search
Топ 10

Современные проблемы воспитания обсудили в РАО

Проблемы воспитания и возможные пути их решения обсудили на совместном заседании бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования и Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при этом Отделении.

Фото: pexels.com

В обсуждении участвовали более 120 экспертов. Как сообщает сайт РАО, к ним с вступительным словом обратился и.о. академика-секретаря Отделения Михаил Левицкий. По его словам, в последнее время в школах вырос интерес к вопросам воспитания. Он считает, что для эффективности воспитательного процесса в его основе должны лежать духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, которые разделяет большинство населения страны.

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Наталия Селиванова в своем выступлении рассказала о факторах, которые влияют на воспитание в общеобразовательных организациях. Она проанализировала причины негативных явлений. К позитивным тенденциям она отнесла рост роли воспитания в общественных и педагогических кругах, усиление внимания педагогов к воспитательному потенциалу учебного процесса; подключение к практике воспитания новых субъектов; усиление внимания к личности воспитателя, а также усиленное внимание в подготовке студентов к воспитательной работе.

Речь также шла о цифровом потреблении: от его избытка стала пропадать способность длительно контактировать с окружающими. Так называемый «цифровой аутизм» ведет к утрате у педагогов способности сочувствовать, слышать других. В условиях цифровой среды важно сформировать у ребенка правильное отношение к сети и информации в ней.

Наталия Леонидовна предложила также примерную программу воспитания, которую разработал коллектив ученых Института стратегии развития образования РАО. Ее утвердили в Федеральном учебно-методическом объединении летом прошлого года. В настоящее время на ее основе разрабатывают рабочие программы воспитания во всех организациях основного общего образования.

Кроме того, эксперт выразила настороженность существующими рекомендациями по внедрению «обновленной» редакции программы, по которой школы недавно стали работать. В измененной версии текста программы предлагается представить результаты воспитания в виде обобщенных «портретов» ученика. По ее словам, такой портретный подход требует жесткого соответствия развития ребенка определенным характеристикам, фактически лишая его права на индивидуальное развитие.

Основные тезисы ее выступления раскрыли также другие докладчики. Так, сопредседатель Научного совета, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Татьяна Александровна Ромм проанализировала наиболее актуальные проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Об основных результатах внедрения примерной программы воспитания в МБОУ «Лицей № 87 им. Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород, рассказала его директор, член Научного совета, кандидат педагогических наук Светлана Викторовна Кулева.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту