Куда постелить спасительную соломку
Год назад Владимир Евстигнеев из Таганрога, Ольга Майская из Ставрополя, Галина Аблынина из Пензенской области, Николай Степанов из Москвы и Максим Скалозубов из Казани уехали с I Всероссийского конкурса “Сердце отдаю детям” лауреатами. В этом году они снова приняли в нем участие. Но уже в другом качестве – как члены жюри.
Что уж и говорить, теперь они люди бывалые: и сами судили, и судимы были. Вот и решила я, что их многосторонний опыт может пригодиться участникам следующих конкурсов. Хороший совет не помешает. Не зря в народе говорят: знал бы, куда упасть, соломку подстелил.
Своими версиями о том, что может послужить спасительной соломкой, поделились Максим Скалозубов и Николай Степанов.
Максим Скалозубов, руководитель школы театра “Шарм” центра внешкольной работы Московского района г.Казани, отличник народного просвещения РФ, заслуженный работник культуры Республики Татарстан:
– Прежде всего нужно тщательно готовиться, хорошо продумать свое выступление, тем более что основные моменты, которые надо отразить, известны заранее. Укажите, что нового в содержании вашей программы, выделите крупицы новаторства. Не стоит говорить, что программа авторская, если вы только переработали ее, приспособили к региональным, национальным и другим условиям. Присвоение чужого производит неблагоприятное впечатление.
Открытое занятие – самый сложный конкурс, где нужно показать свое педагогическое мастерство, а не просто уровень своей образованности, личностных качеств (как, например, на самопрезентации). Важна методика. Как вы работаете с детьми на первом занятии? Заинтересуйте ребят, что к вам придут. Проведите занятие так, чтобы они захотели прийти к вам снова.
Изучите до конкурса нормативные документы. Покажите, как вы можете в рамках программы раскрыть суть своего предмета.
Николай Степанов, педагог-организатор по работе с Московским детским объединением Союз “Звездный”:
– Друзья! При подготовке к конкурсу особое внимание стоит обратить на правильность написания и оформления программ. Отразите основные пункты: цели, задачи, обоснование, “пошаговый” ход реализации, предполагаемый результат. Укажите, в чем отличие вашей программы от уже существующих (хотя бы в практике). Во время защиты не говорите о сложной ситуации в России – о ней знают. Кратко упомяните о той области, в которой работаете, и переходите к описанию программы.
Во введении в программу постарайтесь учесть интеллектуальное развитие детей того региона, где будет проходить конкурс (оно разное и зависит от того, город это или село, центр России или окраинный район).
Заинтересуйте детей собой, своим делом, чтобы они пожелали продолжить занятия вашего направления или задумались над теми вопросами, которые вы им задаете.
В импровизационном конкурсе не старайтесь делать, что вам несвойственно, если, конечно, не почувствуете вдруг озарения. Лучше выполняйте задание в знакомом вам жанре. Постарайтесь быть откровенными. Это важно.
Конкурс “Мир моих увлечений” раскрывает стороны вашей жизни, дающие вдохновение для основного дела. Покажите, что в минуты отдыха вы собираете силы, которые помогают вам жить насыщенной жизнью, приносят радость.
Главное, что ценится жюри превыше всего, – ваше истинное, а не показное отношение к делу и детям. Если вы испытываете радость от того, чем занимаетесь, от общения с ребятами, значит, у вас все получится. Мелкие недочеты в исполнении задания отойдут на второй план, и останется ощущение праздника от вас и ваших ребят.
…На конкурсе я была сторонним, но неравнодушным наблюдателем. Поэтому тоже дам совет. Будьте уверены в себе и не волнуйтесь. Ведь вас будут окружать коллеги, которые уже с первых дней станут не соперниками, а друзьями.
Удачи вам, будущие участники конкурса!
Ольга Дубровина
Комментарии