Учёный-химик — о трудностях педагогики, «живых» дисциплинах и профессиональном призвании.
Дмитрий Менделеев уверен, что лучший инструмент для обучения — нервы. Педагогам он рекомендует учитывать личные качества подопечных. Ученикам — получать высшее образование, а чиновникам — отменить экзамены. Принципы, выработанные в 1870–1905 годах автором Периодической таблицы химических элементов, выпускником Главного педагогического института, преподавателем гимназий, корпусов и ВУЗов с 35-летним стажем, актуальны и сегодня. Недавно о них подробно рассказал научно-популярный журнал «Родина». А сегодня, в начале нового учебного года, сетевое издание «Учительская газета» представляет принципы Менделеева своим читателям.
Тяжело в учении
Учительство трудно и утомительно, — предупреждает новичков химик. Облегчают его лишь кропотливая предварительная работа, бескорыстная любовь к делу и долгая привычка. Необходимо чётко понимать общие цели образования и частные интересы учащихся, быть сознательным и свободным от рутины. Обучать Менделеев призывает исключительно нервами («сухими рассуждениями доброго следа не оставишь»). Личным примером разжигать в подопечных трудолюбие и разумное отношение к деталям жизни. Преподавать «живые» дисциплины и следить за их развитием.
Учение — свет
Передовые державы должны озаботиться образованием наставников среднего и высшего звена, — полагает учёный. И для процветания не жалеть на это усилий и средств. Педагогам же стоит предчувствовать от профессии удовлетворение, и идти в неё не за материальными благами, а по призванию, подобно морякам или медикам.
То же рекомендует Менделеев обучающимся. Из школ и профессиональных училищ не выходят готовые специалисты, необходимые для «успехов жизни России». Поэтому выпускникам нужно получить высшую специализацию как можно раньше, ибо ее требует жизнь.
Подопечный прежде всего
Отношение к ученику Менделеев советует формировать, отталкиваясь от особенностей его личности. Застенчивый скромник и бойкий, острый на язык воспитанник требуют разных педагогических подходов. Устные, массовые испытания в период обучения химик призывает уничтожить, а вступительные — принять как неизбежную необходимость, определяемую спросом, то есть числом желающих поступить в учебное заведение.
Чтобы уберечь юнцов от конфликта с реальностью, губительного самомнения, рационализма и пессимизма, нельзя строить образовательную систему только на интеллектуальном развитии, — полагает учёный — и дисциплины разных категорий желательно уравновесить, в том числе начать обучать гимназистов русским законам.
Свободное плавание
Последний и, возможно, главный совет Менделеева преподавателям — правильно рассчитать регламент занятий, дав возможность ученикам развиваться самостоятельно и сформировать индивидуальный характер.
Справка UG.RU.
После окончания Главного педагогического института Санкт-Петербурга Дмитрий Менделеев (1834–1907) преподавал химию, математику и биологию в гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Затем читал лекции в Императорском Санкт-Петербургском университете, занимал должность профессора в Санкт-Петербургском Технологическом институте, преподавал в Николаевской инженерной академии и училище, в Институте инженеров путей сообщения и Втором кадетском корпусе.
Комментарии