Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Советы профессора БЕЗРУКИХ. Как организовать занятия с дошколятами

Учительская газета, №6 от 14 февраля 2006. Читать номер
Автор:

В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном. Этот способ состоит в определенной последовательности (поэтапности) действий, которые взрослый (педагог, родитель) и ребенок выполняют вместе.

Окончание. Начало в № 5

1. Взрослый объясняет ребенку задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, понятной. Все слова, используемые в инструкции, следует объяснить ребенку, даже такие простые, как, например, «скопируй», «срисуй». Если вы просто говорите «срисуй», не уточняя: «чтобы получилось точно такая же фигура», то ребенок может (и имеет право) нарисовать просто похожую фигуру, отличающуюся от образца размерами.

2. Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы ребенок точно назвал все условия (требования) задания.

3. Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что и в каком порядке делать дальше), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

4. Взрослый еще раз повторяет последовательность (шаги, этапы) выполнения задания и показывает, как это делать.

5. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, вернуться к п. 3 и 4).

6. Ребенок подсказывает взрослому, что и как нужно делать, а взрослый выполняет его указания. Ребенок оценивает правильность действий.

7. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Понятно, что обучение дошкольника требует от взрослых особого внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Требуя от ребенка внимания, взрослые нередко сами не очень внимательны – не умеют заинтересованно слушать, быть чуткими к его проблемам. Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослый их не слушает, вернее, слушает, но не слышит. То, как говорит взрослый с ребенком, также очень важно. Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие, если нужна помощь, – условия продуктивного общения с детьми. И еще: говорить нужно с детьми, а не для них. В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Необходимо следить за поведением малыша, подмечать, когда ему что-то непонятно. И ни в коем случае недопустимы резкие и жесткие оценки ребенка, слова, которые могут его обидеть, унизить.

Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является игра. И в то же время игровая форма занятий – это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие. Как это сделать, мы расскажем в следующий раз.

От редакции

Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту