Как организовать занятия с дошкольниками 5-6 лет? Формы занятий могут быть разными: не фиксированные по времени, не «привязанные» к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения и т.п. в обыденной жизни, но могут (а с 5-6 лет должны) быть специальные занятия, которые помогут ребенку научиться учиться.
При организации таких занятий необходимо соблюдать следующие правила:
1. Занятия должны быть систематическими (2-3 раза в неделю), желательно проводить их в одно и то же время (оптимальное – в период с 11 до 12 часов или с 15 до 17 часов).
2. Продолжительность каждого занятия для детей 5-6 лет – 20-25 минут. Можно проводить 2 занятия с перерывом 15 минут.
3. Для занятий необходимо оборудовать рабочее место: подобрать по росту стол (парту) и стул, предусмотреть достаточное освещение (для праворукого ребенка свет должен падать слева, а для леворукого – справа).
4. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15 минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
5. Необходимо составить план занятий (хотя бы на месяц) для того, чтобы не перескакивать с одного на другое, а вести работу планомерно и системно.
При организации занятий взрослые должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.
Пожалуй, самое главное – это тактика общения взрослых и ребенка. И первая проблема, с которой сталкиваются взрослые, – проблема внимания ребенка к тому, что ему говорит, показывает, делает взрослый. Нередко трудность ребенка сконцентрировать внимание взрослые расценивают как «нежелание», «недостаточное старание». Однако внимание зависит не только от желания детей, но и от того, как организован процесс обучения (работы), а также от возрастных возможностей «удерживать» внимание.
Следует учитывать, что к 5 годам ребенок уже способен на короткое время удерживать в поле своего внимания и инструкции, и действие. Однако если инструкция сложна, то ребенок вынужден будет сосредоточиться на чем-то одном или вообще не сможет сосредоточиться. И только к 6 годам дети уже способны удерживать «двухканальное» внимание: к слову и к действию.
Наряду с возрастными возможностями внимания при организации занятий с дошкольниками следует учитывать возрастные особенности их деятельности, определяющие готовность ребенка к обучению. Что же способен, а что еще не умеет делать ребенок определенного возраста?
В возрасте 5-6 лет:
способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию (задание);
способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);
может сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 5-10 минут;
способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности.
Как видите, у детей разного возраста характер и уровень развития деятельности существенно различаются, и, если мы требуем от ребенка 4 лет то, что ему по силам только в 5-6 лет, мы можем неверно оценить его способности и поведение.
Продолжение следует
От редакции
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии