search
main
0

Советы профессора Безруких. Учебные нагрузки

Помните известные строчки «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота». Сейчас варианты так называемой внешкольной деятельности трудно пересчитать, и нередко родители выбирают для своего малыша (в 1-2-м классе) все возможные варианты занятий. И начинается гонка с препятствиями: школа, музыка, спортивная секция, дополнительный иностранный язык, танцы или школа живописи (возможны варианты), и поздно вечером уроки, уроки, уроки. Все в спешке, все без перерыва и передышки, редко когда с удовольствием, успехами, с радостью.

Аргументы родителей типичны: «Если ребенку интересно, он совсем не устает». Это одно из главных заблуждений взрослых. Нужно разделять чувство усталости, которое дети плохо осознают, и утомления, отражающее объективное изменение состояния ребенка. Действительно, в первое время все может быть очень интересно, и интерес маскирует напряжение и утомление, которое неизбежно при большой интенсивности учебных и внеучебных нагрузок. Но через некоторое время неожиданно для родителей «вдруг» ребенок начинает часто болеть («чуть ветерок дунет – простуда»), становится «капризным», «невнимательным», «начинает лениться, ничего не хочет делать». К подобным жалобам родителей добавляется учительское – «не старается, стал хуже учиться, нужно больше заниматься». И ко всем нагрузкам прибавляются многочасовые бдения за уроками, которые чаще всего не дают желаемого результата. Почему? Действительно ли ребенок просто «не старается»?

На вопрос «почему» ответить легко – просто нужно взять лист бумаги и посчитать дневную нагрузку ребенка. Вот непридуманный пример: Игорю 6 лет, он учится в первом классе школы с углубленным изучением иностранного языка. Ежедневно в школе пять уроков, один раз в неделю – даже шесть. Правда, официально в расписании 4-5 и занятия «по интересам». С пяти лет Игорь занимается с учительницей французского языка (а в школе – английский), поэтому два раза в неделю у него занятия французским (вместе с дорогой эти занятия занимают больше трех часов). Четыре раза в неделю у него занятия в музыкальной школе и два раза в неделю – плавание. Ежедневная учебная нагрузка 8-10 часов и «ни минутки свободного времени». В субботу (школа на пятидневке) и воскресенье приходится наверстывать упущенное за неделю – больше заниматься, поэтому в выходные дни удается только выспаться. Мечта Игоря – «отдохнуть». И это неудивительно, так как действительно нет времени ни на отдых, на общение со сверстниками. Нет времени просто для прогулки. «Рассеянность» и «капризы» Игоря и в школе, и дома тоже расценили как нежелание стараться и дополнительно заниматься. А это были первые признаки ухудшения состояния, срыва адаптации в школе.

Что делать? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен – соизмерять возможности ребенка и желания родителей. Очень важное и похвальное желание школы и родителей воспитать всесторонне гармонически развитого ребенка не может реализоваться ценой здоровья.

Помните, даже самые интересные занятия – это нагрузка, это напряжение, от бесконечного чередования которых ребенок устает.

От редакции

Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте