search
main
0

Сотрудничество, содействие

Вклад, который трудно переоценить

Замечательный педагог-новатор Виталий Сластенин в докладе, посвященном глобальным вызовам XXI века, создал образ востребованного будущими поколениями педагога. Это должен быть не просто профессионал, мастер своего дела, владеющий методикой преподавания предмета, педагогикой и психологией, но человек, готовый становиться специалистом в самых разных областях, чтобы по-настоящему помочь ребенку определиться в столь быстро меняющемся мире.

 

Уже стало педагогической традицией видеть в центре учебного и воспитательного процесса именно ребенка, идти от него, его интересов. Действительно, трудно переоценить вклад учителя, создающего ситуацию успеха для каждого своего ученика.

И когда речь идет об учителе-наставнике, подопечным которого является молодой учитель, думается, создание доброжелательной атмосферы, все той же ситуации успеха является не менее важным. Положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, ведут к снижению уровня выполнения как учебной, так и трудовой задачи. Отрицательные эмоции – гнев, злоба, агрессия, страх разрушают психическое и соматическое здоровье человека. Дети под воздействием длительного психологического напряжения, угнетающего иммунитет, обычно начинают чаще болеть. Взрослые под влиянием негативных переживаний теряют ориентиры, становятся все более беспомощными, терзаемыми сомнениями. У них усиливается страх, появляются сопутствующие стрессу заболевания – мигрень, простуды.

Здесь можно обратиться к идеям Александра Моисеева, обоснованно считавшего, что наставничество и методическая поддержка, осуществляемые в реальном и дистанционном форматах, нацелены на содействие. Сотрудничество, содействие… Как важны эти слова в отношениях «учитель – ученик», «наставник – молодой учитель»! Именно тогда возможным станет преодоление одной из главных проблем современности – разобщенности и одиночества.

Обращаясь к пройденному школьному, студенческому и педагогическому опыту, я каждый раз вспоминаю именно таких наставников – удивительных, понимающих, умеющих вселить уверенность в своих силах.

Я благодарна судьбе за то, что меня обучали творческие, гуманные педагоги школ №282 (пушкинская школа №1500), №1071 (школа №2114), академичные и преданные науке преподаватели исторического факультета МПГУ, а моими наставниками стали внимательные и неравнодушные учителя школы №51! И вновь, но уже в качестве учителя, я вернулась в родную школу №2114.

Именно учителя определили мою страсть к гуманитарным предметам – истории, литературе, географии. Учителя русского языка, литературы, истории школы №282 умели создать на своих уроках невероятно теплую, дружескую атмосферу, атмосферу поддержки и совместного творческого поиска. Это стало, на мой взгляд, почвой для формирования ситуации успеха, столь необходимой и для усвоения содержания предмета, и для становления личности.

В новой школе (№1071) безусловным авторитетом и наставником стала для меня учитель Татьяна Викторовна Федорова. Школа для Татьяны Викторовны не только место работы, но и настоящий дом, в котором тоже есть и радости, и заботы. Беспрестанная забота и внимание к нам, таким разным ученикам, сделали Татьяну Викторовну примером во всем и для всех. Мы уважали и уважаем ее за знания, педагогический такт, верность профессии, любовь к детям. Конечно, с особым трепетом вспоминаю я уроки истории моего классного руководителя Марины Николаевны Васяевой. Дискуссии и живое обсуждение актуальных исторических тем помогали становлению в нас критического мышления, развивали в старших классах вполне серьезные навыки исследовательской деятельности.

Невероятно благодарна я преподавателям МПГУ, у которых посчастливилось учиться: А.Г.Кузьмину, В.В.Горскому, В.Е.Во­ро­ни­ну, К.Р.Конюхову, И.И.Ле­ви­ной и многим другим. Владимир Викторович Горский – мой научный руководитель и наставник, благодаря которому так легко удавалось работать с самой сложной научной проблематикой. Именно Владимир Викторович научил меня не бояться высот, что кажутся недостижимыми, быть готовой учиться, постигая принципиально новые специальности. Будучи студенткой-третьекурсницей, я по приглашению преподавателей педагогики МПГУ приступила к педагогической деятельности в школе №51, стала учителем. И здесь моим наставником стала учитель истории Светлана Николаевна Ромашова. Потрясающе выстроенными, логически и научно выверенными были все без исключения ее уроки, а наставничество в первую очередь сопряжено было с поддержкой, содействием, сотрудничеством, столь необходимыми молодому педагогу.

Учителя, преподаватели передали мне идею творческого горения, помогли стать более чуткой, внимательной к детям, по мере сил способствовать их поиску собственного пути в жизни. И всем, что получилось у меня на педагогическом поприще, я обязана своим наставникам!

Наталья ГОЛОВАНЬ, учитель истории и обществознания школы №2114, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте