search
main
0

Советы профессора БЕЗРУКИХ. Как правильно организовать занятия с дошкольниками

Затруднения, с которыми сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, и успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.

Окончание. Начало в №2 от 17 января 2006 г.

Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее – ругать или поддерживать ребенка при неудаче. Безусловно, поддерживать, подбадривать. Однако на практике взрослые часто укоряют ребенка или всем своим видом показывают неудовольствие, если у него что-то не получается. Такие критические замечания и комментарии, как «ты вообще не стараешься», «не хочешь, поэтому и не получается», «какой же ты непонятливый (неумеха)», многие взрослые просто не считают негативной оценкой. Как правило, они оценивают результат (при этом задание может быть не по силам ребенку), а не старание малыша, его желание и стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых негативной оценкой (даже если исключить ситуации, когда ребенка наказывают, стыдят, ругают), могут вызвать у ребенка ощущение беспомощности, неуспешности, страх сделать ошибку, поэтому он будет просто отказываться выполнять задания, заранее говоря: «Я не смогу», «У меня не получится». Следует понимать, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.

Состояние и поведение ребенка во время занятий в значительной мере зависят от отношения к нему. Как же должен вести себя взрослый, чтобы помочь ребенку достичь более высоких результатов в учебе?

Прежде всего следует быть предельно терпеливыми, говорить сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.

При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, чтобы увидеть, что он вас слушает, не отвлекается, понимает.

Для того чтобы ребенок сосредоточился, может применяться система четких и коротких указаний: «послушай!», «остановись!», «запомни!», «подумай, прежде чем напишешь!». (Однако эти указания не должны звучать, как воинские команды.)

Привлечь внимание ребенка помогут специальные жесты, мимика: поднятый палец, рука, положенная на его плечо, покачивание головой и т.д.

Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не воспримет многословных указаний и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что каждое слово ребенку понятно.

Ребенок должен повторить, что он будет делать, это поможет установить, правильно ли понято задание.

Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно сделать.

Нельзя переходить к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущего.

Для каждой очередной работы (даже похожей на ту, которую ребенок уже выполнял) нужно давать полную инструкцию, так как даже аналогичное задание часто воспринимается ребенком как совершенно новое.

Не предлагайте сразу несколько заданий. Если задание большое, его следует разделить и выполнять по частям. Только тогда, когда ребенок полностью выполнит одну часть задания, можно переходить к следующей.

Идите вперед «маленькими шажками». Лучше сделать мало, но хорошо, чем много, но плохо.

Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте