Одним из уникальных явлений российской истории ХХ столетия стала послереволюционная эмиграция первой волны. Ее представители на протяжении долгих десятилетий не переставали жить напряженными духовными исканиями, смысл которых состоял в неустанных поисках путей к счастливому будущему своей Родины. Существенны придание ими образовательному процессу приоритетной патриотической направленности, подчеркивание ведущей роли эмоционально-чувственного и духовно-нравственного воспитания формирующейся личности, возвращение ценностей православной педагогики в центр важнейших идей воспитания и образования.
Истоки патриотизма
Среди интеллектуальной элиты, волей судьбы оказавшейся за пределами отечества, особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1883-1954), выдающемуся философу, политологу, педагогу, гражданину и патриоту России, одному из самых известных мыслителей русского зарубежья. Писатель Иван Сергеевич Шмелев назвал Ивана Александровича совестью русской интеллигенции.
Иван Ильин родился 28 марта (9 апреля) 1883 года в Москве в старинной дворянской семье. Он всегда с большим уважением относился к своим родителям: отцом гордился, мать боготворил. В семье Ильиных царили любовь, счастье, сердечная атмосфера взаимопомощи и поддержки.
Но самое главное, чему научили Ивана Александровича в семье, – это любить и служить России. Во многом именно благодаря семье, в которой вырос и был окружен родительским теплом, он сумел впоследствии сформулировать свои педагогические взгляды на семейное и национальное воспитание.
Одаренность Ивана Александровича обнаружилась довольно рано. Окончив с золотой медалью и дипломом I степени Первую Московскую классическую гимназию, юноша в 1901 году поступил на юридический факультет Московского университета, где стал учеником известного правоведа и философа П.И.Новгородцева. В студенческие годы он тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов.
В 1906 году Ильин окончил юридический факультет Московского университета с дипломом первой степени и по предложению князя Евгения Трубецкого был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1909 году, сдав экзамены на степень магистра государственного права, был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета.
Свою научно-педагогическую деятельность Иван Ильин начал в 1909 году на Московских высших женских юридических курсах, затем преподавал на юридическом факультете Московского университета и в Коммерческом институте. По отзывам современников, Иван Александрович был отличным лектором и пользовался популярностью среди студентов.
В 1911-1912 годах Ильин был в научной командировке, занимаясь в университетах Берлина, Гейдельберга, Геттингена, Фрейбурга и Парижа изучением новейших течений европейской философии.
На основе массива источников талантливый молодой ученый написал двухтомное исследование «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В 1918 году он защищает этот труд как диссертацию, за которую ему единогласно присудили сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.
В 1918 году Иван Александрович Ильин стал профессором Московского университета. В 1921 году был избран председателем Московского психологического общества, а в 1921-1922 годах он стал действительным членом Института научной философии и позднее членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.
На других берегах
Октябрьскую революцию 1917 года Ильин воспринял как социально-политическую катастрофу и активно включился в борьбу с новым режимом. Мыслитель неоднократно арестовывался по обвинению в антисоветской деятельности.
В сентябре 1922 года вместе с большой группой ученых и литераторов Иван Ильин был выслан из России на «философском пароходе» в Германию. В 1922-1938 годах жил в Берлине, где стал одним из главных идеологов Белого движения в эмиграции. С 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол». Работал директором Русского научного института (до 1934 года, когда был уволен нацистами).
В 1938 году, после того как гестапо наложило арест на его печатные труды и запрет на публичные выступления, Ильин выехал в Швейцарию. Жил в пригороде Цюриха, выступал с лекциями, продолжал публицистическую деятельность и писал философские книги («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Аксиомы религиозного опыта» и «Путь к очевидности»). Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 года.
Крупный педагогический мыслитель
Как оригинальный русский православный мыслитель Иван Ильин сложился уже в эмиграции, где являлся одним из наиболее крупных философов – эмигрантов первой волны. В духовном и религиозном обновлении мыслитель видел путь спасения и возрождения России. К числу ее основ он относил веру, любовь, свободу, совесть, семью, Родину, нацию, правосознание, государство, частную собственность, выделяя в качестве доминантных веру и любовь.
Научное наследие ученого характеризуется ярко выраженной педагогической направленностью. Основополагающей философско-педагогической идеей является приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Ильин принадлежал к числу представителей национально-гуманистического направления философско-педагогической мысли русского зарубежья, неразрывно связанного с идеями русской религиозной философии.
Воспитание русского духа
Философско-педагогические взгляды Ивана Александровича Ильина создают глубокую и обстоятельную картину национального воспитания. Философ на проблемы образования органично переносил сущностные ценности и черты народного характера, русской идеи, которая, по его определению, «есть идея свободного и предметно созерцающего сердца». Он вопрошал: «Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей?»
В книге «Путь духовного обновления» Ильин представил целостную картину национального воспитания, построенного на широкой народной культурной основе. Он видит задачу в следующем: «Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству, были национальными, у нас в России – национально русскими». И далее: чтобы «дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей». По убеждению философа, получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, «развернутся в настоящих и верных русских людей».
Иван Александрович считал главной целью национального воспитания формирование «русскости» у подрастающего поколения на основе первичных (сердце, созерцание, свобода, совесть) и вторичных (воля, мысль, форма, организация) сил русской души и русской культуры. Мыслитель об этом сказал очень проникновенно: «И когда мы произносим это простое и в то же время необъятное слово «Россия» и чувствуем, что мы назвали что-то самое главное в нашей жизни и в нашей личной судьбе, то мы твердо знаем, что мы разумеем не просто природу, или территорию, или быт, или хозяйство, или государство, но русский дух, выросший во всем этом, созданный этим и создавший все это в муках, в долготерпении, в кровавой борьбе и непрестанном молитвенном напряжении».
Объяснение очевидного
В своих рассуждениях Иван Александрович Ильин постоянно возвращался к истокам национального воспитания и рекомендовал родителям, учителям и воспитателям обогащать детей «национальными сокровищами образования». К их числу он относил язык (русский и церковнославянский), русскую песню (особенно хоровое пение), самобытную молитву, национальную сказку, жития святых и героев (национальная святость и доблесть), поэзию, многообразие национального искусства, историю, армию (оплот Родины), территорию (необходимо знать и любить просторы своей страны, ее жителей, природные богатства), склонность к добровольному творческому труду (живой интерес к национальному хозяйству, воля к русскому богатству) как источнику духовной независимости и расцвета русского народа.
Мыслитель-патриот особо призывал воспитывать в детях с раннего возраста чувство гордости за российскую армию, уважение к ее духовной и профессиональной силе. Он акцентировал внимание на необходимости формирования у ребенка отношения к территории, природным богатствам и хозяйству страны как к национально-государственному наследию и источнику духовного расцвета и независимости своей Родины и ее народа.
Задачи национальной школы
Ильин-педагог сформулировал задачи, стоящие перед начальной, средней и высшей школой, акцентируя внимание на принципе преемственности в непрерывном образовательном процессе и решающей роли русского учителя в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Важнейшей педагогической задачей мыслитель считал задачу воспитания в человеке умственной самостоятельности. Он так сформулировал образовательные задачи школы: «Понимание должно стать активным размышлением, горизонт ребенка год от года должен становиться все шире, память должна укрепляться и обогащаться. Преподаватель должен сообщать ученикам правила и приемы мышления, упражнять их в применении этих правил, исправлять их ошибки и давать им указания. Талантливый преподаватель постарается разжечь в своих учениках жажду познания; он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, слагать свои собственные вкусы, воззрения и убеждения; а главное – укреплять и применять духовность своего инстинкта».
Аксиомы семейного воспитания
Обращаясь к вечным ценностям семейного воспитания, Иван Ильин подчеркивал, что именно «семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию». Аксиологическими ориентирами воспитания в семье, по его мнению, должны были стать такие ценности, представляющие исток и содержание духовного богатства, как любовь, внутренняя свобода, вера, совесть.
Мыслитель дает свое понимание основных направлений семейного воспитания, которые тесно увязывает с представлением о ценностях воспитания и идеале человека:
1) семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни – христианскую любовь;
2) семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию;
3) семья учит ребенка верному восприятию авторитета;
4) семья есть трудовой очаг, трудовое наследственное единение людей.
Возрождение российского образования
На страницах книг Ивана Александровича Ильина мы найдем много обжигающих прогностизмом размышлений о том, какой должна быть система образования в постбольшевистской России. Он отмечал, что одним из «самых тяжелых и опасных наследий революции в России была утрата настоящего уровня образования. И задачей верующих русских людей является не только воспитание детей в православном духе, но и возвращение должного уровня образования в высшие учебные заведения». Ученый сформулировал основные ценностные приоритеты направленности высшего образования: воспитание самостоятельного бытия и мышления, исследовательский подход к предмету, борьба за истину, ведущая личность к духовной свободе. Вместе с тем высшее образование, по его замыслу, не враждебно религии, это «лаборатория испытывающегося и сомневающегося исследования, которое творится в духе религиозного и сердечного созерцания».
«Я живу только для России»
В сложных условиях эмиграции Иван Ильин сохранил и в значительной степени воспроизвел те культурные традиции, духовно-эмоциональный и интеллектуальный потенциал Серебряного века, которые не были востребованы в СССР и во многом оказались утраченными. Более того, придал этим непреходящим ценностям патриотический ракурс.
На склоне лет Иван Александрович писал, что «мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».
И это возвращение произведений мыслителя в Россию произошло, его труды стали издаваться в Российской Федерации с 1988 года. С 1993 по 2008 год было выпущено 28 томов собрания сочинений Ильина.
В октябре 2005 года прах Ильина и его жены перезахоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И.Деникина и недалеко от могилы его друга писателя И.С.Шмелева. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это событие «закономерным объединением двух частей русского народа, одна из которых жила в эмиграции».
В 2006 году библиотека Ильина, насчитывающая 630 наименований книг, и его архив, которые хранились в Университете штата Мичиган, по инициативе Президента РФ Владимира Владимировича Путина были возвращены в Россию и поступили на хранение в отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова.
В апреле 2008 года в Москве на старейшем здании МГУ на Моховой улице была установлена мемориальная доска в память об Иване Ильине, выпускнике и преподавателе университета. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге возле Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина открыли ему памятник.
Возвращение праха ученого, гражданина и патриота, как и его творческого наследия, на Родину свидетельствует о том, что восторжествовала историческая справедливость – Иван Александрович Ильин занял достойное и почетное место среди выдающихся национальных мыслителей России. Более того, его философско-педагогическое наследие, пронизанное идеями патриотизма, духовности, безусловно, влияет на политический курс Российского государства. Его вера в человека и его творческие возможности органично входит в контекст современных российских образования, науки и культуры.
Все эти идеи не утратили своей актуальности и полноценно востребованы в условиях становления российской суверенной системы образования.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии