search
main
0

Советы педагога

Клятва первоклассника

Говорят, что родители каждого ребенка должны пережить его “первый год” трижды: после рождения, с поступлением в первый класс и после вступления в брак. И каждый раз этот первый год становится годом крушения наших иллюзий, наших воздушных замков, наших родительских амбиций…

Поговорим о том, что является актуальным для родителей детей, начинающих школьную жизнь. Об отметках.

На выпускном вечере в детском саду дети дружно и в рифму торжественно пообещали всем присутствующим в зале учиться “ТОЛЬКО НА “ЧЕТЫРЕ” И “ПЯТЬ”. Вашему чувствительному родительскому сердцу мнится, что эта “клятва” непременно должна быть выполнена.

Я вовсе не призываю равнодушно относиться к плохим отметкам своего сына или своей дочери. Это способ просигналить вам: вот так школа в рамках пятибалльной отметочной системы оценивает успехи вашего ребенка.

А для интересующихся сообщу, что эта система была введена в российских гимназиях в ХIХ веке Николаем I наряду с обязательной формой для учеников и рассматривалась тогдашним общественным мнением как одна из реакционных мер по уничтожению живого духа обучения. Так что Пушкин, несмотря на то, что в математике был слаб, двоек не получал: их тогда еще не придумали. Несмотря на то, что система считалась крайне несовершенной, советская школа тридцатых годов вернулась именно к ней – в силу ее простоты и подчеркнуто дисциплинарного характера. За полтора столетия (с небольшим перерывом) мы к ней привыкли. Отметка в дневнике сделалась символом школьной жизни. Призывы либеральных педагогов-экспериментаторов к отказу от двоек и пятерок, к разработке чего-нибудь более гибкого и гуманного натолкнулись на стену непонимания – в первую очередь со стороны родителей, которые боялись потерять привычные ориентиры.

Нам ведь крайне необходимо, особенно в начальной школе, чтобы ребенок претендовал на роль отличника. Чаще всего при этом речь идет не о качестве знаний, не о затраченных усилиях, не об интересе к какому-то предмету, а именно о формальных показателях.

Каков результат?

При таких родительских установках вместо спокойного отношения к поставленным задачам, желания добросовестно выполнять задания и узнавать что-то новое ученик оказывается в состоянии нездоровой конкуренции, все время сравнивает свои успехи с успехами окружающих. И если все-таки становится отличником, то относится к тому типу школьников, которые готовы душу продать за отметку.

Еще хуже будет, если родительские амбиции и торжественные обещания на празднике в детском саду не смогут оправдаться. Что тогда делать малышу? Он не виноват, что не может удовлетворять всем вашим желаниям.

Полезно знать: для того чтобы быть отличником в начальных классах, кроме природной сообразительности, надо обладать еще рядом специфических качеств. Школа – это, кроме всего прочего, дисциплинарный институт. Здесь надо в первую очередь СИДЕТЬ и СЛУШАТЬСЯ. Старательной девочке с красивым почерком, которая смотрит учительнице в рот, понимает, чего от нее ждут, и готова с удовольствием это выполнять, гораздо легче стать хорошей ученицей в первом классе, чем заводному мальчишке, который ненавидит писать. Его голова забита роботами, конструкторами и футболом, по сравнению с которыми правила русской орфографии кажутся досадным отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не значит, что он обречен. Возможно, в старших классах, где на первый план выходит не старательность, а интеллектуальные возможности, ситуация изменится…

Подводя итоги, скажем: отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются для вас сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни вашего сына или дочери. Приговор выносите вы сами. Имейте в виду, что иногда для сохранения хороших отношений в семье не устраивающую вас оценку лучше проигнорировать, иногда она должна вызвать сочувствие, а иногда ей можно даже обрадоваться!

Лучший способ попытаться перекрыть неприятные ощущения от неудовлетворительных отметок – это сделать предметом своей заботы развитие ребенка, его интересы, его внутренние коллизии, его чтение, его социальную адаптированность.

Я понимаю, как это трудно – позволить малышу стать самим собой, реализовать его собственный путь, а не родительские амбиции.

Но…

“…дети читают,

А дети мечтают,

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети!”

(В. Берестов)

Марина АЛЕКСАНДРОВА,

учитель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте