В последнее время мы много говорим о нетерпении и нетерпимости, о неспособности наших детей быть толерантными и о жестокости и жесткости отношений между детьми. Самое удивительное, что при этом мы делаем все для того, чтобы разделить детей. Так было и с классами коррекции, в которых формировали детей-изгоев, озлобленных и агрессивных, уверенных в собственной неполноценности. Были попытки выделить леворуких, детей с физическими недостатками и т.п. И вот теперь «новая» старая идея – разделить мальчиков и девочек.
Все просто – учить отдельно: мальчиков «строить» как воинов, а из девочек растить «невестушек».
Идеологи «новой» старой идеи предлагают якобы научное обоснование раздельного обучения «на языке мозга» – правополушарных мальчиков и левополушарных девочек.
Однако научных доказательств эта точка зрения не имеет. Пол действительно одна из характеристик индивидуальности, но:
– половые различия не определяют способность к обучению, не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие;
– индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые;
– обучение в школе нельзя исключить из контекста социокультурного развития, социализации и адаптации, в которой разделение по полу невозможно.
Допустим, мы взяли за основу разделения пол и разделили детей на мальчиков и девочек. Но тогда в каждой группе нужно будет уже мальчиков и девочек разделить на леворуких, гиперактивных, медлительных, часто болеющих и т.п. Что дальше? По цвету глаз или волос? Кстати, и это возможно. Совсем недавно выделены особенности реакции на боль рыжеволосых. Будем разделять? А что потом? Означает ли разделение на мальчиков и девочек, что со всеми мальчиками (или девочками) можно как-то одинаково работать, что у них будут одинаковые способности, одинаковая реакция, одинаковые успехи? Конечно, нет, и, надеюсь, никто на это не рассчитывает. Тогда в чем смысл такого разделения? Продуманы ли последствия? Кто подумает о социальных последствиях очередного этапа сегрегации?
Комментарии