search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Советы воспитателя

Меж двух огней

Не спешите развенчивать авторитет первого учителя

Кажется, только вчера ваш ребенок стал школьником. Это значит, что с первого сентября он в силу объективных обстоятельств оказался “гражданином двух государств” – семьи и школы одновременно. В каждом из них – свои законы, в каждом “правят” свои взрослые. Конечно, вы всегда знали, что в жизни вашего ребенка появится Учитель. Но так странно осознавать, что кто-то еще, кроме вас, может быть для него столь же мощным авторитетом, определять его действия и настроения.

Времена меняются. Учитель утратил статус Хранителя Истины. Он – всего лишь бюджетный работник образования (если огрублять еще больше – сферы обслуживания). Профессия малооплачиваемая и непрестижная. И мы совсем не хотим, чтобы наши дети были похожи на своих учителей. У нас таких мыслей и не ночевало.

Но, как это часто бывает, дети живут по своим законам. Они еще не вступили в стадию критицизма. И по отношению к своей первой учительнице испытывают те же чувства, что и наши далекие предки. Они ей внимают, благоговеют перед ней, они истово следуют ее инструкциям и упрямо вступают с вами в спор: “А Марья Ивановна нам так делать велела!”

И в родительское сердце закрадывается змея ревности: оказывается, властитель ТОГО государства более могущественный?

Итак, среди массы проблем – ожидаемых и не ожидаемых, возникающих с момента поступления ребенка в школу, существует еще одна и не последняя: ваше отношение к учителю и ваши отношения с ним.

Что прежде всего важно понимать?

Благоговение ребенка перед педагогом (а это очень короткий период школьной жизни), безоговорочное принятие его авторитета имеют глубокий смысл с точки зрения процесса социализации – вживания в общество. Учитель не просто передает набор знаний, умений и навыков. Он к тому же и Носитель Социальной Нормы и Закона Социальной Жизни. Эта функция за ним сохранилась и в современном мире. Безусловно, социализация начинается в семье и потом в детском саду. Но с началом школьной жизни внутри этого процесса формируется качественно новый этап: школа – гораздо более суровый институт, с более строгими требованиями. Ее нельзя посещать в зависимости от настроения. Она налагает обязательную ТРУДОВУЮ повинность.

От ситуации в стране, от педагогического климата данной конкретной школы, от мастерства и профессионального такта учителя зависит, как осуществляется знакомство ребенка с требованиями и законами социальной жизни: давят ли они на него со страшной силой, тормозят ли его развитие или, наоборот, делают возможной и полноценной его жизнь в социуме. Но так или иначе ученик в этот период (повторяю – кратковременный) готов принимать Закон и быть послушным. Независимо от того, как будет меняться его отношение к Закону в процессе взросления, это очень важный опыт, некоторая точка отсчета в развитии отношений с господствующими нормами поведения.

По вопросам вождения автомобиля, совместных планов на выходной день, общего чтения и игр – родители вне конкуренции. Но по вопросам ведения тетради, объема домашнего задания, требований к скорости чтения – мнение учителя не должно оспариваться. По крайней мере вслух и в присутствии ребенка.

Дети моего класса в течение нескольких лет обучались музыке по экспериментальной программе. Мы регулярно ходили в оперный театр. Все, за исключением одной девочки – Иры. Ее не пускала мама. Она считала, что частые посещения театра отвлекают от серьезных учебных задач и “воруют” время, отведенное для “тренировок” по русскому языку. В классе мы обычно обсуждали увиденное и услышанное, а Ира сидела, насупившись. Однажды перед началом уроков мама ее налетела на меня коршуном: “Моя всю ночь прорыдала! Но я ее все равно никуда не отпущу!”

Я, безусловно, слова лишнего Ире не сказала и очень ей сочувствовала. Но она терзалась и страдала, потому что ей пришлось выбирать между учителем и мамой. И ситуация выбора была для нее чрезвычайно травмирующей.

Отстаивая свое мнение, хорошенько подумайте, действительно ли вам так необходимо, чтобы ребенок противостоял учителю? Эта позиция, быть может, полезна для подростка, но не для маленького ребенка. Чем дольше и больше вы бережете его психику, тем легче ему будет в будущем проявить самостоятельность.

Марина АРОМШТАМ

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте