Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Состязания продавцов. Рынок труда, капитала и товаров

Учительская газета, №18 от 29 апреля 2003. Читать номер
Автор:

Заботы производителя товаров, с которыми мы познакомились в предыдущем параграфе, это еще не самая большая его головная боль. Он должен решить другую, более сложную и масштабную задачу: произвести товар дешевле, а продать дороже. Дороже – это значит продать с прибылью.

является основным законом рыночной экономики. Она охраняется законом, нарушение ее правил пресекается различными правовыми способами (вплоть до уголовного наказания). И прежде всего ограничивается или запрещается вовсе монополия на производство и продажу товаров.5. на рынке складывается стихийно, в зависимости от спроса и предложения.

Тема «Цена производства и цена товара». 8-й класс

Прибыль и издержки производства

Заботы производителя товаров, с которыми мы познакомились в предыдущем параграфе, это еще не самая большая его головная боль. Он должен решить другую, более сложную и масштабную задачу: произвести товар дешевле, а продать дороже. Дороже – это значит продать с прибылью. Это значит, что он должен выручить за проданный товар денег больше, чем он истратил на его производство. Эти затраты называются издержками производства. Давайте вернемся к хлебу нашему насущному и посмотрим на экономику пекарни-булочной (она и выпекает, и продает хлеб). Чтобы выпечь партию хлеба, хозяин пекарни должен истратить сумму Х на закупку уже известного нам сырого материала (мука и т.п.).

Далее, за каждую выпечку печь-автомат изнашивается на некую сумму. Ее можно подсчитать. Если хозяин купил печь за сумму Y, а по техническим условиям она рассчитана на 100 выпечек (я умышленно на несколько порядков уменьшил реальную цифру), то за каждую выпечку печь будет изнашиваться на сумму Y : 100. На каждую партию выпеченного хлеба падает 1/100 стоимости печи.

Наконец, зарплата пекаря или пекарей – Z. Итого издержки производства составят И = Х + (Y : 100) + Z.

Если за эту партию хлеба хозяин выручит сумму ниже значения И, то он потерпит убытки, если равную сумму, то ему с трудом хватит денег, чтобы повторить производственный цикл. И только продав партию хлеба за такую сумму, которая превышает значение И, он получит прибыль. Значит, цена товара должна быть выше цены или издержек производства.

Как же решить такую задачу: произвести товар дешевле, а продать дороже? (Речь идет необязательно об абсолютном удорожании товара, а скорее об относительном. Например, выпечка партии хлеба была удешевлена на 2 руб., а цена снижена на 1 руб. В этом случае разница между ценой хлеба и издержками производства возрастет и хлеб станет дороже, чем раньше, относительно издержек производства).

Повышение эффективности

Удешевление производства товара без снижения его качества и полезных свойств называется повышением эффективности производства.

Каковы пути повышения эффективности производства? Давайте на минуту вернемся в те далекие времена, когда существовало натуральное хозяйство и каждая семья обеспечивала себя всем необходимым для жизни: старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу…

Но по мере укрепления связей между различными территориями люди заметили, что на одних выгоднее бросить все силы на земледелие, а на других – на скотоводство, чтобы затем обменивать зерно на скот. Так возникло первое общественное разделение труда, которое резко повысило эффективность производства как продукции земледелия, так и скотоводства. Затем в городах выделяется ремесло, потом торговля…

В настоящее время разделение и специализация труда достигли очень высокого уровня. И первый возможный путь повышения эффективности производства – сокращение числа видов продукции (ассортимента) за счет увеличения количества (вала). Апогеем специализации труда и производства стал конвейер, изобретенный американским инженером Тэйлором. На конвейере каждый рабочий выполняет одну простейшую операцию в очень короткий срок. Это позволило резко увеличить количество собранных на нем автомобилей на заводах Форда.

Второй и главный путь – это повышение эффективности орудий, или средств, производства. Что здесь имеется в виду? Во-первых, рост производительности агрегата (машины, станка), то есть рост количества изделий, произведенных за единицу времени (старая машина производила 10 изделий в час, новая – 15). Во-вторых, снижение энергоемкости агрегатов, снижение потребления различных видов носителей энергии (электричества, топлива и т.д.). В-третьих, внедрение технологий, более экономно расходующих сырье, сокращающих количество отходов сырья. В-четвертых, внедрение новых видов сырья (пластик вместо металла), более дешевых, но не менее качественных. В-пятых, замена живого труда машиной, сокращение числа работников: если раньше в пекарне замес теста и укладка его в формы производились вручную и у каждой печи должен был стоять пекарь, то теперь все эти операции производит автомат и достаточно одного пекаря-контролера на несколько печей.

Цена товара

Итак, производитель добился удешевления производства товара и вышел с ним на рынок, на продажу. По какой цене? Цена любого товара на рынке складывается стихийно, в зависимости от спроса и предложения. Рыночная цена товара – это высшая цена, за которую покупатель готов купить вещь, и низшая цена, за которую продавец (производитель или торговец) готов ее продать.

Что же влияет на цену товара, складывающуюся на рынке? Конечно, эта цена не может быть ниже минимальной суммы издержек производства – И/мин. К этой сумме надо прибавить налоги и сборы, которые производитель или торговец должен уплатить государству. Далее, конъюнктура рынка – спрос и предложение на этот товар. Спрос на товар зависит от его полезных свойств, от его редкости (мало на рынке), от его качества, от моды на него. Чем больше спрос на товар превышает предложение, тем больше потребителю придется выложить денег за этот товар. Наоборот, если на рынке количество товара превышает спрос на него, то цены падают, а часть товаров вообще может оказаться непроданной. Наконец, цена товара зависит от количества продавцов этого товара. Если на рынке один продавец товара, то он монополист и может установить высокую цену, приемлемую только для узкого круга состоятельных покупателей. Если же продавцов много, то между ними возникает конкуренция, то есть состязание за привлечение покупателя, каждый конкурент стремится, чтобы покупатель приобрел у него этот товар. Но чем можно привлечь покупателя? Либо более высоким качеством, либо более низкой ценой. Значит, конкуренция идет на пользу покупателю, она стимулирует производителя снижать цены и повышать качество товара. (Мы, конечно, не говорим о приемах недобросовестной конкуренции: обмане потребителей, ложной негативной информации о товарах конкурента и т.д.).

Но тут возникает новый вопрос: кто из производителей может снизить цены? Тот, у кого ниже издержки производства: если он произвел товар дешевле, чем другие, то и продать может дешевле без ущерба для прибыли. Если товар ходовой, то можно выиграть на «обороте»: снизить цену, благодаря этому быстрее продать товар, а вырученные деньги снова пустить в производство новой партии товара. Пока конкурент будет продавать первую партию по более высоким ценам, наш «оборотень» продаст уже две партии и получит в сумме за тот же период большую прибыль.

Конкуренция

Конкуренция является основным законом рыночной экономики. Она охраняется законом, нарушение ее правил пресекается различными правовыми способами (вплоть до уголовного наказания). И прежде всего ограничивается или запрещается вовсе монополия на производство и продажу товаров.

Вообще изгнать монополию с рынка нельзя. Есть такие особые товары или услуги, которые производятся только монополистом. Например, в большинстве стран такие услуги, как железнодорожные перевозки, являются монополией государственных железнодорожных компаний. Это естественные монополии. В России такими монополистами являются кроме МПС (железнодорожное ведомство) РАО «ЕЭС России» (Российское акционерное общество «Единые электрические сети России») и «Газпром» (ясно и без расшифровки). Они находятся под контролем государства, и оно устанавливает цены на их продукцию и услуги. Фирма, которая монополизировала на рынке более 35% продаж какого-либо товара, объявляется доминирующей на рынке, и государство регулирует цены на ее товар.

Закон категорически запрещает искусственную монополизацию рынка товаров с целью установления монопольной цены, например сговор производителей одного и того же товара о цене или слиянии двух или более производителей в одно общество, в результате чего оно сосредоточит в своих руках более 50% производства какого-либо товара.

Новый Уголовный кодекс РФ установил, что монополистические действия и ограничения конкуренции являются уголовно наказуемыми действиями.

Краткие выводы

1. Издержками производства называются затраты на производство товара. Это стоимость сырья, стоимость амортизации оборудования, цена живого труда.

2. Разница между ценой товара на рынке и издержками производства называется прибылью.

3. Чтобы повысить прибыль, необходимо повысить эффективность производства, то есть снизить издержки производства без снижения качества продукции.

4. Пути снижения издержек производства ведут к совершенствованию техники, технологии и организации процесса производства.

5. Цена товара на рынке складывается стихийно, в зависимости от спроса и предложения.

6. На цену товара влияют:

а) его полезность;

б) его редкость (когда его мало на рынке);

в) его качество;

г) величина издержек производства;

д) мода на товар.

7. Основной закон рынка – конкуренция, то есть состязание с другими продавцами такого же товара за привлечение покупателя к своему товару.

8. Закон ограничивает или запрещает вовсе монополию на рынке.

Задания для размышлений

1. Как вы думаете, каковы функции рекламы товара?

2. Два туристических агентства (А и Б) конкурируют между собой в организации поездок на Кипр. Однажды агентство А не смогло своевременно организовать доставку туристской группы к месту отдыха. Агентство Б тотчас заплатило двум журналистам, чтобы они написали об этом факте и взяли интервью у пострадавших туристов. Была оплачена также публикация этой статьи в газете. Можно ли считать, что агентство Б применило прием недобросовестной конкуренции?

Тема «Производитель – предприниматель». 6-й класс

Для понимания рыночной экономики надо уяснить одну очень важную вещь: целью производства и реализации (продажи) товаров на рынке является прибыль. Эту прибыль получает предприниматель, то есть собственник орудий, или средств, производства, организующий процесс производства и движение товара к потребителю. И его цель – извлечь как можно большую выгоду, получить как можно большую пользу от своего предприятия, своей собственности.

Не забота об удовлетворении потребностей общества в том или ином товаре движет им, совсем не забота о пользе, а в первую очередь – забота о кошельке.

Но как-то так получается, что забота о своем кошельке, о высокой прибыли совпадает с интересами и пользой для потребителя. Здесь нет никакой загадки: ведь чтобы получить прибыль, товар надо продать. А чтобы его продать, надо, чтобы его купил потребитель. Но потребитель купит только полезную ему вещь.

Из двух составляющих рыночного, капиталистического производства – капитала и труда – предприниматель представляет капитал. До ХХ века наиболее распространенным был тип индивидуального предпринимателя-организатора, начиная от владельца сапожной мастерской и кончая собственником нефтяных промыслов или банков. У всех на слуху такие фамилии, как Ротшильд, Рокфеллер, Морган, Нобель, Прохоров, Морозов и др.

Но в ХХ веке происходит «коллективизация» капиталов, возникают коллективные формы предпринимательства и предприятий. Среди них отметим прежде всего акционерные общества. В предпринимательских обществах происходит разделение функций собственности и организации управления. Собственники либо избирают управляющих из своих рядов, либо нанимают их. За собой же они сохраняют контроль за деятельностью управляющих и получение прибыли (дивидендов). Давайте коротко познакомимся с основными формами российских предпринимательских, коммерческих организаций.

А. Полное хозяйственное товарищество. Оно характеризуется тем, что все его участники (полные товарищи) могут заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, не только тем, что каждый из них передал в складочный капитал товарищества, но и личным имуществом (автомашиной, дачей, деньгами на счете в банке и т.д.). Полное товарищество возникает на основе учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. А в фирменном названии полного товарищества должны быть упомянуты либо все полные товарищи (например, «Иванов, Петров, Сидоров»), либо часть (один) из них со словами «и компания», а также слова «полное товарищество».

Прибыли и убытки товарищества делятся, как правило, в соответствии с долей каждого участника в складочном капитале, хотя в учредительном договоре могут быть и отступления от этого правила.

Б. Товарищество на вере, или коммандитное. В этом товариществе действуют два разряда участников. Одни имеют статус полных товарищей со всеми вытекающими отсюда последствиями, другие (вкладчики, или коммандиты) не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск убытков только в пределах сумм, внесенных в имущество товарищества, то есть в пределах своих вкладов.

Товарищество на вере также создается на основе учредительного договора, который должен быть подписан всеми полными товарищами. В наименовании должны быть указаны те же реквизиты, что и в имени полного товарищества, только вместо слов «полное товарищество» должны быть слова «товарищество на вере». Управляют товариществом только полные товарищи, а вкладчик имеет право лишь получать прибыль на внесенный вклад в складочный капитал, знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества и по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад.

В. Общество с ограниченной ответственностью. Оно образуется одним или несколькими лицами, а уставный капитал этого общества разделен на определенные доли. Участники общества не отвечают личным имуществом по его обязательствам и риск убытков, связанных с деятельностью общества, несут лишь в пределах внесенных ими долей. Именно в этом состоит смысл ограниченной ответственности общества. И в фирменном наименовании общества должны быть слова «с ограниченной ответственностью». Это общество кроме учредительного договора должно иметь устав, в котором помимо других вопросов фиксируется уставный капитал, составленный из стоимости вкладов его участников.

Управление обществом с ограниченной ответственностью осуществляется всеми его участниками. Они составляют общее собрание, которое является высшим органом управления и обладает исключительной компетенцией в решении вопросов изменения устава и уставного капитала, выборов исполнительных органов, утверждения годовых отчетов и распределения прибылей. Для повседневного руководства деятельностью товарищества общее собрание образует исполнительный орган, подотчетный собранию.

Г. Акционерное общество. Его уставный капитал разделен на определенное число акций (ценных бумаг). Покупая акции, его участники тем самым вносят деньги в уставный капитал, становясь акционерами. Доля акционера определяется количеством акций, которыми он владеет. Акционеры не отвечают по обязательствам общества, а риск убытков несут в пределах стоимости принадлежащих им акций. Иными словами, они рискуют тем, что их акции превратятся в пустые бумажки. Таким образом, с точки зрения риска и ответственности акционеров такое общество является обществом с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества могут быть двух видов – открытые и закрытые.

В открытом обществе акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. Оно может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, то есть продавать их любому пожелавшему купить, иными словами, неопределенному кругу лиц. Эти акции также находятся в свободной продаже на рынке ценных бумаг, и их рыночная стоимость, как правило, не совпадает с номинальной, указанной в акции и проданной по подписке. В этом одно из коренных отличий акционерного общества от любого товарищества, где стоимость имущественного вклада не подвержена рыночным колебаниям и не является предметом купли-продажи.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не имеет права проводить открытую подписку на акции и продавать их неопределенному кругу лиц. Акционер закрытого акционерного общества, пожелавший продать свои акции, должен сначала предложить их другим акционерам, которые имеют преимущественное право покупки. И только после их отказа акционер может продать акции постороннему лицу. Законодательство устанавливает максимально возможное число участников закрытого акционерного общества, при превышении которого оно должно быть преобразовано в открытое.

1. Целью рыночного производства является извлечение прибыли. Ее получает предприниматель – собственник средств производства.

2. Из двух составляющих рыночного капиталистического производства – капитала и труда – предприниматель олицетворяет капитал.

3. Основными формами предпринимательских организаций в России являются:

– полное товарищество;

– товарищество на вере;

– общество с ограниченной ответственностью;

– акционерное общество.

4. Эти организации являются юридическими лицами, они могут вступать в различные имущественные отношения и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам (долгам).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту