search
main
0

Совместное бытие

Историк в центре событий

На конкурсном уроке учитель истории и обществознания школы №13 города Луганска Вероника БОВА рассказывала об Отечественной войне 1812 года. Напомнив детям строки из романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина, в которых поэт задается вопросом, что же помогло Российской империи разгромить армию Наполеона, подытожила: «Да все перечисленные факторы». И сила оружия, и сплоченность народа, и гений военачальников, и суровая русская зима.

 

В ее школе и стены историю помнят. Основанная в 1925 году, она вырастила десятки поколений замечательных людей. Одним из первых выпускников был всемирно известный поэт-песенник Михаил Матусовский. Также школу №13 окончил летчик-бомбардировщик дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий. С 2008 года учебное заведение с гордостью носит его имя. Здесь есть кабинет-музей истории казацкого войска и этнографического искусства, музейные уголки поэта Михаила Матусовского, скульптора Ивана Чумака, биолога Константина Ситника, математика Льва Лоповка.

– Руками учителей и учащихся разных поколений, – рассказывает Вероника Анатольевна, – у нас создан музей истории Каменного Брода. Он посвящен самому старому району Луганска, с которого начиналось строительство города. Музей открылся в 1994 году, здесь проводятся тематические уроки истории, например, посвященные казачьему периоду и годам Великой Отечественной войны, а также знаменитым выпускникам. Сейчас идет обновление экспозиции к юбилею музея, который состоится в следующем году.

Изначально экспонаты помогали собирать неравнодушная общественность и учителя, в том числе мама Вероники. Она проводила поисковую работу, находила исторические справки и документы, так что еще ребенком была причастна к процессу. И продолжает в нем оставаться.

Вероника Бова родилась и выросла в Луганске. Исследования семейной истории, предпринятые несколько лет назад, показали, что она педагог в пятом поколении.

– Сколько себя помню, все время проводила с мамой или бабушкой в школе, потому отдельно от школы и детей я себя уже не вижу. Ну а после того как прошла первую педагогическую практику в детском лагере «Сказка», решила регулярно ездить туда вожатой. По окончании Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко в 2013 году начала работать учителем. Так и накопился мой десятилетний педагогический стаж.

В школе №13 имени Александра Молодчего, насчитывающей 620 учащихся, Вероника Анатольевна преподает историю с восьмого по одиннадцатый класс. В качестве заместителя директора по воспитательной работе занимается одаренными детьми и детьми, требующими повышенного внимания. На ее плечах организация воспитательной работы на уровне школы: правовая, профилактическая, а также проведение различных мероприятий, в том числе патриотических. Вероника Бова одним своим присутствием может оживить любое школьное событие. Она более 20 лет занимается вокалом. Была участницей шоу-группы, поет в народном казачьем ансамбле. Пройдя курсы фотодизайна, обрабатывает в специальных программах фотографии, делая коллажи и альбомы. На сайте школы можно посмотреть ее работы.

А вот азы видеомонтажа постигала уже самостоятельно. С удовольствием мастерит поздравительные ролики и ролики для школьных мероприятий. Все это и пригодилось, когда она узнала об участии в конкурсе «Учитель года» всего за две недели до его начала, ведь школы Луганска находились на дистанционном обучении, никаких конкурсных этапов просто не было. Кандидаты из ЛНР фактически отбирались на основе резюме и рекомендации местного Министерства образования.

На «Воспитательном событии» Вероника Анатольевна показала тюменским ученикам восьмого класса ролик, снятый и смонтированный собственными руками. С экрана к сидящим за партами обратились ее ученики из Луганска с проникновенными словами, произнесенными от имени участников подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия», о том, что нужно защищать Родину, несмотря ни на что, о том, как им, молодым, хотелось жить, о невозможности спокойно жить, когда стране грозит смертельная опасность… Нужно было видеть, как притихли ровесники молодогвардейцев. Школьники из Тюмени примерили эту судьбу. И каждый задал себе вопрос: «А смог бы я так же?» Потом на розданных учителем карточках ребята написали послание будущему поколению. Не все захотели озвучить свои пожелания тем, кто будет сидеть за их партами в 2052 году, но все карточки были сложены в стилизованную капсулу времени, которую откроют через тридцать лет.

Хоть Вероника Бова и жалуется на нехватку предконкурсного времени, но за ее плечами большой опыт российских педагогических форумов. С 2015 года она познает новую для нее систему образования. Участница фестиваля социальных и патриотических проектов «Живая история» в Екатеринбурге, три года подряд ездила на тренинги и семинары в рамках форума «Форос», где обучалась в том числе социальному проектированию. В составе команды молодых педагогов из ЛНР отправилась в Курск на педагогический фестиваль «Алый парус». Вероника Анатольевна стала участницей фестиваля «Педагог года Подмосковья», а затем и Крымской профсоюзной педагогической школы. Таким образом, обогатившись опытом взаимодействия с разными образовательными структурами и побывав на московских профсоюзных курсах, вернулась на родину с идеей создания совета молодых педагогов.

– Нас поддержала профсоюзная организация, – вспоминает учитель. – И теперь в ЛНР созданы советы молодых педагогов. В Луганске такой совет я возглавляю с момента его создания. Мне вообще нравится общественная работа!

Работы хватит не на один год, как раз сейчас происходит процесс реструктуризации Министерства образования ЛНР, и Вероника Бова, скорее всего, войдет в состав совещательных органов регионального Министерства образования России. Ее карьерная линия выстраивается так же, как выстраиваются самые важные исторические события, – в логическом порядке.

На конкурсном уроке на тему «Отечественная война 1812 года» Вероника Анатольевна расположила видеоряд так, чтобы значимые даты продолжали друг друга. Классический подход к подаче материала учитель из Луганска совместила с современным: разговор о войне с Наполеоном начала с… демонстрации своей странички в социальной сети. Спросив у ребят, что можно узнать о человеке по его аккаунту, предложила придумать для Александра I, Михаила Кутузова и Наполеона Бонапарта личные интернет-странички. В ходе урока постепенно наполнили их документами, картами, иллюстрациями, портретами, пользуясь вкладками «Геолокация», «Фотоальбом» и «Файлы». В такой близкой ребятам форме Вероника Бова закрепила знание биографий знаменитых предков, проследила взаимосвязь между Смоленским сражением, Бородинской битвой и Тарутинским маневром.

Направленные на самосовершенствование действия, да и сама педагогическая жизнь после конкурса только начинаются. Впечатления от Тюмени и принимающей гимназии, от общения с коллегами и мероприятий не потускнели в ней по сей день. Да и немудрено, ведь общение продолжается, причем не только с конкурсантами, но и с учениками.

– Замечательные дети, – делится Вероника Анатольевна. – Воспоминания о них греют до сих пор. Некоторые после «Воспитательного события» нашли меня во ВКонтакте, поблагодарив за выбранную тему. И после урока ребята меня дождались, мы с ними дополнительно побеседовали.

С восхищением говорит Вероника Бова о техническом оснащении гимназии №16 Тюмени. Мечтает, что когда-нибудь и в ее школе в каждом кабинете будут висеть мультимедийная доска, электронные шторы, даже появятся свой медиацентр и целая команда технических специалистов, готовых быстро прийти на помощь учителю.

Главным итогом конкурсных состязаний для Вероники Бова стали размышления над словами начальника отдела публичных коммуникаций ГППЦ ДОНМ Юлии Есауленко о превращении школьного мероприятия в событие. Думает, как добиться эмоциональной включенности, чистого звучания вслед за камертоном учителя нежных струн детской души.

– От прошедшего события должны меняться и ребенок, и педагог, – говорит Вероника Анатольевна. – Во внеурочной деятельности это соображение играет важную роль. Теперь моя задача как заместителя директора – каждый раз преобразовывать рядовое мероприятие в со-бытие. Быть вместе с ребенком заряженной эмоционально, вместе со-переживать, чтобы ребенок вынес не знания и умения, а нечто душевное и духовное.

Галина СЕРГЕЕВА, Луганская Народная Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте