search
main
0

Сотрудничество и сотворчество

Много лет в Пензе успешно развивается гражданское образование. Школьники и их педагоги активно участвуют в программах, реализуемых межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование», Министерством образования РФ, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ, Фондом правовых реформ, проектом ООН «Содействие развитию образования в области прав человека» и др. Большой вклад в развитие гражданского образования на Пензенской земле вносит проект «Сивитас». При его финансовой поддержке ежегодно проходят обучающие семинары по вопросам содержания и методам гражданского образования, реализуются программы «Мозаика гражданского образования», «К демократическим ценностям через гражданское образование», проводятся «Мобильные семинары». Зимой был проведен обучающий семинар «Активная школа и активные методы обучения». Организаторы – научно-методический центр и лицей №29. В нем принимали участие Наталия Воскресенская, руководитель программы «Мозаика гражданского образования», кандидат педагогических наук; Андрей Иоффе, руководитель программы «Мобильные семинары», кандидат исторических наук, доцент АПК и ПРО МО РФ; Константин Уланов, председатель регионального отделения ассоциации «За гражданское образование» директор лицея №29 г. Пензы, кандидат философских наук, доцент. Рассмотренные опросы имеют особое значение как для педагогов, так и руководителей учреждений образования.

Преподаватель предлагает каждому учащемуся пословицу, которую тот должен соотнести с соответствующей системой социальных норм (экологические, моральные и правовые).Образуются 3 группы.

Активная школа в Пензе – это не задача завтрашнего дня, а сегодняшняя реальность. Начиная с 2005 г. в городе успешно и динамично развиваются социокультурные комплексы, центральным звеном которых и являются школы. Учебные занятия были проведены для учителей истории и обществознания, педагогических работников, руководителей учреждений образования, слушателей Пензенского областного ИПК и ПРО.

И по организации, и по содержанию этот семинар отличался от традиционной модели. В ходе первой сессии участники разработали занятия по актуальным проблемам гражданского образования с использованием активных методов обучения. В течение последующих двух месяцев предстоит апробация учебных материалов. В ходе второй сессии (май 2006 г.) педагоги проанализируют результаты ее и предложат комплект учебно-методических материалов для проведения учебных, факультативных занятий, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Семинар получил высокую оценку слушателей. Приведем некоторые, наиболее «яркие впечатления и важные мысли»: «хороший материал, возможность использования его на практике», «творческий подход к решению вопросов», «сотрудничество и сотворчество», «необходимо и далее проводить подобные встречи, обмениваться идеями», «положительная энергия», «доброжелательность и компетентность организаторов семинара».

Тема «Гражданское общество». 11-й класс

Авторы: Н.Бугрова, О.Бычкова, И.Ищенко, И.Новикова, Г.Рябова, Л.Пекина, И.Никонова.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить представление о гражданском обществе; обобщить полученные ранее знания по теме; давать характеристику гражданскому обществу; сформировать собственную гражданскую позицию; принимать участие в дискуссии; высказывать аргументированную точку зрения.

Краткое описание идеи

В ходе дискуссии, работы с документами раскрыть тему «Гражданское общество», актуальность которой прослеживается не только в курсах истории, обществознания и других гуманитарных дисциплинах, но и в жизни современной России.

Основные понятия: гражданское общество, гражданин, политический плюрализм, самоуправление, свобода как ответственность, свобода как необходимость.

В течение урока работа идет в малых группах.

План занятий

Формы и методы

Работа с документами (на основе «Книги ресурсов»), стр. 48; П.Пестель «Русская правда» (1821 г.), стр. 51; Папа Римский Лев ХIII «О новых вещах» (1891 г.), стр. 53; Р. Дарендорф «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе» (1990 г.).

Дискуссия.

Систематизация и обобщение.

Выделение признаков гражданского общества.

Определение понятия гражданского общества. Практическое применение.

Формирование гражданской позиции.

Расширение представления о гражданском обществе.

Вопросы для подведения итогов

Что такое гражданское общество?

Какие характерные черты гражданского общества отличают многие исследователи?

Для чего необходимо гражданское общество? Какую роль оно играет?

Как можно охарактеризовать гражданское общество в нашей стране?

Ход занятия

Участникам предлагается в ходе мозгового штурма назвать ассоциации, которые возникают у них с понятием «гражданское общество».

Каждый вписывает в рабочий лист 1-3 признака гражданского общества.

Эти признаки обсуждаются в группе и выделяется 1-2.

Каждая группа называет свои признаки, они записываются на доске, и из них формулируется понятие «гражданское общество».

В группе формулируется определение гражданского общества на основе документа, приводится пример, исходя из определения, рисуется символ.

Документы для работы в группах

Пестель П. «Русская правда» (1821 г.)

3. Разделение государства на правительство и народ.

Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в отдельности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим действием называется то, которое касается всего общества, а следовательно, и производится от лица всего общества. Частным – то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание средств для достижения сказанной цели и действие, сообразное с сим избранием, ведет к разделению членов гражданского общества на повелевающих и повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народа. Из сего явствует, что главные или первоначальные составные части каждого государства суть: правительство и народ.

Является ли авторское понимание термина «гражданское общество» принятым сегодня в политологии? Почему?

Как соотносятся, с точки зрения автора, гражданское общество и государство?

Какую цель, с вашей точки зрения, имеет гражданское общество? Как понимает эту цель П.И.Пестель?

Какие примеры общих и частных действий вы могли бы привести из своей повседневной жизни?

Папа римский Лев ХIII «О новых вещах» (1891 г.)

Если бы, вступая в гражданское сообщество, отдельные люди и их семьи встречали помеху, а не содействие и права их нарушали, а не защищали, им следовало бы скорее избегать, чем искать такого сообщества.

Поэтому тяжело и опасно заблуждается тот, кто думает, что гражданская власть должна по своему усмотрению ведать семейными делами и вмешиваться в частную жизнь. Правда, если семья в таком положении, что не может сама себе помочь, будет справедливо, чтобы общество оказало ей поддержку, ибо каждая семья – часть государства. Если же в семье грубо нарушают взаимные права, гражданская власть должна восстановить их, ибо, поступая так, она не отнимает прав у гражданина, но по справедливости оберегает их и утверждает. Однако дальше власть заходить не вправе; природа велит остановиться именно здесь. Государство не может ни отменить, ни поглотить власть отеческую, ибо она проистекает из того же источника, что и человеческая жизнь…

…История свидетельствует, что ремесленные цехи прежних веков достигали многого. Они не только приносили немалую пользу рабочим, но и помогали совершенствовать мастерство, как видно из многочисленных памятников. Такие союзы должны быть сообразованы с требованиями времени, в котором мы живем, поскольку теперь можно получить высшее образование, обычаи изменились, потребностей стало больше. Отрадно заметить, что уже есть немало союзов. в которые входят одни рабочие или рабочие и хозяева вместе; тем не менее их недостает, и весьма желательно, чтобы они умножились и усилили свою деятельность.

О каких институтах гражданского общества говорит автор?

В чем видит папа римский разницу между гражданской властью и гражданским сообществом?

Как вы понимаете термин «частная жизнь», используемый в документе? Отличается ли она от личной жизни или полностью совпадает? Приведите примеры.

В каком случае гражданская власть может вмешиваться в дела семьи? Согласны ли вы с позицией автора по этому вопросу?

Как автор относится к профессиональным союзам?

Дарендорф Р. «Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе» (1990 г.)

Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики.

В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом. В этом процессе велика была бы роль ряда фондов.

Непременной составляющей гражданского общества являются и независимые интеллектуалы. Свободная страна нуждается в критиках, не повязанных структурами власти. В переходный период, наверное, у власти и должны стать интеллектуалы, но мы поверим в прочность институтов гражданского общества только тогда, когда эти люди вернутся к письменным столам.

Конечно, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным; и это правильно, ибо его суть в открытости, в свободе. Но так или иначе началу быть: центральный тезис моей статьи в том, что самым существенным и стратегически важным для новых демократий является создание предпосылок гражданского общества.

Как автор относится к формированию гражданского общества?

Что входит в основные составляющие гражданского общества? Приведите примеры этих элементов из политической жизни России или зарубежных стран.

Согласны ли вы с утверждением, что свободная страна нуждается в критиках? Почему?

Как вы понимаете утверждение, что гражданское общество всегда остается незавершенным? Согласны ли вы с автором?

Какие предпосылки создания гражданского общества вы можете назвать?

Каждая группа (в хронологическом порядке создания документа) делает трехминутное представление своей работы.

Домашнее задание: написать эссе «Для чего нужно гражданское общество? Какую роль оно играет?».

Тема «Жизнь прекрасна?

За и против». Старшие классы

Авторы: Т.Клейменова, Г.Умывалкина, Н.Зайцева, В.Кораблина, Е.Емельянова, Т.Филатова, О.Зацепина, Е.Комарова.

В результате проведения занятия учащиеся смогут: расширить представление об основных понятиях темы (отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркотическая зависимость); изучить причины этих явлений и составить представление об их последствиях, приобрести навыки формирования собственного мнения по предлагаемой проблеме и аргументации; сформулировать вывод о приоритете здорового образа жизни.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркотическая зависимость.

План занятия

Вводное слово учителя.

Компьютерная презентация.

Деление на группы.

Работа в группах.

Выступление групп.

Подведение итогов. Рефлексия.

На доске учащимся предлагается поставить знак после фразы «Жизнь прекрасна…» (вопросительный, точку, восклицательный, запятую и т.п.) и пояснить свою позицию. Затем ставится вопрос: «Готов ли ты пожертвовать жизнью за кратковременные удовольствия?»

Компьютерная презентация учителя или небольшая лекция (определение понятий, краткие сведения об алкоголизме и наркотической зависимости).

Деление на группы. Преподаватель предлагает каждому учащемуся пословицу, которую тот должен соотнести с соответствующей системой социальных норм (экологические, моральные и правовые).

Например: «Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло» (правовая норма), «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом» (моральная норма), «Копейка рубль бережет» (экономическая норма).

Образуются 3 группы. Работа в группах.

Каждая из 3 групп получает одну проблему, связанную с формированием здорового образа жизни: наркомания, алкоголизм, табакокурение.

Задания группам: выдвинуть аргументы «за» и «против», выяснить причины возникновения данного вида отклоняющегося поведения и их последствия, определить преимущества здорового образа жизни (дается время на обсуждение в группах).

Творческое задание: привести 10 доводов «Не делать этого».

Домашнее задание: написать эссе «Жизнь прекрасна?!».

Тема «Несовершеннолетняя семья». 9-й класс

Авторы: Е.Духачева, Е.Батина, О.Зудина, Т.Осипова, В.Федосова, Г.Сидорова, Н.Каган.

В результате проведения занятия участники смогут: познакомиться с содержанием Семейного кодекса, Закона о гражданстве и др. Выявить причины создания ранних браков и разводов. Высказать собственное мнение об оптимальном возрасте вступления в брак. Осознать ответственность не только за свое будущее, но и за будущее своих близких. Использовать ролевые игры при обсуждении вопросов. Назвать статьи Семейного кодекса.

Оборудование урока

Видеофильм «Ранние браки» (при отсутствии возможно использование различных ситуаций).

Мотивация

1-й вариант. В начале занятия преподаватель может поставить вопрос о причинах частого расторжения браков в России. Среди ответов может прозвучать и указание на ранний возраст вступающих в брак.

2-й вариант. В последнее время в российском парламенте представители некоторых субъектов Федерации предлагают снизить возраст вступающих в брак. Предлагается обсудить данное предложение. Учащиеся занимают место в одной из 4 групп в зависимости от мнения по минимальному возрасту вступления в брак. Варианты – 14 лет; 16 лет; 18 лет; 21 год. В результате этого класс делится на 4 группы и приводит аргументы в пользу своей точки зрения.

Анализ основной проблемы

Группам предлагают задания:

На основании текста объявлений выявить мотивы людей, желающих вступить в брак. Определить их долю.

Проанализировать исследования врачей, психологов, а также социологические данные о причинах вступления в брак и его расторжения.

На основании статей Семейного кодекса выявить ответственность супругов.

На основании статей Семейного кодекса выявить права и обязанности родителей и детей, алиментные права, рассмотреть брачные договоры.

Проведение дискуссии, на основе которой предлагается выделить плюсы и минусы ранних браков.

Таким образом, класс делится на две большие группы – сторонников и противников ранних браков. Требуется аргументировать свое мнение. Одним из вариантов продолжения работы может быть просмотр кадров телефильма «Ранние браки». В процессе работы можно переходить из одной группы в другую. В результате мнения учащихся, а следовательно, и состав групп может поменяться.

Итог: моделирование проекта «Идеальная семья».

Константин УЛАНОВ, кандидат философских наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте