search
main
0

Советы могут давать только те, кто заслужил это право своей работой

Лето не стало сплошным отдыхом для директоров лучших московских школ. По средам их ждет деловая встреча с министром образования Москвы, на которой идет обсуждение различных идей, направленных на повышение качества деятельности столичной системы образования. Кого приглашают на такие встречи? Вот как рассказывает об этом сам министр.

Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- «Директорские утренники в департаменте» – это разговор на актуальные темы, к которому мы приглашаем руководителей  образовательных организаций, добившихся высоких результатов в своей деятельности по нескольким параметрам. Это директора сотен лидерских ОО (школ, учреждений допобразования, колледжей). Мы проанализировали их работу и  выявили три сотни таких учреждений, которые обобщенно называем школами. Первая сотня  – сотня школ высоких  учебных результатов, эта сотня была определена легко, так как у нас уже 400 школ имеют  такие высокие результаты и входят в Топ-400, этот рейтинг мы составляем именно по учебным результатам. Мы никогда не называли этот рейтинг рейтингом лучших школ и всегда говорили, что это рейтинг школ по их учебным результатам. Чем большему количеству школьников Москвы школы обеспечили высокое качество обучения, тем больше у них шансов попасть в этот рейтинг. Сто школ-лидеров мы выбрали пока из рейтинга 2013 года, к 1 сентября в рейтинге будут изменения по результатам прохождения ЕГЭ, ОГЭ, побед в олимпиадах.Вторая сотня школ – сотня школ, которую мы называем школами большого интереса, интереса, проявленного к этим школам.  Интерес можно измерять в чем угодно,  но мы договорились, что в системе образования будем стараться  все измерять в учениках. Мы посмотрели, сколько и каких учеников готовы свой интерес  к этому  учреждению подкрепить собственными деньгами.  Это тоже можно сделать довольно легко, достаточно посмотреть отчеты школ о сумме внебюджетных  средств или, правильнее, от деятельности, приносящей доходы. Это вторая сотня лидеров, подкрепленная  собственными деньгами людей в интересах наших школ. Третья сотня – сотня школ, которые мы называем школами больших возможностей. Возможности мы тоже измеряем в учениках,  в этом случае сотню школ составить тоже легко, поскольку у нас есть  учет контингента школ – реестровый учет.  В сотню вошли самые крупные школы по контингенту, начиналась сотня от 7 тысяч  учащихся (Первый московский образовательный комплекс).  Не скрою, мы хотим составить и список школ четвертой сотни,  которую  называем сотней школ с высокой эффективностью. Я имею в виду эффективное использование  фонда оплаты труда, чтобы те деньги, которые есть  в этом фонде, не тратились на ненужных школе людей. Могу в принципе сказать, что методика составления этой сотни школ будет простой: посчитаем, сколько работников школы приходится на одного ученика  или сколько учеников приходится на одного работника школы. Этот показатель  будет сигналом, что лишних работников учреждение не держит, но для того чтобы  проверить, те это работники, которые нужны, или не те, я попросил  посмотреть на то, какая доля фонда оплаты труда приходится на тех, кто непосредственно, лично реализует миссию учреждения,  учит и воспитывает, то есть на  учителей и воспитателей.    Всех остальных работников, как бы они ни назывались, я попросил не считать, потому что если эти люди нужны учителям и воспитателям, то  они с удовольствием согласуют решение администрации о найме  таких людей (например, психологов, но если учителя и воспитатели и сами великолепные психологи, то  они им не нужны, социальных педагогов, если они будут нужны классным руководителям, переводчиков с русского на русский, если учителя сами с этим не справляются). Непосредственные реализаторы миссии школы – учителя и воспитатели, а все остальные, мягко говоря, у них нахлебники и должны очень сильно доказывать, что  они им нужны для реализации  этой миссии. Думаю, педагоги согласятся, что нужен слесарь, чтобы вода не текла куда не надо, что нужен электрик,  то есть все это нужно решать директору с учителями и воспитателями, объясняя им, зачем он нанимает каких-то людей. Три года люди писали в департамент жалобы о том, что  директора держат мертвых душ, так как поняли, что за мертвых душ директора рассчитываются их деньгами. Они  писали, и службе финансового контроля  не оставалось ничего иного, как приходить     и инспектировать эти ОО. Я думаю, что больше они таких жалоб писать не будут,  потому что  никто из директоров больше мертвых душ держать не станет:  одного из руководителей ОО осудили за подобную деятельность на три года (не условно). Об этом шел разговор на одном из наших традиционных четверговых селекторов, ставший для многих хорошим уроком.  Убежден, что дальше работники начнут писать уже не о мертвых душах, а о бесполезных душах. Они будут писать о том, что директор, вместо того чтобы платить  учительнице, держит, например, 15 помощников, 22 заместителей, 33 адъютантов и общие деньги платит им. Это может быть  следующий этап  жалоб, поэтому нужно вовремя объяснить коллективу высокую необходимость каждого сотрудника. Тогда мы убережем себя от жалоб. Поэтому четвертый рейтинг, четвертая сотня школ и будет сотней, в которую они попадут по двум показателям – сколько  работников школы приходится на одного ученика и какая доля фонда оплаты труда идет непосредственно на  оплату  труда учителей и воспитателей. По результатам четырех рейтингов – четырех сотен  школ – будет отобрана сотня школ-лидеров по  меньшей сумме мест. При этом могу сказать, что теоретически в идеале все четыре сотни должны совпадать, то есть если у школы большие  возможности, есть высокая эффективность использования  фонда оплаты труда, то у нее должны быть высокие результаты, а если у нее высокие результаты, то  должно быть огромное количество людей, которые  готовы у этой школы заказать дополнительные  платные услуги независимо от того, кто они – дети или взрослые.   Если бы эти четыре сотни совпали, то можно было бы  говорить, что в нашей сфере все замечательно.  Но четыре сотни не совпадают, то есть  большие возможности у нас есть у одних школ, эффективность – у других, результаты – в третьих, а готовность купить   дополнительную работу школ – у четвертых. Правда, есть пересечения: пока у нас есть 12 учреждений, которые попали во все три сотни: и по результатам, и по возможностям, и по интересу к ним жителей Москвы. Вот по такому принципу мы отбирали участников «Директорских утренников в департаменте». Те люди, которые вывели свои школы  хотя бы в одну из четырех лидирующих сотен, имеют право быть в курсе всех идей на старте, до того как эти идеи станут нормативными документами, чтобы высказать свои  позиции, повлиять на их принятие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте