Предварить размышления о результатах очередного, уже XVII, конкурса «Сто друзей» на лучшую методическую разработку хочется признанием: все работы в номинации «Русский язык и литература» в этом году читали два человека: учитель географии (много читающий и пишущий) и учитель литературы. Это чтение с пристрастием помогло оценить метапредметное начало, варианты интеграции, идеи проектов – то, что является ценным в новых стандартах.
«Цель жизни – поиск совершенства, задача каждого из нас – максимально приблизить его проявление в самом себе, в собственном состоянии и образе действия… Совершенство же не может иметь пределов», – уверен Ричард Бах. А Александр Васильевич Суворов говорил так: «Я живу в непрестанной мечте».Мы, эксперты, читавшие ваши работы, подытожим: нас очень много – сто друзей! Мы хорошо работали вместе. И мечтаем о новых встречах с нашими авторами, постоянно находящимися в поисках совершенства!Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №18 города Сочи; Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка Института содержания и методов обучения РАО, Москва
Читая работы этого года, думали, как корректнее и точнее сказать о недостатках, как проанализировать без акцента на личности, но в то же время узнаваемо, как уйти от назидательности, потому что все мы с вами делаем одно большое дело, и этот конкурс – подтверждение нашего единства и желания стать еще профессиональнее. Поэтому обратились за мудростью к мыслям и советам выдающегося российского полководца Александра Васильевича Суворова и размышлениям американского писателя Ричарда Баха. И удивились, как многое актуально, созвучно дню сегодняшнему.«Чайки» по имени Лариса…Имя Лариса происходит от латинского слова «лярус», означающего «чайка»…Чем выше летает чайка, тем дальше она видит: небеса – это не место и не время, это достижение совершенства… Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим. Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»Статистика XVII конкурса «Сто друзей» позволила сделать интересное открытие: в данной номинации участвовали 4 учителя по имени Лариса. Каждая из них стремилась достичь совершенства. И конкурсантки из этой группы получили достаточно высокие баллы, чтобы претендовать на роль победителя в нашей предметной номинации. Особо хочется отметить работы Кузнецовой Ларисы Геннадьевны (Державинский лицей, Петрозаводск, Республика Карелия) и Полетаевой Ларисы Леонидовны (средняя общеобразовательная школа №1, город Каргат, Новосибирская область).Пока ломаются копья по поводу объединения в старшей школе предметов «Русский язык» и «Литература», обсуждается, каким же должно быть сочинение, призванное проверить уровень сформированных умений и навыков учащихся в результате изучения предмета, мы читаем работы, пришедшие на конкурс в нашей номинации. Использование приемов лингвистического анализа текста на уроках литературы и привлечение текстового материала художественных произведений на уроках русского языка по-прежнему (к счастью?) происходит на самостоятельных и самоценных уроках русского языка и литературы. Что подтверждает и статистика: только четырьмя Ларисами из 10 участниц конкурса прислано 5 сценариев уроков русского языка и литературы, показана работа творческой мастерской, предоставлена возможность узнать, как работают с художественным текстом старшеклассники, как они анализируют и сравнивают стихи и образы героев, как проводят литературно-музыкальные праздники и играют спектакли, в том числе и в рамках проектной деятельности. Это очень хорошо, что нам пришлось разбираться в философских проблемах сказки Антуана де Сент-Экзюпери и с удовольствием наблюдать увлеченную игру старшеклассников на сцене школьного театра, где юноша, игравший роль В.В.Маяковского, так вошел в роль, что мы вместе со всеми зрителями этого спектакля поверили в реальность происходящего (работа Л.Г.Кузнецовой). В группе «чаек» по имени Лариса мы прочитали эссе о «Моцарте и Сальери» Л.Л.Полетаевой и разделили ее чувства, понимая, что учитель правдив и искренен, так тепло и трогательно отзываясь о любимом произведении.Вдогонку за лидером……Однако почести мне ни к чему. И в лидеры – тоже не хочу. Мне, пожалуй, только хотелось бы поделиться своими находками, показать всем необозримые возможности, открытые каждому из нас. Ты можешь уметь что угодно, пока ты не докажешь это – ты не умеешь ничего! Когда знаешь, что делаешь, всегда получается. Ричард БахЕще одна группа из четырех участниц с одинаковыми баллами. Здесь на четверых пришлось 4 сценария урока, 3 проекта, из которых наиболее интересный и достоверный (подтвержденный фактическими материалами, созданными учащимися) – «Я и мои предки», автор Степаненко Наталья Станиславовна (физико-технический лицей №1, Саратов).Две участницы написали творческие эссе. Редина Ольга Владимировна, филолог гимназии №1 города Тюмени, автор эссе об открытиях на уроках, прислала интересную работу, в которой выстроила свои размышления в контексте знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, совершив результативную попытку найти общую составляющую искусства преподавания и искусства слова. Есть в этой группе интересная разработка урока литературы в 10-м классе «Любовь Л.Н.Толстого к жизни, чувство полноты бытия в романе «Война и мир». Автор работы – Шаповалова Ирина Адольфовна, учитель гимназии №3 города Белгорода. К уроку создан современный интерактивный продукт – буктрейлер, пропагандирующий чтение одного из лучших романов, созданных за всю историю человечества. Буктрейлер – работа ученицы, выполненная с помощью учителя. Технология его создания осталась за кадром. К сожалению… Еще одна участница этой группы – Халимова Айгуль Мусаевна, педагог Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна Республики Башкортостан. Занятие построено с использованием приемов технологии личностно ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используются проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.Бьют не числом, а умениемТакой совет великого полководца хочется дать тем, кто решил в одном уроке разместить все свои методические находки и продемонстрировать все приемы. Вспоминается и другое: «Налетай, не скупись, покупай живопись!»Для того чтобы эти слова не были субъективным мнением, решили подсчитать количество даже не вопросов, а видов организации деятельности учащихся на уроке для 6-го класса. Итак, в порядке следования: составить схему ассоциаций к слову, подобрать синонимы к слову, создать свой текст для устного ответ на вопрос, «живая выставка» книг писателя (учащиеся представляют книги, каждый, показывая книгу, кратко рассказывает о ней или зачитывает интересные эпизоды, отрывки из книг или читает наизусть стихотворение автора), прослушивание отрывков из передачи, посвященной презентации книги, исполнение песни, положенной на музыку учениками, презентация об авторе.И это еще только предтекстовый этап работы на уроке. Затем продолжение марафона: проблемно-аналитическая работа над рассказом: чтение, эвристическая беседа, составление кластера – психологического портрета писателя (по 12 позициям), работа с эпиграфом, работа в парах, составление таблицы «Черты характера героя», выступления с результатами работы, выборочное чтение, работа с эпизодом…Для тех, кто думает, что автор не знает требований к современному уроку: есть этап рефлексии, работа с приемом «незаконченные предложения». И еще есть вариативное домашнее задание, которое ведь надо тоже записать, объяснить.Вот читаешь такой конспект и думаешь: а как же дети? Чтобы продумать, сконструировать пусть небольшой, но собственный текст, им тоже нужно время. И силы. А как и когда похвалить того, кому удалось сделать что-то лучше, оригинальнее, ответить непредсказуемо и неожиданно? В общем, для себя мы, два учителя-практика, будем отбирать только то, без чего никак на этом уроке нельзя. Мужественные подвиги достовернее словЭто мы к чему… В ряде работ говорится, что результат деятельности учащихся – создание литературного альманаха, проекта, сценария литературной гостиной, творческих работ, сочинений и т. д. Иногда мы предлагаем задания, похожие на темы диссертаций: сопоставьте стихотворение о любви этого автора и любого автора 60-90-х годов, которое вам близко по духу. Может, наши дети готовы не только к сочинению по литературе, которого с таким волнением ждет педагогическое сообщество, но и к более сложным испытаниям? Почему бы тогда не приложить фотографии или сканы работ, хотя бы двух-трех? Это не от недоверия к тому, что все это есть в реальности, а от желания увидеть результат – при таком вкладе души и мастерства учителя в урок не могут быть плохие результаты, да и приятно это – поделиться творчеством своих учеников! Всякий воин должен понимать свой маневрИменно это происходит, хочется в это верить, с учащимися Кузнецовой Ларисы Геннадьевны.Ценным в работе, описывающей проект «Театральный фестиваль» с видеоматериалами о В.В.Маяковском, представляется факт, что учащиеся получают возможность поставить литературно-музыкальную композицию, написать собственный сценарий, подготовить афишу и программку. Учащиеся показывают не только актерское мастерство, но могут проявить себя в качестве художника-оформителя, звукорежиссера, костюмера, декоратора, использовать навыки работы с компьютером и другой техникой – каждый может найти применение своим способностям и увлечениям.Всегда ли наши ученики понимают отведенную им роль?..Удивительно, право, что у вас хитрость предпочитают рассудку и конец берут за начало! Прилично так поступать с одними шутами придворнымиК сожалению, в ряде работ этого года есть такие хитрости, которые правильнее было бы назвать «умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, технических решений или изобретений». Многие мысли просто бродят по просторам Интернета, и, в общем, неплохие мысли-то. Только неправильно, если они бродят в ваших работах без указания источника. Грустно читать работу, представляющую собой нарезку из статей, сценариев и прочих материалов.Теория без практики мертваНельзя не заметить, что происходит определенная подмена понятий: в соответствии с требованиями нового стандарта основополагающий подход – системно-деятельностный. Речь идет об организации деятельности учащихся по освоению знаний, совершенствованию умений. Но пока в подавляющем большинстве уроков мы видим цель, которая ставится учителем для себя и достигается (если достигается) учителем тоже для себя: показать дар любви… воспитать… сформировать…Где те конкретные, измеримые, а не абстрактные результаты, которых достигает учащийся? Какой прирост – личностный, интеллектуальный – происходит? Формирование каких универсальных учебных действий (синтез, анализ, обобщение, конкретизация) осуществляется? Конечно, это общая проблема, которая должна решаться не за счет просто использования новых умных (или разных) слов, но и реального воплощения хороших идей.Наш методический словарь обогатился новыми определениями типа урока. Существует, конечно, великое множество классификаций, и учитель вправе дать своему уроку образное определение, но так, чтобы оно оправдывало суть происходящего. Иначе получается план обычного урока комбинированного типа, но под названием, например, «урок-погружение». Мы спорили, пытаясь понять: урок-погружение – это самоощущение учителя? Тогда из новых форм можно составить новую классификацию (М.Н.Скаткин «отдыхает», как сказали бы наши дети); урок-восхождение, урок-умопомрачение, урок – полет фантазии и пр. Наверное, это все же подход к организации, подаче материала, а не классификационный признак.Осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать (Ричард Бах)Акцентируем внимание на двух приемах, которые, возможно, станут для кого-то открытием или идеей для построения своих уроков. «Дорожная карта» урока – ментальное дерево, представляющее методику поэтапного анализа материала. Этот прием хорошо реализован в работе «Гениален ли Блок в поэме «Двенадцать»?» (работа Степаненко Натальи Станиславовны). И уже названный при анализе работы по творчеству Л.Н.Толстого буктрейлер – небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. – Прим. ред.). Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Слайд из презентации Напоследок замечания к работам: Несоблюдение требований к оформлению, которые четко определены в условиях нашего конкурса. Несоответствие плана урока и его воплощения, представления в материалах. Практически полное отсутствие детских работ, свидетельствующих о полученных учителем результатах – и положительных, и отрицательных, последнее не менее ценно для дальнейшего движения вперед. Отсутствие или формальное обозначение цели и задач урока. В сценарии урока, тем более конкурсного, это не допускается. Не все работы добросовестно вычитаны авторами, готовящими их к отправке на конкурс. Опечатки, ошибки, отсутствие пунктуационных знаков – все это относится к числу факторов, снижающих итоговую оценку.По традиции заканчиваем обзор работ перечислением фраз и сочетаний, которые вызывают улыбку: – Запишите свои объяснения в тетрадь. Прочитайте эти объяснения вслух и для всех! – Сегодня мы с вами услышим волшебным морозным утром необыкновенную музыку и почувствуем внезапную легкую прохладу короткого дождика… – Задача урока – обеспечить максимальное восприятие и раскрытие задушевности пейзажной лирики. – Как удобнее нам рассмотреть образ героя? – Московской Русью в XVI веке правил царь Иван Грозный, мы на это можем как-то повлиять? Зависят эти факты от нашей воли?- На этом этапе учитель создает эмоциональный настрой и включает подсознание детей (возникает вопрос: на каком этапе подсознание детей надо «выключить»?). Улыбнитесь, коллеги. Пока мы ошибаемся, мы живем и работаем, любим и надеемся.
Комментарии