search
main
0

Сотворившие чудо. Бесплатный обед – залог успеха

Кажется, они сами изумлены не меньше нашего и до сих пор не могут оправиться от радостного шока: по результатам международного исследования PISA финские школьники вышли в число лидеров в области математики, естественных наук и чтения, оставив далеко позади своих сверстников из стран ЕС. Сразу оговоримся, PISA проверяет не знание теории или фундаментальных научных основ, а умение использовать полученную в школе информацию на практике, применять ее в тех или иных жизненных ситуациях – читать графики, вычислять проценты, выуживать основную мысль из «туманно-водянистого» текста. О том, почему Россия в этом исследовании оказалась среди замыкающих в районе далекого тридцатого места, сегодня рассуждать не будем, это отдельная тема для другого разговора. Лучше посмотрим, что привело Финляндию, эту маленькую, никогда не отличавшуюся чрезмерной амбициозностью северную страну к сегодняшнему триумфу.

огда результаты PISA были оглашены, в Хельсинки потянулись толпы «паломников» от образования. Всем хотелось первыми разгадать секрет финского школьного чуда. Чтобы удовлетворить профессиональное любопытство всех желающих, Национальное управление образования собрало международный семинар «Финляндия в исследовании PISA – факторы, обеспечившие результат». Чиновники, управленцы и педагоги более чем из 30 стран приехали на осеннюю Балтику, чтобы в ходе докладов, дискуссий и экскурсий услышать наконец ответ, которого, по глубокому убеждению самих финнов… не существует. Или, наоборот, рецепт лежит на поверхности – бери и пользуйся: слаженная работа, без унизительных палок в колеса, всех уровней власти – от министерства образования и национального управления до провинциальных департаментов и муниципалитетов, но главное – страна по-настоящему, а не только на словах уважает своих учителей и детей, а те, в свою очередь, безоговорочно верят своей стране. Эта гармония, которая, оказывается, не только в сказках возможна, – прочный фундамент, на который с умом установлены кирпичи самого высокого качества: действительно бесплатное обучение, свободное от любых замаскированных поборов, и абсолютное равноправие всех школ. Здесь нет понятия престижная школа, элитная школа или школа для детей с рабочих окраин. В лощеной столице и за Полярным кругом, под боком у Санта Клауса в заснеженной Лапландии дети получают одно и то же образование, вне зависимости от того, где служат и сколько зарабатывают их родители. К равноправию здесь вообще относятся очень трепетно, возведя его чуть ли не в ранг религиозного культа.

Некоторые физиологи предполагают, что одна из серьезных причин, по которой Финляндия сделала такой мощный образовательный рывок, – бесплатные горячие обеды абсолютно для всех учеников основной школы. Другие уверяют, что пища телесная, конечно, важна, но без пищи духовной мозг быстрее умрет от голода, и тогда почему бы не выделить как основной фактор успеха – сеть роскошных, «одетых с иголочки» общественных библиотек, которыми испещрена вся Финляндия. На них только одним глазком глянешь и тут же перестанешь удивляться тому, что почти половина финских подростков называют чтение своим любимым занятием и, по крайней мере, раз в месяц берут книги в библиотеках, а трое из четырех детей ежедневно читают литературу не по учебной программе. Если гора не идет к Магомету, значит, Магомет должен пойти к горе, если компьютер заменил подросткам «живое» литературное слово, нужно сделать так, чтобы именно машина вернула детей к книге. Педагогический метод, достойный Макиавелли, при том условии, конечно, если бы Макиавелли был великим гуманистом, – создание национального виртуального клуба юных книголюбов Netlibris. Молодые люди (в каждой группе – 10-15 ребят из 3-4 школ и один учитель) собираются на специальных интернет-форумах и с жаром обсуждают рекомендованные им перед этим повести, саги и романы-эпопеи. Каждый участник клуба ведет дневник, куда вносит свои впечатления о прочитанном, которыми потом можно будет поделиться с «виртуальным шиком». Несколько раз в год ребята встречаются в «реальном» мире, некоторые оборудуют компьютеры веб-камерами, чтобы общение было более «всамделишным», но большинство ценят Netlibris именно за ту свободу, которую он дарит: тут никто не перебьет и не станет смотреть на тебя косо или выразительно, мол, думай, что говоришь. И поэтому тут действительно можно говорить то, что думаешь. И если пять лет назад активными участниками проекта были 50 учителей и 900 учащихся, то теперь это 100 педагогов и 2000 их воспитанников. И если учесть, что во всей Финляндии всего 3744 средние школы и 580 тысяч учеников, то это неплохие цифры.

Национальное управление образования, и это официальная точка зрения, выделяет трех китов успеха: во-первых, грамотное финансирование и все то же равноправие школ, где нет любимчиков, когда одним все, а другим ничего, во-вторых, качественное педагогическое образование, в-третьих, система индивидуальной социально-психологической и образовательной поддержки учеников, когда любые детские проблемы легче предотвратить, чем потом куда большими потом и кровью их решать.

Для того чтобы перейти от слов к делу и позволить гостям своими глазами увидеть то, о чем так долго говорилось, на второй день семинара организаторы развезли всех желающих по самым обычным финским школам.

…Спокойно и по-домашнему Элья Пуустинен, учитель «предшкольного» класса, объясняет рассевшимся вокруг нее прямо на полу шестилеткам, чем отличается треугольник от квадрата. Белобрысые головки (кажется, другого цвета волос в этом мире просто не существует) согласно кивают, так же спокойно что-то уточняют, а потом, разбившись на несколько групп, начинают выполнять задания. Кому-то велено на ощупь выудить из обычного носка две одинаковые фигуры, другие составляют их из палочек и аккуратно наклеивают тонкие детали на черный ватман – помимо всего прочего еще и мелкую моторику разрабатывают, третьи создают свою геометрию, натягивая тонкие аптекарские резинки на пластмассовые шипованные доски. Учитель никого не контролирует и не поправляет, если ребенок сочтет нужным – сам подойдет, а проверять его на каждом шагу – значит не верить в его силы. И потом они всегда могут позвать на помощь Анну – ассистента учителя. Анна закончила гимназию, хочет поступать в университет, но до этого решила поработать: конкурс на педагогические факультеты огромный, а школьный опыт добавит очков в ее пользу. Звенит звонок, и дети, прочитав коротенькую молитву, отправляются обедать. Молоко, рис, салат и шесть (!) небольших котлет – заслуженная награда за труды. А в это время в другом кабинете школы Мартинкаллион Анна Мария Нуутинен, учитель естествознания и настоящая здешняя звезда – из-под ее пера вышел не один учебник, показывает ребятам «природные» опыты. Все обучение здесь построено на формуле «от частного к общему»: не стоит относиться к мелочам и деталям снисходительно, ведь из них, а вовсе не из абстрактных понятий, и состоит наше существование. Здесь нет фундаментальности и большой науки, но сплошная практика, применимая в каждодневной действительности. Одним словом, то, что и оценивает исследование PISA.

В школе Мартинкаллион дети учатся до девятого класса, отправляясь потом кто в гимназию, а кто в профессиональный лицей, а уже оттуда – в университеты или технические вузы. После того как в 70-80-е годы в стране отгремели самые крупные образовательные реформы, эта схема стала стандартной. Одним из самых престижных направлений высшего образования – белокурая Анна из предшкольного класса не пошутила – действительно является педагогика. И хотя зарплаты у местных учителей не самые большие, быть магистром педагогики очень престижно. Раз тебе доверяют будущее твоей страны, значит, ты действительно чего-то стоишь.

Раз в году в течение нескольких дней каждый финский учитель участвует в программе повышения квалификации. «А аттестация у вас бывает? – наивно интересуюсь у преподавателей школы Мартинкаллион. – Как вы подтверждаете свою категорию?» Финские девушки смотрят на меня с вежливым непониманием. Выслушав долгие объяснения, они на несколько минут теряют от ужаса дар речи: «Что? Каждые пять лет доказывать кому-то, что ты все еще хороший учитель? Какой кошмар! У нас такого нет. Наша страна нам верит на слово…»

Фото автора

Москва – Хельсинки – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте