективы в эту деятельность, хотя важно подчеркнуть: учитель во все времена был носителем особой миссии – воспитать человека, который построит счастливое будущее! Как измерить понятие «счастливое»? У всех ли оно одинаковое? Конечно, нет. Но центральным будет у всех одно – человек с ценностями семьи, мира, добра и блага необходим во все времена. И сегодня руководителям школ (если они хорошие дирижеры) отчетливо видно, что в каждом коллективе есть классные руководители по отдельным параметрам выше многих коллег! Ни один вуз, к сожалению, не обучает этой специальности. Ею мы овладеваем с опытом. Позвольте представить мой опыт.
По окончании вуза мы приходим в школу, и, как правило, нам дают классное руководство. А это значит, что несколько лет молодой специалист проживет со своими учениками. Как? С чего начать? Нет единой формулы для ответа. Режим выстраивания взаимоотношений зависит от параллели класса. В начальной школе он один, в 5‑м классе – другой, а если подхватываешь в старшей школе – третий. Но всегда ученики должны видеть в вас личность, того, кто честен и неравнодушен, кто понимает каждого и не позволяет себе выделять «любимчиков». С детьми надо разговаривать. Всегда. И всегда только глядя в глаза. Не врать и не лебезить. Не пытаться заслужить признание фамильярностью и панибратством. Вы должны стать незыблемым авторитетом благодаря своим знаниям, грамотности в речи и в решении проблем, своему внутреннему учительскому стержню.
Родители. Это одна из непростых вершин во взаимодействии. Этому тоже не учат в вузах и на защите диплома не дарят методичку с четким перечнем действий. Но и в построении этого взаимодействия есть постулаты. Помните, родитель вам не друг, но он тот, кто может стать бесценным помощником, и тогда вам безмерно повезло, или быть в оппозиции, и тогда это намного сложнее.
Универсальный инструмент мы уже упоминали. С родителями надо разговаривать. Всегда. Ни в коем случае не свысока, не унижая достоинства членов семьи. Но всегда помнить самим и напоминать мамам и папам главное – мы в одной команде, у нас одна цель!
Очень важны первые встречи. Как с родителями, так и с детьми. Первый классный час, первое родительское собрание – все должно быть продумано, хорошо подготовлено, чтобы осталось приятное впечатление от первого знакомства. Для каждой семьи вы становитесь важным человеком, поэтому выстраивание отношений играет огромную роль для дальнейшего взаимодействия.
«Лучший способ предсказать будущее – это создать его самому» – эти слова Авраама Линкольна в полной мере относятся к нам, педагогам. Именно этим мы и занимаемся напрямую, каждый день и каждый час формируя облик будущего в стенах школы, понимая, что единственно успешный путь развития – это образованная страна.
Состоялось своевременное и нужное для образования масштабное мероприятие – I Всероссийский форум классных руководителей! Конечно, я с интересом смотрела трансляции с мероприятия и была впечатлена масштабом происходящего, тем более что в нем приняла активное участие классный руководитель нашей школы! Сколько нужных, важных тем было затронуто на круглых столах!
Как актуальны были диалоги, которые состоялись! Еще раз подчеркну, что сейчас, как никогда, классному руководителю важно быть помощником и советчиком для семей своих воспитанников, понимать, что фундаментальные ценности едины и для школы, и для родителей.
На ФКР собрались лучшие учителя из всех уголков страны! Сколько же талантливых педагогов в нашей необъятной Родине! И лучшие из лучших открыли первый форум, подписали на нем меморандум, открыто высказали свое мнение, обсудили насущные проблемы!
Работа классного руководителя значима в становлении современного школьника. Именно он, руководитель класса, является связующей нитью между всеми участниками образовательного процесса, именно он должен чувствовать и направлять своих учеников, быть им настоящим другом, предвидеть в них все изменения и уметь поддержать и подсказать путь выхода из сложной ситуации!
Если пристально вглядеться в черты нашего завтра, то выглядит оно весьма привлекательно. Оно смелое, дерзкое, решительное, подчас неожиданное, удивительное и вместе с тем знакомое, веселое, любящее, безгранично талантливое и пытливое. В нем есть безудержное стремление к успеху и лидерству, умение ставить перед собой цели и стремиться к ним, расставлять приоритеты и управлять своим временем. Это ясно читается в лицах наших детей. Классный руководитель – тот, кто поможет каждому маленькому человеку осуществить задуманное. Классный руководитель – волшебник, с которым всегда и все обязательно получится!
Вера ИЛЮХИНА, директор школы №2006, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, председатель межрайонного совета директоров №22
Комментарии