search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых»
0

Совесть Севера. Год литературы

Веркола… Небольшая деревня на Пинежье. Именно здесь 29 февраля 1920 года родился Федор Абрамов, русский писатель, совесть Севера.

Он был пятым ребенком в крестьянской семье. Рано оставшись без отца, с детских лет помогал матери, привык к тяжелому труду. Небольшое их хозяйство было признано середняцким, несмотря на то что детям не в чем было ходить в школу. В старших классах Федор Абрамов пробовал писать стихи, а после окончания школы поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Правда, учебу в 1941-м пришлось оставить – ушел добровольцем на фронт.Ему многое пришлось пережить: бой с одной винтовкой на десятерых; госпиталь блокадного Ленинграда, где он оказался с тяжелым ранением, грозившим ампутацией; потом по Ладожскому озеру, по Дороге жизни, ехал под обстрелом. Машины, шедшие впереди и сзади, затонули…Огромным счастьем будущий писатель считал то, что прошел войну и остался жив в отличие от большинства своих ровесников. Его по ошибке чуть не похоронили заживо в братской могиле. Усталые, измученные солдаты похоронной команды, которая ночью подбирала убитых, еле передвигали ноги. Один из них споткнулся, упал и пролил воду из котелка мертвому на лицо. Абрамов (это был он!) застонал. Так он чудом остался жив.Непростой была писательская судьба Федора Абрамова. Но вся она неизменно связана с Верколой – боль, страдания за деревню и любовь к ней звучат в каждом произведении. «Деревня – это мать наша», – с болью говорил Абрамов, видя тяжелый труд сельских жителей, пытаясь обратить внимание на вымирающие деревни, на варварское отношение к ним.Ему говорили, что надо писать не только о деревне. Он не спорил. Соглашался: «Надо и о городе писать. Но сердцу не прикажешь. А писатель – это сердце. Я переполнен деревенской Россией». Глядя на молодое поколение, он страдал от того, что оно перестало любить землю, «очерствело», «задичало». То, что происходит с молодежью, которой не хватает молодого задора, порывов, мечтаний, Абрамов называл очерствением и «усыханием сердца». А это надо лечить! Как? Радостью и болью лечил Абрамов. Он не жил по принципу «моя хата с краю». Он много и неустанно работал, больше всего ненавидел пассивность и равнодушие, когда ни за что и ни у кого не болит сердце. Писатель был убежден, что каждый человек строит дом в своей душе, и этот дом – нравственный стержень, который помогает ему жить и преодолевать трудности, – ни в огне не сгорит, ни в воде не утонет. Недаром его назвали совестью народа, ведь Федор Александрович призывал жить по совести, считая, что совесть – самый надежный судья. «Жить в ладу с собой, со своей совестью – не в этом ли самое большое счастье?» – находим мы в записных книжках писателя.Книги его учат думать, чувствовать, переживать, учат быть человеком. Так почему бы не изучать в средних классах не только «О чем плачут лошади», но и рассказы «Пролетали лебеди», «Собачья гордость», «Самая счастливая», «Материнское сердце», помогающие взрослению души?Сам Федор Александрович считал, что «хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро». А он всеми силами стремился увеличить добро на земле.

Надежда ПАНИНА, учитель литературы Верхнеуфтюгской школы имени Д.И.Плакидина, Красноборский район, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте