search
main
0

Сотрудничество с родителями. Взгляд директора школы

Миссия. Школа высокопрофессиональной компетентности учителя, готового выполнять новую миссию образования – формировать ученика-созидателя, способного постоянно развиваться на протяжении всей его жизни, быть участником диалога различных систем образования в разных уголках мира.Я, как директор, руковожу школой с 1985 года. Мое кредо: «Если человек тратит себя ради великой цели, то он обретает в своей работе высочайшее счастье».

ГимнКлянемся мы беречь свою планетуи чувство Родины всем сердцем обрести,во имя жизни на Земле и солнечного светамы обещаем вам достойными расти.Беречь бескрайние просторы,всем сердцем Родину любить,беречь все то, что дорого и свято,достойно, гордо, честно жизнь прожить.Почему выбирают нас?Наша школа является личностно ориентированной (совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам), школой социального партнерства, школой экологической культуры (социоэкологический центр), школой гражданско-патриотического становления личности. Школа является членом различных международных организаций.Я директор школы с многолетним стажем. И порой кажется, что уже все знаю, все умею… Это обманчивое мнение. Сегодня надо максимально использовать свой личностный потенциал для совершенствования управленческой деятельности, искать ресурсы для повышения эффективности работы, оперативно принимать решения. И в этой деятельности необходимо грамотно выстраивать стратегию сотрудничества с родителями, которая проявляется в искусстве управления взаимодействием школы и семьи, в умении определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности с родителями.Наступает новый учебный год. Ясно представляю те педагогические проблемы, которые необходимы для обсуждения и решения в нашем коллективе. Какие это проблемы?Выбор образовательной программы для учащихся.Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.Выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивности в делах классного коллектива.Выявление одаренности и развитие способностей ребенка.Индивидуальный подход как одно из условий образования личности школьника.Достижение учеником успешности и благоприятного статуса в классном коллективе.Предупреждение асоциального поведения детей и подростков.Здоровьесбережение детей, оказание им помощи в трудные периоды развития и в периоды кризисов взросления.Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями и другими).Влияние школы на формирование жизненных планов учащихся и выбор профессии.Установление взаимопонимания между поколениями.Создание в школе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно-психологического климата.Я отчетливо понимаю, что перечень обозначенных проблем может успешно решаться школой только совместно с семьей.Определяя стратегию сотрудничества с семьями учащихся, мы сформулировали ключевые позиции в этом направлении.Миссия нашей школы заключается не только в том, чтобы давать детям образование, но и в том, чтобы активно влиять на их самообразование, воспитывать мотивацию постоянного пополнения знаний и после окончания школы.Взгляд на школу как начало непрерывного образования определяет стратегию взаимодействия с семьей, поскольку обе стороны заинтересованы в решении этой задачи.Чтобы сегодня давать полноценное образование учащимся, обеспечивать их успехи, необходимо сфокусироваться на качестве преподавания, основой которого является взаимодействие учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога. По моему убеждению, влияние квалификации педагога – это единственный фактор, реально определяющий успешность процесса обучения. Для педагогов нашей школы характерно критическое мышление по отношению к содержанию образования, технологиям обучения, что стимулирует их инициативу и поиск в обогащении содержательной и процессуальной сторон образования. Сотрудничество с родителями, их оценка качества образовательного процесса и уровня образованности, получаемого детьми в школе, позволяют осуществлять педагогическую рефлексию, самоэкспертизу достижений школы, поиск новых путей развития.Возможность современных родителей и детей выбирать образовательные учреждения определяет имидж школы, ее авторитет в среде родителей и учащихся. Работа над созданием положительного имиджа школы – это сложный и многосторонний процесс, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы, и его эффективность зависит от общих усилий всех участников.На взаимодействие школы и родителей чрезвычайно сильно влияет авторитет педагогического коллектива и отдельных учителей, что определяет репутацию школы в округе, городе. Это обусловлено качеством образования, которое получают ученики в школе, достижениями учеников за пределами школы (конкурсы, олимпиады, соревнования, смотры), отношением бывших выпускников к школе, их желанием приходить в школу и встречаться со своими учителями и учащимися; отношениями между детскими садами, которые готовят будущих учеников, и школой, между родителями будущих первоклассников и их педагогами. Следует обратить внимание на тот факт, что немалое значение имеет внешнее состояние школьных помещений, ведь это образовательная среда школы, и ее состояние может вызывать у родителей и детей активное неприятие или, напротив, желание бывать в ней и делать ее еще лучше.Практический опыт показывает, что порой в школе возникают конфликты с родителями, и здесь очень важно, как они разрешаются педагогами. При разрешении конфликтных ситуаций важно прийти к согласию, а не к их углублению. Сила убеждения, корректность, педагогическая тщательность анализа ситуации или проступка ученика, совместное размышление – все это побуждает родителей видеть в школе своего главного союзника в воспитании и образовании детей.Взаимодействие с родителями предполагает дифференцированную работу, личностно ориентированный подход. По моим наблюдениям, значительная часть наших родителей (из года в год их становится все больше и больше) активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современного образования, инновационных процессов, в особенностях образовательной программы школы, в тех учебных программах и учебниках, по которым работают учителя. На родительских собраниях, общешкольных конференциях, днях открытых дверей родители задают компетентные в педагогическом отношении вопросы по самым разным аспектам организации образовательного процесса: о возможностях углубленного изучения отдельных предметов, об особенностях обучения учащихся в первых классах, условиях адаптации детей в пятых, десятых классах, о формах и содержании дополнительного образования в школе.По моим наблюдениям, в стратегии сотрудничества с родителями очень важно предусмотреть решение такой проблемы, как взросление детей. Современные дети взрослеют быстрее и, сохраняя типологические черты подростков прежних поколений, несут печать нового времени, что сказывается на содержательной стороне их взросления. Поэтому совместная работа с родителями в нашей школе имеет опережающий характер, а не начинается со вступления детей в опасный возраст. Педагоги школы грамотно готовят родителей к появлению новых проблем с детьми, формируют у них понимающее отношение к детям и их вопросам.Накануне нового учебного года, исходя из данных, полученных психолого-педагогической службой школы, хотелось бы обратить внимание на три основные ошибки, которые допускают родители по отношению к своим детям.Завышенные ожидания по отношению к успеваемости ребенка. Многие родители испытывают страх оценки их родительской компетенции со стороны учителя, нагружая этими тревогами ребенка и предъявляя к нему завышенные требования. И у ребенка постепенно возникает страх провала, неудачи. Негативные эмоции не могут стать хорошим помощником в обучении. Важно помнить, что школа – это место, где ребенок учится получать знания, где ему помогут развиться эмоционально и научат социализироваться. Завышенные ожидания родителей превращают школу для ребенка в источник постоянной тревоги и беспокойства, которые являются основными препятствиями на пути к гармоничному развитию и получению необходимых знаний.Неразумное распределение дополнительных занятий. У современных детей практически нет свободного времени. Многочисленные дополнительные занятия в школе и вне школы, попытка уместить максимальное количество знаний и навыков современного ребенка – это палка о двух концах. Стараясь дотянуть любимого ребенка до идеального уровня, родители не всегда способны оценить его реальные возможности. Большие нагрузки истощают психические ресурсы всей семьи. Необходимо разумно распределять нагрузку дополнительных занятий – у ребенка должно быть свободное время. И главное – он должен сам выбирать те занятия, которые интересны в первую очередь ему.Неприятие неудач ребенка. Школа – это особая среда, в которой ребенок вынужден постоянно социализироваться и адаптироваться. Для многих детей это болезненный процесс, и задача родителей – смягчить его. Ребенок и так переживает по поводу неудовлетворительной оценки, поэтому мнение взрослого для него очень важно. Родители должны позволить своему ребенку что-то не знать или не уметь. Ведь сам процесс обучения предполагает незнание. Если формировать у ребенка установку, что незнание постыдно, в дальнейшем это негативно скажется на процессе обучения.Полагаю, что если эти ошибки родителями будут учтены и исправлены, то ситуация обязательно изменится к лучшему. Ведь общее дело – воспитание новой личности – объединяет семью и школу.В 2013-2014 учебном году в рамках интеграции общего и дополнительного образования на базе школы №354 имени Д.М.Карбышева стал реализовываться совместный проект нашего учебного заведения и Центра эстетического воспитания детей по укреплению связи с семьей, повышению ее педагогической культуры. Успешно стал функционировать семейный клуб «Огонек». Цель проекта – организация активного общения детей и взрослых, воспитание здоровой, культурной семьи через встречи, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы выходного дня. Семейный клуб работает по четырем направлениям: занятия с детьми (по культуре поведения); работа с родителями (родительская школа); совместные встречи с детьми и родителями (совместные мероприятия); экскурсионная деятельность (походы выходного дня). «Наш семейный клуб – это хорошая школа и проверка на гражданскую прочность для дальнейшего жизненного пути наших воспитанников» – так сказал председатель родительского клуба Иван Шикерин на общешкольной родительской конференции. Полина Ермакова, ученица 8-го класса, в анкете написала: «Я с удовольствием участвую в работе семейного клуба «Огонек». Поняла, что это не только возможность направить свою энергию в положительное русло, но и способ самопознания и самореализации…»Борис Харитонов, ученик 6-го класса, отмечает: «Мои мама и бабушка регулярно посещают «Родительскую школу», у них столько положительных эмоций после бесед с психологом, социальным педагогом, врачами, юристами, учителями!» Владимир Гунгер, ученик 8-го класса, сказал, что ему очень нравятся люди, которые приглашаются в клуб интересных встреч. На него произвела большое впечатление встреча в семейной гостиной с Натальей Андреевной Домашневой, автором 15 книг об истории Басманного района Москвы. На этой встрече он много нового узнал о своей улице, на которой он родился и живет.Уверена, что системная работа семейного клуба «Огонек», связь с различными органами власти позволяет учащимся уже сегодня проявлять свою активную жизненную позицию. Реализация программы семейного клуба способствует повышению воспитательного потенциала семьи и утверждению родителей в качестве субъектов целостного образовательного процесса.Татьяна РОДИОНОВА, директор школы №354 имени Д.М.Карбышева, член-корреспондент, академик МАНПО, профессор, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте