Что нужно знать сегодня родителям о достоинствах и недостатках продленки? Является ли она дополнительной нагрузкой для малышей? Надо ли торопить, подгонять медлительного ребенка?
Продленка
Безусловно, продленка – это дополнительная нагрузка для малыша, но достоинства и недостатки продленки не в ней самой, а в том, как она организована. Если 20 детей маются от безделья в классной комнате, если нет дополнительного помещения, если детей некуда вывести на прогулку, если с ними неквалифицированный педагог, то в этом случае от продленки одни минусы. Особенно если дети вынуждены вечером выполнять домашние задания. Но если есть дополнительные помещения, если дети могут пусть и не спать, а просто лечь на коврике и расслабиться, если организовано полноценное питание, если ребята достаточно гуляют и могут позаниматься в кружках, если выделено время для выполнения домашних заданий и педагог может что-то объяснить, подсказать, то в этом есть свои плюсы. Дополнительную нагрузку на продленке создает большой коллектив. В нем трудно уединиться, передохнуть от общения. Хотя я знаю варианты продленки в некоторых школах, где для ребенка делают даже специальные игрушечные домики, куда он может спрятаться, уйти от всех и позаниматься чем-то своим. Или разгораживают помещение так, чтобы дети могли разделиться на малые группы или совсем уединиться. Это позволяет ребятам расслабиться, снять напряжение. Если же в продленке нет острой необходимости, если родители могут забрать ребенка после школы домой, вариант продленки стоит исключить.
Медлительные дети
Медлительные дети не только медленно пишут, медленно ходят, медленно читают, медленно выполняют любое задание, они и медленнее включаются в работу. С таким ребенком совершенно недопустима ситуация: «быстро заканчивай», «быстро начинай», «все, закончили это, начинаем другое». Такому ребенку нельзя создавать ситуацию: «быстро отвечай!». Он может очень хорошо знать то, что его спрашивают, то, что нужно ответить, но ему необходимо «собраться» для того, чтобы ответить. Таких детей не стоит вызывать с места отвечать, для них совершенно непосильным может быть задание, которое очень любят и родители, и педагоги: «Я бросаю мяч, а ты его ловишь и называешь букву, слово, цифру». Занимательная ситуация, но для медлительного ребенка непосильная. Еще очень интересный факт. Если мы увеличиваем темп подачи информации, например, начинаем говорить быстрее, то любой обычный ребенок воспринимает больше информации, а у медлительного все наоборот. Чем быстрее мы говорим, тем меньше информации он воспринимает. И это очень важно понимать родителям, когда они выбирают школу для своего медлительного ребенка. Хорошо бы познакомиться с учителем, потому что активный, быстрый, требовательный педагог, у которого все по струнке, все работают как один, медлительному ребенку просто не подходит. Ему нужна мягкая, спокойная учительница, у которой спокойная, размеренная речь, которая готова считаться и учесть особенности малыша. В этом случае он спокойно адаптируется, а у быстрой, активной, очень требовательной учительницы, скорее всего, возникнут проблемы. Значит, и дома родители должны учесть эти особенности ребенка в любой ситуации. К сожалению, каждый день такого ребенка начинается со слова «быстрее», и, как показывает наш опыт, самой трудной для родителей является ситуация, когда они должны заставить себя прожить хотя бы один день без подгонки.
От редакции
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии