search
main
0

Состоялась девятая Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года»

Зимняя школа… Москва… Каникулы… Мы долго мечтали об этом событии. Чтобы попасть в этот уникальный проект, мы трудились не покладая рук – участвовали в научных конференциях и побеждали на олимпиадах, зарабатывали рейтинговые баллы на уроках.

Очередная Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» состоялась в праздничные дни нового 2014 года. Это проект, разработанный «Учительской газетой» и Межрегиональным клубом «Учитель года».

В этом году Зимняя школа «Учитель года» проводилась уже в девятый раз. Причем пять из них школу гостеприимно принимал Центральный округ Москвы. В этом году наши слова благодарности адресованы начальнику Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы Михаилу Геннадьевичу Мокринскому. Большую работу по организации Зимней школы \”Учитель года\” проделал коллектив Московского городского Дома учителя и руководитель центра образовательной политики Дома учителя Нина Григорьевна Минько. Распахнула двери и пригласила пожить и поработать в уютной и комфортной атмосфере московская школа-интернат №45. Спасибо ее замечательному директору, Заслуженному учителю России Татьяне Викторовне Королевой!

В основу проекта «Учителя года – школьникам России» положена идея: создать школу, в которой будут преподавать участники, лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет, а также их коллеги. Но поскольку учителя года работают в разных регионах России, то такая школа возможна только как временный учебный коллектив.

Каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из нескольких учителей года этого региона или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 7-11 классов. Каждый учитель привозит с собой урок, творческую мастерскую или мастер-класс. Этот урок может быть внепрограммным, основная задача учителя – сделать свой предмет максимально интересным для ученика.

У Зимней школы две цели. Во-первых, силами учителей года по-новому раскрыть для учеников хорошо известные им школьные предметы. Во-вторых, Зимняя школа – это площадка для широкого обмена педагогическим опытом. Все уроки и мастер-классы являются открытыми для учителей того региона, в котором проводится программа. Так в этом году, учителя Москвы увидели уроки творчески работающих учителей из 19  регионов России, а также своих коллег, работающих в нашей любимой столице.

Дневник Зимней школы глазами школьника

Первый день. Москва дождливая

После суточного путешествия на поезде мы наконец-то прибыли в Москву. Город встретил нас дождем. Поначалу нас немного пугало такое огромное количество людей и машин на улицах города, которое мы наблюдали. Запомнился первый Макдональдс, естественно. Предлогом для его посещения стала необходимость срочно выйти в интернет. Воспользоваться интернетом мы так и не смогли, но зато пообщались с нашей любимой делегацией из города Губкина Белгородской области. После ужина нас ждала долгая прогулка по проспекту Мира до школы-интерната №45, в которой мы и расположились.

Второй день. Открытие Зимней школы

Утро началось с прибытия делегаций. Одними из первых приехали ребята из Республики Удмуртия и Липецка. В середине дня все делегации направились в актовый зал, где и происходило открытие Зимней школы. На открытии было много интересного. Началось все с добрых пожеланий высоких гостей – первого заместителя главного редактора «Учительской газеты»  и одновременно сопредседатель Межрегионального клуба «Учитель года» Ирины Георгиевны Димовой, главного редактора журнала «Химия в школе» Людмилы Семеновны Левиной и доцента кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Елены Михайловны Пахомовой. Затем начались выступления делегаций. Каждая команда представляла не свой регион, а другой, доставшийся по жребию. Огромное спасибо ребятам из Удмуртии за такой интересный рассказ о нашем Ейске! Мы же представляли школу из Малопургинского района Удмуртской Республики. Регионы, впервые участвующие в мероприятии, рассказывали о себе сами. По традиции открытие завершилось пением под гитару гимна экспедиции, который собрал в круг новичков и «старичков».

Третий день. Уроки, мастер-классы и ролики

Утренняя программа школы началась интересными уроками. Но перед этим ученики были разделены в шесть классов: «А» и «Б» – старшеклассники, «В» – 9 и 10 классы, «Г» и «Д» – 8-9 классы, класс «Е» – 7-8 классы.

На уроке учителя года Новосибирской области Александра Буханистова мы говорили о вирусах. И поняли, что вирус еще не признан ни живым, ни неживым организмом! Антибиотики не всегда нам помогают, поскольку вирус беспрерывно эволюционирует. Но это не повод расстраиваться, ведь медицина так же не стоит на месте. Но все же не позволяйте вирусу захватить ваш организм! Занимайтесь спортом, берегите свое здоровье!

В царстве необычных свойств нашего зрения нам удалось побывать вместе с учителем года Кубани Андреем Ивановичем Семке. Мы узнали о строении органов зрения в живом мире, проделали массу занимательных опытов и поняли, что наш глаз – это уникальный оптический прибор. Глаза надо любить, беречь и защищать!

На уроке учителя года Амурской области Дмитрия Филатова «Дальний Восток России – TERRA INCOGNITA?!» мы слушали легенды о реках Зея и Амур, разгадывали названия их персонажей, используя географическую карту, путешествовали по бескрайним землям народа эвенки.

Необычным нам показался урок учителей из Калининградской области Дмитрия Горшенева Сергея Драба «Олакрез: пространство и время». На примере кругов Эйлера мы пытались объединить эти два понятия. В результате мы получили интегративную картину литературного творчества и фундаментального «пространства-времени».

Кроме того, в рамках Зимней школы мастер-классы провели абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года России».

На метапредметном мастер-классе абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2012» Александра Демахина «Живопись умерла» школьники смогли взглянуть на предмет МХК с другой, неизведанной стороны. Глядя на произведения известных испанских живописцев, мы вторгались в глубины человеческой фантазии, увлекаемые образами, рисовали свои картины и представления, фантазировали. Совсем другой способ обучения, не такой как в обычной школе, заставляет нас творить, придумывать новое проекты.

В программу Зимней школы входило посещение Московского роллердрома. Многие из нас впервые встали на ролики, и без падений, конечно же, не обошлось. Интересная игра на контакт и взаимодействие затянула нас: мы танцевали на роликах, играли в чехарду, общались и делали всевозможные упражнения. И даже участников не умеющих кататься, не останавливали трудные задания. Мы водили хороводы вокруг Геннадия Петрова, учителя физики из Республики Удмуртия, играли в боулинг, делали «ручеек». Мы получили уйму впечатлений и позитивных эмоций. Мы здорово провели время и вряд ли когда-нибудь это забудем!

Музей занимательных наук «Экспериментариум», по нашему мнению, – один из самых увлекательных музеев в России. Мы смогли увидеть, потрогать много удивительных вещей, проделать познавательные опыты по оптике, механике, магнетизму, акустике. Нас увлекло представление «Электрические опыты Тесла». Два молодых ученых провели перед нами целое театрализованное представление, которое произвело фурор.

В вечерние часы взрослые участники программы, как обычно, собирались вместе для обсуждения новых образовательных проектов, презентации своих педагогических идей. Но для нас, детей, эти мероприятия оставались секретом и только учителя часто делились своими эмоциями после выступлений. В первый вечер педагоги познакомились с проектами делегации Калининградской области «Православная карта».

Четвертый день. Москва театральная

Интересными и занимательным нам показались уроки учителя года Вологодской области-2011 Марины Никоарэ «Роль принципа в мировой политике», учителя года Калининградской области-2007 Людмилы Соколовой «Открытка из города К.», учителя из Нижегородской области Оксаны Маляевой «История денег через их название», учителя из Нижегородской области Светланы Жигановой «Материк Гармония». На уроках мы создавали проекты, учились критически мыслить и решали глобальные проблемы нашей родины и хрупкой планеты Земля.

Удивительный мир Скандинавии открыла нам учитель года Пермского края Юлия Неволина. Мы познакомились с удивительными и неповторимыми странами скандинавского полуострова: Финляндией, Швецией и Норвегией. Мы создавали буклеты об этих странах, а затем рассказывали об особенном и привычном, об удивительном и обычном. Правда, интересно.

Никогда не думали, что математика, словно поэзия, может так стремительно увлечь. На уроке Надежды Растрепиной, учителя года Дона, учителя математики лицея №1 города Цимлянска мы расшифровывали таинственную гипотезу Пуанкаре. На примере простых фигур, ленты Мебиуса мы смогли открыть великую тайну Перельмана.

Во второй половине дня была проведена обзорная экскурсия по столице. Огромное спасибо Владимиру Головнеру, лауреату конкурса «Учитель года Москвы-1997» за увлекательный рассказ и игру, которую он провел на знание истории златоглавой. Кстати, победителем этого состязания стал «наш человек», ученик 9 класса средней школы №11 города Ейска Краснодарского края Рафаил Вагизьянов.

Еще мы побывали на мюзикле «Русалочка». Великолепное представление! Интересный сюжет, красивое музыкальное сопровождение, сложные трюки, яркие костюмы и прекрасный happy end – все это нас увлекло.

Пятый день. Московские штучки

На уроке Геннадия Петрова, учителя физики из Республики Удмуртия, мы выясняли условия равновесия и конструировали, а на уроке географии Галины Монаковой, учителя года Белгородской области, узнали много нового о стране улыбок – Таиланде, познакомились с характером и обычаями этого удивительного государства.

Об органах чувств и современных гаджетах мы говорили на уроке абсолютного победителя конкурса «Учитель года Росиии-2011» из Липецкой области Алексея Овчинникова. Мы создавали устройства, с помощью которых можно ощущать вкусы и запахи.

На уроке литературы учителя года Оренбургской области Кирилла Демушова «Познание (не)очевидного» мы погружались в произведение И.Бунина «Гражданин из Сан-Франциско», учились работать с текстом и словно следопыты открывали тайны текста великого писателя.

На уроке учителя года Адыгеи, учителя химии эколого-биологического лицея № 35 города Майкопа Ирины Маркиной мы познакомились с удивительным явлением – коррозией. Интерактивные опыты наряду с практическими заданиями раскрыли перед нами красоту удивительного явления.

Мы посетили мастер-класс победителя конкурса «Учитель года России-2009», московского историка Владимира Кружалова. Темами этого урока стала история нашего календаря и проблема времени. Оказалось, время – это тайна, которую человеческим разумом постигнуть невозможно. Мы знаем о времени не так уж и много, как кажется. На самом деле у времени существует три измерения: средние солнечные сутки, синодический  месяц, тропический год. При переводе из одной системы единиц в другую получается дробное число, и им нельзя пренебрегать, ведь небольшое округление приведет к значительным переменам! А эра – это не какой-то период времени, а точка отсчета времени. Интересную теорию выдвинул астрофизик Николай Козырев: время – один из способов передачи энергии!

Вечером была проведена традиционная краеведческая игра «Московские штучки». Наша часть команды КрУдВол (в эту команду вошли представители Краснодарского края, Вологодской области и Республики Удмуртия) успела побывать на интерактивной выставке Ван Гога, продегустировать баблчай и капкейки, поменять в арткафе книги на чай и кофе, заглянуть на блошиный рынок, познакомиться со стритартом. Остальные члены команды  участвовали во флешмобе и фотографировались с хипстерами, заказывали самое необычное блюдо в антикафе, узнавали, что такое букрессинг и селфились. Таким образом, в ходе игры мы познакомились с молодежным сленгом москвичей, узнали очень много нового и открыли нашу столицу с необычной стороны. Было весело и интересно. Итоги подводились на следующий день. Победителями в этой увлекательной игре стала наша сборная команда. Мы получили интересные призы: конфеты и пряники московских фабрик.

Шестой день. Конец – это начало

Нас поразил урок Романа Наливкина, учителя информатики, учителя года Воронежской области-2007 и Натальи Тихоновой, учителя русского языка и литературы, учителя года Воронежской области-2001. Первое, что впечатлило, – это название урока: «И».  Но после стал ясен выбор столь необычного и глубокого название занятия.  Кажется, совмещение  таких предметов, как информатика и литература, – полный абсурд? Но это не так. Урок был безумно увлекательным. Мы составляли стихи из предложенных нам слов, данных в начальной форме, смотрели мультипликации, пытались передать их смысл через конструкцию  «… и…». Скучать не приходилось!

На уроке Андрея Успенского, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006» «Троица против… Троица за…» мы смотрели на иконы и оценивали их роль в жизни целых городов и народов. Речь шла о борьбе русского народа за родную землю, за родную страну.

Эмоциональным и трогательным был урок Светланы Кобляковой, учителя года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры-2006. Мы познакомились с удивительной и трагической судьбой Амундсена и Скотта, путешественников, покорявших Антарктиду.

На мастер-классе «Диалог культур» абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008» Михаила Стародубцева мы познакомились с историей создания нотного ряда и попытались реконструировать древнегреческое пение. На примере геликона, древнегреческого музыкального инструмента, мы увидели связь математики и музыки.

В этот же день мы посетили Мемориальный музей космонавтики, увидели макеты космических кораблей и спутников. Познакомились с космическими программами, которые реализовывались во времена Советского Союза и реализуются в современной России. Наряду с традиционными экспонатами, в музее представлена большая группа интерактивных игр, в одну из которых мы сразились. А в конце увлекательной экскурсии мы фотографировались на Аллеи славы.

Вечером был проведен брейн-ринг. Первое место занял класс «А», с чем мы их и поздравляем. Чуть позже прошло закрытие Зимней школы. Вручены грамоты ученикам, благодарственные письма учителям. Сказаны последние слова… Осталось только спеть…  Зазвучала музыка, образовался круг…

«Кто-то скажет, что все мы люди разные

И счастье вместе вряд ли нам найти.

А мы-то знаем, что это не доказано

И, может, нашим судьбам по пути».

Пели все, понимая, что уже очень скоро все разъедутся по домам. Многие плакали. Прощание на крыльце, объятия, слезы…

И вот мы уже на вокзале, долго не можем поверить, что все уже закончилось. Время пролетело очень быстро. Но в душе всегда будет теплиться надежда, что мы встретимся с друзьями в летней экспедиции или в Зимней школе, а может, на конкурсах или олимпиадах. За пять дней очень сложно сдружиться, но я думаю, у нас получилось.

Республики Адыгея и Удмуртия

Вологодская и Белгородская области

Азов и Саров

ХМАО и Новосибирск

Пермь и Липецк

Ставропольский и Краснодарский край

Амурская и Саратовская области

Москва!

Любим, помним, ждем встречи!

Во время закрытия никто не скрывал эмоций. Главная задача Зимней школы – сплотить детей и учителей различных регионов России – решена. Прощальное фото и огромные слова благодарности вдохновителю, организатору, лидеру этой программы Владимиру Нодаровичу Головнеру.

Григорий Бессонов, Екатерина Гришина, Александра Гавриш, Мария Заблоцкая, Анастасия Сорокина, ученики, Андрей Семке, учитель физики средней школы № 11 города Ейска Краснодарского края

Использованы официальные материалы и фотоархив Зимней школы.

Еще один спецрепортаж о Зимней школе, составленный из материалов школьников, читайте в №4 \”Учительской газеты\” за 28 января 2014 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте