search
main
0

Советы педагога

Бой-девочки и пай-мальчики

огда рождается ребенок, кажется, что до его “взрослости” очень-очень далеко. Но, как говорится, самая длинная дорога начинается с первого шага. О первых шагах психосексуального развития и воспитания ребенка и пойдет речь в нашем разговоре, собеседницей в котором выступает кандидат педагогических наук, учительница начальных классов одной из московских школ Л.В.ковинько.

– Луиза Васильевна, говорят, от дошкольного детства во многом зависит то, какими супругами и родителями станут нынешние воспитанники?

– Сексуальное поведение человека не есть нечто изолированное от других сторон его бытия и начинающееся со строго определенного момента. Оно развивается и формируется с самого начала жизни, а поэтому воспитатели (и родители, и профессиональные педагоги) могут либо способствовать формированию этого поведения, либо мешать. Именно поэтому важно с самого начала воспитывать ребенка не просто как личность, а личность мальчика или девочки. С первых лет жизни дети должны своевременно получить правильные знания о том, что такое пол, чем отличаются друг от друга люди разного пола, какие между ними существуют отношения.

– Как понимать слова “с первых лет жизни”? Это год, два, три?

– Психосексуальное воспитание начинается еще до рождения ребенка. Парадоксально, но это факт. Большинство мам, как показывает жизненный опыт, хотят девочку, среди пап чаще встречаются мечтающие о сыне.

Известный демограф М.Бедный в предисловии ко второму изданию своей книги “Мальчик или девочка”, касаясь проблем выбора пола ребенка, пишет: “…исполнение этого давнего желания многих родителей ставит, помимо биологических, серьезные моральные, социологические и экономические проблемы, причем затрагивающие не только отдельные семьи, но и, возможно, все человечество в целом. В результате такого вмешательства может нарушиться необходимое для нормального развития общества соотношение между числом мужчин и женщин, последствия чего предсказать очень трудно”.

К счастью, пока регулировать пол ребенка невозможно. Но легко встретить семью, где отец принимает решение вырастить из крошечной девочки “настоящего парня”, а мечтавшая о дочери мама до школы одевает сына так, как наряжают девочек.

– Следовательно, паспортный пол – это только сигнал родителям о том, как обращаться с новорожденным?

– Совершенно верно. Сейчас уже стала привычной информация о том, что пол определяется не только строением тела, деятельностью желез внутренней секреции, но и психологическими признаками мальчиков (мужчин) и девочек (женщин), которые в дальнейшем оказываются решающими для восприятия человека как представителя определенного пола. Уже в дошкольной группе детей заметны нежные, плаксивые, эмоционально зависимые мальчики, а также девочки, предпочитающие мальчишеские забавы и игрушки, из которых вырастают “атаманши”, “бой-девчонки”.

Хотя об этом, как правило, никто не задумывается, тем не менее девочкам уже на первом году жизни достается больше нежных слов и ласковых прикосновений, зато на долю мальчиков выпадают “физические упражнения”. Уже в первые месяцы существования на белом свете мальчики и девочки по-разному реагируют на обращение к ним взрослых и уже в этом возрасте, улавливая их реакцию, “подстраиваются”.

На первом году жизни (на 40-52-й неделе), оставшись голенькими, младенцы трогают свои половые органы. Часто взрослые принимают такие манипуляции за онанизм. Их страх и тревога по этому поводу могут лишь навредить – закрепить действия. Спокойный и тщательный уход за ребенком, заинтересованное и положительно эмоционально окрашенное общение с ним близких людей сводят эту сексуальную реакцию на “нет” уже к концу первого года жизни. У неухоженного ребенка, эмоциональная жизнь которого бедна впечатлениями, а запросы – область “личных проблем”, эта реакция может закрепиться.

Таким образом, развитие уже в первый год жизни – это развитие мальчика или девочки. Темпы его ошеломительны: за первые 5-6 лет закладываются и формируются такие слои психики, которые определяют в значительной мере последующее развитие. От элементарных реакций удовольствия – неудовольствия ребенок переходит к чувствам радости, гнева, страха, любопытства, к переживаниям любви, сострадания, ревности; от способности к общению – к потребности, в умении общаться с лицами разного пола и возраста, с близкими, просто знакомыми и незнакомыми людьми.

Беседовала Ольга КОНДРАТЬЕВА

Тише, тише

Усыплялки

Не забывайте, что заснувший с улыбкой ребенок должен проснуться с той же улыбкой, а поэтому – никаких звонков или команды “Вставай!”. Первые звуки вашего голоса должны звучать с той же доброй и неторопливой интонацией, которую малыш слышал, засыпая. И только через несколько минут темп вашей речи возрастет до обычного, включая ребенка в его текущие задания.

егодня спят все, кто закончил на сегодня трудиться.

Все-все делали что-то. Ходил на работу папа, и 3 раза умывался кот. Ревел в зоопарке лев, и напрягалось в проводах электричество, чтобы все лампочки во всех комнатах зажигались.

Спят все, кто работал. Они устали, и сон приходит к ним, освобождая от усталости руки, ноги, глаза и языки.

Спят те, кто шел. Они наконец пришли.

Те, кто ползал, тоже доползли: с маленьких детей мамы сняли ползунки, а на взрослых змей их мамы так пошипели, что те не выползут из нор до утра.

Те, кто плавал, приплыл. Спят корабли у причалов, моряки – в каютах, рыбы – под водой.

Все, кто летел, уже прилетели и теперь отдыхают в своих постелях, на кровати или в гнезде – сну все равно. Он тихо и спокойно в свое время обязательно всюду прилетит.

Игры и игрушки тоже спят. Игрушки играют в свою собственную игру – свой сон. И играют так хорошо, что ты ни за что не поверишь, что они не спят.

А игры выиграли друг у друга право спокойно поспать. И аккуратно спят всеми своими коробками и углами. А в каждой коробке сон свой: в одной – шахматный, в другой – лоточный.

Спят даже те, кто ничего не делал. Они от этого так устали, что сон их пожалел и дал дело – немножечко поспать.

А если заснули все, кто делал сегодня что-нибудь полезное или веселое, или бесполезное, но красивое, или просто что-то или делал, или не делал, то мой милый ребенок, который так много за сегодня потрудился, конечно, заслужил самый теплый, самый нежный, самый добрый и самый хороший сон.

Сегодня спят все сказки

Спят сказки для самых маленьких. Спят те, кто их придумал, и те, кто их рассказал, спят их герои: курочка Ряба, спрятав под одно крыло простое яйцо, а под другое – золотое. В другой сказке спит Жучка, обняв свою Репку.

Спят сказки для тех, кто постарше. Спят герои и боги в своих мифах, отложив до завтра свои подвиги. Чтобы подвиги были хороши, а герои еще лучше, им всем надо выспаться: и они укладываются каждый в своей сказке. Спят сказочные герои и сказочные звери и в сказочных снах видят то, что каждому из них кажется сказкой.

Спят сказки для взрослых. Они называются известиями, информационными сообщениями и другими скучными словами, но все равно они сказки, и они засыпают, как только мы позволим им это, отложив газету, выключив телевизор и радиоприемник.

Спят сказки длинные-длинные. Такие длинные, что ты обязательно заснешь, ожидая, когда же кончится их длина. Они засыпают, и сон их тоже должен быть длинным, чтобы вместить всю сказку.

Спят сказки короткие. Они засыпают, не успев дослушать длинного для них слова: “Спи!”

Спят сказки старые. За свою долгую жизнь они были мифами и преданиями, сказами, сказаниями и легендами. Но все равно они – Сказки. Потому что придумывали их Сказочники, а переСказывали Сказители. И каждый из них, конечно, добавлял в старую знакомую Сказку немножко сказочного от себя. Но что бы ни происходило с людьми и их выдумками, дело там делалось или не делалось, а сказка всегда вы-сказывалась.

Спят сказки новые, о которых все знают, кто их придумал. Заснула даже сказка о том, как во сне приходили знакомиться со своими сказочниками Пеппи Длинныйчулок, Карлсон и храбрые хоббиты. Спят все сказки, которые есть. Большие и малые, веселые и грустные.

Не спят только те, которых еще нет, но они обязательно придут. И каждая на ночь будет поуютней устраиваться в своей книге. А утром, днем и вечером они будут осваивать новые ушки и новые сказки. Чтобы хорошую сказку знало побольше хороших детей. Ведь когда ты вырастешь большим, ты же обязательно каждый вечер будешь рассказывать своему сыну новую-новую, большую-большую и очень сонную сказку.

Борис ПЕРЛИ

Рисунок Екатерины КРАВЦОВОЙ

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Советы врача

Отдохните от “сладкой атаки”

На приеме у стоматолога я поинтересовалась: “Почему именно голливудская, а не мосфильмовская улыбка считается эталонной?” Ответ прозвучал неожиданно: “А вы хоть в одной российской книжке читали нечто подобное: “Следователь так устал, что лег спать, не почистив зубы…”? Я эту фразу нашел в американском детективе, – продолжал доктор, – вот когда в России, не почистив зубы, будут ложиться спать только смертельно уставшие люди, мосфильмовские улыбки перестанут уступать голливудским”.

иколай КУЛИКОВ долгие годы работает в Московском медицинском стоматологическом институте. Он охотно поделился советами по уходу за зубами.

– Основная беда россиян не кариес и не пародонтоз, а то, что мы не умеем чистить зубы.

Меня часто спрашивают, один раз в день чистить зубы или два. А ИХ НАДО ЧИСТИТЬ ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПИЩИ! Или как минимум тщательно полоскать рот. А “высший пилотаж” – когда вы научитесь чистить зубы попеременно то правой, то левой рукой, это особенно эффективно.

Вообще, все цивилизованное человечество живет по единому распорядку: утром борется с пародонтозом, а вечером – с кариесом. Поэтому и пасты нужны две. Утром лучше пользоваться пастой, содержащей травы: “Календула”, “Лесная”, “Семейная”. А для вечернего туалета употребляйте фторосодержащие. Отечественные пасты предпочтительнее заморских, они состоят из натуральных продуктов, поэтому лечебные свойства их выше.

Кстати, каждые две недели зубную пасту необходимо менять, потому что вредные бактерии к одной и той же пасте быстро приспосабливаются.

Нужно быть внимательным и к зубной щетке: лучше, если она будет синтетической и достаточно жесткой. Но не думайте, что вы покупаете щетку на всю жизнь, как автомобиль или телевизор, щетку надо менять на новую через каждые два-три месяца. Думаю, излишне говорить, что только паста может быть “Семейная”, а щетка у каждого в семье должна быть личная.

Под влиянием агрессивной рекламы сейчас многие стали увлекаться разного рода жвачками, как панацеей от всех бед. Увы…

Американцам с их здоровыми и идеально вычищенными зубами жвачка, может, и полезна. А вот нам необходима разумная осторожность: жвачка выдергивает пломбы и коронки, расшатывает слабые зубы. А чистку зубов она вовсе не заменяет.

Родители мне часто задают вопрос: как быть с детьми-сладкоежками? Ведь сладкое для зубов вредно. Мне нравится, как решается эта проблема в некоторых европейских странах. Там для детей раз в неделю устраивают “сладкий” день. В этот день ребенок ест сладкое, что называется, от пуза. Зато остальные шесть дней зубы отдыхают от “сладкой атаки”. Вообще, чем раньше родители приучат малыша к заботе о полости рта, тем больше шансов, что он доживет с собственными зубами до глубокой старости.

Как-то в Германии я был в гостях у друзей. Утром они сказали своей четырехлетней дочке, что готовы идти с ней в зоопарк. Девочка воскликнула: “Ой, подождите, я еще зубы не почистила”.

Уверен, что у этой девочки и в пятьдесят лет улыбка будет голливудская.

Татьяна РОЩИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте