В недавнем интервью МЕЛу, проведенном накануне Дня учителя, на вопрос «Сложно ли учить современных детей?» московские педагоги разного возраста, с разным профессиональным опытом дружно ответили, но не о детях, а о себе, учителях: «Современные дети требуют современных подходов, а мы находимся в постоянном поиске способов мотивации и организации учебного процесса, для того чтобы детям было интересно». В ответах читается понимание педагогов, что сегодняшние школьники не те, что были 20‑25 лет назад. Естественно, те выросли и уже приводят в школу своих детей, они скорее не такие…
Так что же заставляет сегодня педагога быть в поиске новых подходов? Какой он – современный ребенок? Чем отличается от своих предшественников?
Ответ очевиден: социальные, технологические, природные факторы оказывают заметное влияние на человечество и на формирование отличительных черт каждого поколения в конкретный исторический период, следовательно, наивно ожидать, что и дети во все времена должны оставаться прежними. Ученые в современных исследованиях (К.Мангейм, В.В.Семенова, Д.Х.Ибрагимова, М.С.Науэн, В.В.Радаев и др.) определяют поколения, исходя из различных представлений о формирующих их событиях, о продолжительности поколенческих дискретов, но сходятся в одном: исторический, а следовательно, и социальный контекст как в зеркале отражается в характере представителей поколения, в их системе ценностей и особенностях поведения. В нашей стране для выделения таких дискретов и характеристики живущих ныне поколений определены такие значимые события:
– рожденные в сталинский довоенный период, в годы Великой Отечественной войны и годы восстановления после разрухи – «мобилизационное» поколение;
– рожденные и взрослевшие в период хрущевской «оттепели» так и определены – «поколение «оттепели», их еще называют «шестидесятники»;
– родившиеся в спокойное, мирное время, ознаменованное лишь битвами за урожай и производственными рекордами, а также небывалым всплеском рождаемости, – беби-бумеры, или поколение застоя;
– дальнейшие события, связанные с политическими реформами горбачевской перестройки, сформировали поколение, именуемое Х, или реформенное поколение;
– смена тысячелетия ознаменовала появление поколения миллениалов, обозначаемое чаще Y;
– и, наконец, сегодняшние наши школьники, дети миллениалов, центениалы, или поколение Z.
И как-то осторожно исследователи начинают выделять новое поколение, именуя его греческой буквой «альфа», обозначив за точку отсчета появление IPhon, IPad и развитие социальных сетей.
Смена поколений, по сути, явление прогрессивное. По утверждению доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института Российской академии образования Ларисы Максимовны Митиной, является условием существования человечества и главным стимулом обновления общества. При этом разрыв во взаимопониманиях взрослых и молодежи, проблема отцов и детей, возникающая со сменой поколений, не обладает глубокой новизной. Кому принадлежит высказывание «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»?
Сократу, и относится к молодежи, жившей в V веке до н. э. «Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! – сетовала остроумная Раневская. – Раньше просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают».
Межпоколенческий разрыв неизбежно возникает с приходом молодых людей с другими способами восприятия окружающего мира и новыми поведенческими практиками. Однако по результатам исследования, проведенного в 2018 году Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», нынешняя смена поколения охарактеризована как особый социальный перелом в современной России. Отсюда отчетливая потребность преобразований, перемен и в системе образования вообще, и в учительской деятельности в частности, о чем говорят наши педагоги.
На основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 1994‑2016 годы зафиксированы устойчивые межпоколенческие различия в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности и оценке своего субъективного благополучия.
Исследование констатирует приобретение новых качеств, характерных поведенческих особенностей, определяемых социокультурными и технологическими вызовами, устойчивым формированием цифрового мира.
Результаты мониторинга и выводы полностью подтверждаются совместным исследованием Сбербанка и агентства Validata, проведенным в конце 2016 года и отраженным в отчете «30 фактов о современной молодежи».
Родившись «с кнопкой на пальце», развиваясь в онлайн-среде, сегодняшний школьник привыкает воспринимать краткую и наглядную информацию, легко находя ее здесь и сейчас и концентрируя свое внимание на одном объекте в среднем на восемь секунд. Многие наблюдательные педагоги замечают, что ученики начальных классов учатся с большим удовольствием и успехом, если в процессе обучения используются разнообразные технические средства (телефоны, планшеты).
Подросток 8‑14 лет не представляет жизнь без социального взаимодействия в любом формате. Заметим, однако, что первое сентября, наступившее после продолжительного периода самоизоляции и вынужденного перехода на дистанционную форму обучения, подтвердило и усилило приверженность школьников к активному социальному взаимодействию, но уже в большей степени возникла потребность в живом общении с одноклассниками, друзьями и, конечно же, учителями. Современные девчонки и мальчишки, которых так часто старшее поколение винит в чрезмерном увлечении гаджетами, почувствовали необходимость не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной поддержке.
Одним из заметных отличительных признаков в характере представителя современной молодежи исследователи отмечают установку на индивидуализм, формируемый из безоговорочной уверенности в собственной исключительности. Отсюда восприятие взрослого уже не безусловным авторитетом. Но в отличие от предыдущих бунтарских поколений молодые люди не стремятся к разрушению того, что создано отцами и дедами. Молодежь, по своему рождению сразу угодившая в мир VUCA (акроним, используемый для характеристики и описания современного мира как нестабильного (volatility), неопределенного (uncertainty), сложного (complexity) и неоднозначного (ambiguity), ценит спокойствие и стабильность, совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет жизнь свою и жизнь близких сделать комфортной.
Уверенность в исключительности подогревает страстное желание быть признанным (пусть даже только в социальных сетях), а также рождает новое отношение к образованию: в среде молодежи становится модным быть умным и образованным. Среди установок и ценностей современной молодежи главным становится поиск своего пути в жизни.
Исследование замечает также, что нынешнюю молодежь страшит возможность сделать неправильный выбор в определении своего будущего, а появившаяся свобода выбора вызывает лишь затруднение и усиливает опасения.
При этом исследователи отмечают положительные качества молодежи, дающие основания для оптимистичного взгляда на ее будущее и будущее общества в целом. Наша молодежь чувствительна, открыта и отзывчива в ответственный момент, готова помогать любому, кому эта помощь нужна. Она хочет быть сопричастной большому и важному для города, страны, мира делу.
Таким образом, приоритетным ответом на выводы, полученные в ходе исследований, становится повышенное внимание к системе воспитания дошкольников и школьников – тех самых «альфа». Ну и конечно, поиск действенных, адекватных социокультурным и технологическим изменениям подходов, технологий, методов, приемов, способов обучения. Развитие индивидуального подхода предполагает и новые инструменты, наиболее значимым из которых видится проектирование индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Отметим еще раз те моменты, которые уже с дошкольного возраста предопределяют неизбежность учета и реализации в массовом образовании идей, связанных с индивидуальной образовательной траекторией:
– с раннего возраста ребенок попадает в информационно насыщенную среду: доступ к гаджетам, путешествия в младенчестве – от крупного торгового центра до поездок в экзотические страны, а потому, отмечают специалисты, к началу обучения он знает очень много, а в некоторых ситуациях своими глазами увидел уже много более своего педагога. И если не учитывать индивидуальные интересы, темп и запросы познавательной активности ребенка, школа к 5‑7‑му классу получает немотивированного ученика;
– с раннего возраста ребенок оказывается в цифровом мире, и этот мир для него такая же реальность, как реальностью были, например, для детей 1940‑1950‑х гг. колонки с водой, посадка картошки всей семьей, содержание в селе кур, поросят, собирание грибов, а для детей 1960‑х – модели космических спутников, мир уважаемых профессий сталевара, инженера, врача, поэта. Цифровая реальность такова, что навсегда изменилась среда обитания: современный ребенок все меньше видит реальный физический труд, взаимодействие с орудиями труда, содержание труда родителей, а все больше видит «магический» мир общества знаний и цифровой экономики: пришел курьер – принес заказ, телевизор в любое время показывает мультики, по WhatsApp запросто поговорим с бабушкой, живущей на другом конце города, словом, «нажми на кнопку – получишь результат». И если не строить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в ходе получения им образования, не спрашивать, что же он знает, как и чем живет, не понимать, что нужно специально объяснить и показать-рассказать-научить, то общество получает подростка, растерянного перед лицом «магического» мира, в котором не известно, как действовать, и потому страшно и опасно жить, а значит, лучше и не взрослеть, а самые отчаявшиеся просто «выпиливаются» из жизни (знаете ли вы, что наша страна – лидер по числу детско-подростковых суицидов?);
– с раннего возраста ребенок живет в мире комфорта: эргономичные кроватки и кресла, электронные погремушки, звучащие книжки. Это имеет двоякое следствие: с одной стороны, большая свобода и смелость в поведении (в том числе исследовательском, познавательном), с другой – меньшая произвольность и готовность к усилиям, самопреодолению, выходу за границы комфорта. И если не строить персональный диалог, не налаживать коммуникацию с самим ребенком, его семьей, окружением (в том числе педагогическим), чтобы подобрать нужные (читай – адекватные) методы развития и воспитания, обучения, на каждом последующем уровне образования, скорее всего, будут падать качество и результативность образования, если не найдется никого, кто терпеливо введет его в мир «само-»: самообразование, саморазвитие, самореализация.
Умение учиться всю жизнь – настоящий дар современному человеку. Образование, ориентированное на среднестатистического обучающегося, не может развить этот дар, нужен индивидуализированный подход, инструменты, технологии, помогающие в этом, обеспечивающие управление собственной образовательной траекторией.
Ольга ПОКОСОВСКАЯ, эксперт МЦРКПО;
Анастасия Козлова, эксперт МЦРКПО
Комментарии