Последний день консультативного очного установочного семинара Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» стал настоящим пиршеством духа. Это был день мастер-классов лауреатов и победителей конкурсов разных лет. Все они откликнулись на зов «Учительской газеты» и с удовольствием поделились опытом с коллегами.
Учителя года не только показывали мастер-классы, но и давали ценные советы, касающиеся различных конкурсных испытаний.
Так, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992», учитель музыки московской Ломоносовской школы Артур Заруба рассказал о том, что такое мастер-класс. Когда-то на конкурсе такого испытания не было. Но в 1996 году «Учительская газета» со товарищи – в этой когорте был и Артур Викторович Заруба – настояли на том, чтобы конкурсанты представляли свой опыт на сцене.
Главная особенность мастер-класса, уверен Артур Викторович, то, что это не лекция. Преподавание вообще не должны быть построено на лекциях. Разве что вы можете делать это как Лотман или Радзинский…
Мастер-класс для взрослых на конкурсе дают не случайно: «Сцена все проявляет». Поэтому нужно «действовать в своей парадигме и показывать то, что ты постоянно делаешь». Объяснять на мастер-классе, как работает учитель, – неправильно.
Артур Заруба вызвал бурю восторга, показав мастер-класс «Искусство видеть способности». Участники конкурса «Учитель года России-2014» научились играть на свирели в считанные минуты и тут же продемонстрировали свое умение.
Все вместе участники семинара, организаторы, даже первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова и доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образования АПК и ППРО Елена Пахомова пели знаменитый «Учительский вальс», музыку к которому написал Артур Заруба, а слова – учитель года из Чувашии Ирина Львова. А также гимн конкурса на стихи Роберта Рождественского, который любят многие поколения участников конкурса. Полюбился он и конкурсантам 2014 года. Педагоги попросили исполнить его всем составом на открытии или закрытии всероссийского финала этого года!
Непросто было выступать после Артура Зарубы лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», учителю географии средней школы №7 с углубленным изучением английского языка Перми Ирине Баскевич. Но ей все удалось, и мастер-класс Ирины вызвал искренний интерес у коллег. Она поставила перед конкурсантам неожиданную проблему: какие вопросы мы задаем нашим ученикам? Ирина Александровна составила целый «каталог» вопросов и научила задавать правильные. Пожалуй, впервые в жизни учителя, по просьбе Ирины Баскевич, попытались представить себя… карандашами, попавшими в блендер, и предположить, как надо действовать. Затем лауреат 2012 года показала, как превратить учебные географические ситуации в ситуации, развивающие мышление. Оригинальные задания понравились учителям.
Несмотря на необходимость именно в этот день быть в ГИТИСе и получать диплом режиссера (между прочим, второй диплом о высшем образовании, первый – Литературного института им. Горького), к участникам конкурса-2014 пришел и абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин. Он рассказал о том, как подготовить заочное испытание «Методический семинар». Это конкурсное задание самому Александру Александровичу пришлось проходить очно, но суть дела от этого не меняется… Первая задача – «разобраться с тем, что ты делаешь, отрефлексировать свой собственный опыт». И вторая, которая была важна для самого Демахина, – «выйти и доказать, что твой предмет важен».
Таким образом, учителю года России-2012 конкурс помог «поймать свой опыт и отточить до краткой формулы».
Вторая часть выступления Александра Демахина была посвящена новому (вернее, возрожденному) испытанию под названием «Эссе». Конкурсанты смотрели мультик, читали и оценивали тексты, узнавали составные элементы этого жанра.
Прощаясь, Александр пообещал коллегам: «Самое главное открытие на этом конкурсе впереди, это открытие самих себя».
«Пиршество» продолжилось.
Следующей выступала лауреат конкурса прошлого года, самый недавний «пеликан», учитель русского языка и литературы гимназии №4 Великого Новгорода Ирина Филиппова. Ирина Анатольевна, так же, как в начале дня Артур Викторович Заруба, обратилась к «Учительскому вальсу», но рассмотрела его с неожиданного ракурса. Она спросила коллег – какого цвета это музыкальное произведение? Фокус-группа посчитала звукобуквы и пришла к выводу: песня окрашена в два цвета – красный и синий. А вот учитель музыки – участница конкурса 2014 года – почувствовала это даже без подсчета, просто потому, что музыкант. Кстати, о технологии можно подробно прочитать на сайте «Учительской газеты» в разработке Ирины Филипповой и ее коллеги Ирины Васильевой: http://www.ug.ru/archive/54589.
Ирина Филиппова открыла маленький секрет: «Если на конкурсе у вас наступит минута слабости, слушайте «Учительский вальс», который зарядит вас энергией и добавит гениальности».
В следующего выступающего конкурсанты-2014 просто-напросто влюбились. Влюбились в обаяние, мудрость, юмор, профессионализм старшего методиста образовательного портала Воронежской области при Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Натальи Тихоновой, участницы Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001». Она уверена: важная задача – решить, для чего ты идешь на конкурс. Чтобы посмотреть, как выглядят преподаватели твоего предмета из других регионов? Чтобы преодолеть страх? Другие причины? От этого зависит, как будет организована подготовка.
Наталья Сергеевна рассмотрела урок как художественное произведение – с точки зрения содержания и формы. Это было необычно, интересно, сопровождалось яркими примерами из практики, изысканным чтением стихов…
«Пиршество» завершилось не менее замечательными, чем все предыдущие, мастер-классами лауреатов московского городского конкурса «Учитель года» – учителя английского языка Юлии Мукасеевой и учителя физической культуры Дмитрия Бесполова.
Юлия Борисовна в два счета научила азам заморского наречия коллег, не знающих английского и заодно, конечно, показала интересные приемы.
А выступление Дмитрия Владимировича было как нельзя более кстати в конце напряженного, насыщенного информацией и эмоциями дня. Дмитрий Бесполов не только рассказал о системе работы, но и, пригласив добровольцев, продемонстрировал игры, упражнения, учительские хитрости на практике. Захотелось поучиться у такого замечательного физкультурника…
Установочный семинар завершился. Участники искренне поблагодарили его организаторов, а первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала спасибо приехавшим в Москву учителям.
До встречи в Мытищах в сентябре!
Фото автора
Комментарии