search
main
Топ 10
День славянской письменности и культуры посвящен создателям азбуки – братьям Кириллу и Мефодию Последняя рабочая неделя мая станет одной из самых холодных за 74 года: в Москве возможен снег Все живы: из московского детского садика сбежали трое шестилеток Опубликованы кадры гигантского «ежика», снятые в опасной близости от Солнца В магазинах появятся безразмерные детские кроссовки: таких хватит не на один сезон Минпросвещения: отказ от Болонской системы и переход на специалитет усилит подготовку учителей Мировой рекорд: мальчик поймал огромного карпа всего на два килограмма легче себя Точка дымления: какое масло нельзя использовать для жарки День филолога, который отмечают 25 мая, напомнит о любви к слову и красоте родной речи Международный день чая 21 мая отмечают не только гурманы – у напитка много поклонников

Составь и запиши: контрольные работы и тесты по русскому языку в начальной школе

Для каждого народа свой язык – это яркий, никогда не увядающий цветок духовной жизни, в котором отражены культура, традиции, обычаи. Изучая язык, ребенок с самого раннего возраста усваивает нравственную чистоту своего народа, постигает его прошлое и настоящее, приобщается к корням своих предков, впитывает историю, особенность, уникальность. Как тут не вспомнить слова Константина Ушинского: «В языке одухотворяется весь народ и его родина». Не поспоришь.

Поэтому очевидным является тот факт, что изучение русского языка с самого первого класса – это не только база, фундамент всей системы образования, но и основа для формирования личности младшего школьника. И снова хочется обратиться к словам Ушинского: «Никакой другой предмет не способен так развить человека, как изучение языка».

Сегодня каждый учитель имеет возможность самостоятельно выбирать тот учебник русского языка, который, на его взгляд, способен наиболее полно служить средством для развития школьника, для формирования его понятийно-категориального аппарата, который помогает развивать память, абстрактное мышление, то есть способствует формированию интеллектуального развития. Как учитель начальных классов я давно определилась: мой выбор за популярными и распространенными учебниками по русскому языку В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого для 1–4 классов (УМК «Школа России») издательства «Просвещение».

Обучение русскому языку требует полной и объективной оценки знаний, которые приобретает ученик в ходе изучения программного материала. Решить проблему измерения результатов обучения и контроля над достижениями этих результатов помогут учебные пособия к этим учебникам: контрольные работы и тесты по русскому языку для 1–4 классов, выпущенные издательством «Экзамен» в 2021 и 2022 году. Советую обратить внимание коллег на эти учебно-методические комплекты авторов О. Н. Крыловой «Контрольные работы по русскому языку» и Е. М. Тихомировой «Тесты по русскому языку», включающие в себя контрольные материалы для 1–4 классов и разработанные к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Данные пособия полностью соответствует ФГОС второго поколения для начальной школы, поэтому могут использоваться для тематического контроля знаний учащихся по основным разделам учебника «Русский язык». Педагогам не придется составлять задания для проверки знаний учащихся, ведь в этих пособиях все материалы подобраны в полном соответствии с разделами и темами программ по русскому языку, расположены в той же последовательности, что и материалы учебников. Что называется – бери и делай!

С удовольствием пролистываю страницы пособия «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. Ч. 1» к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 1 класс» – к каждой теме представлены 4 работы, включающие в себя как вопросы теоретического характера, так и проверку практических навыков.

Ребятам можно предложить самые разнообразные виды работ: от восстановления деформированного текста до списывания с творческим заданием; можно организовать выборочное или осложненное списывание, где необходимо вставить пропущенные буквы на изученные орфограммы или знаки препинания.

Заинтересует каждого педагога и вариант задания по определению главной мысли текста, подбора заголовка к уже готовому рассказу или возможность составления собственного с опорой на предложенные слова. Например, в 1 классе уже можно попробовать записать мини-сочинение, если выполнить следующее задание: Составь и запиши текст на тему «Наша школа». Используй опорные слова. Светлая, школа, просторные, коридоры, большой, спортивный, зал, рядом, высокие, берёзы, растут, утром, учеников, учительница, встречает».

На страницах УМК встретятся задания, которые учат первоклассника анализировать, сравнивать, определять «лишнее»:

«Вспомни, что такое предложение. Сколько здесь предложений? Запиши только предложения.

У кошки родились котята.

Кошка, котята

Снежинки

Кружатся пушистые снежинки».

Или такое:

«Прочитай. Раздели слова на слоги. Определи в каждой группе «лишнее» слово. Спиши слова, исключая «лишние».

Глаз, обувь, кровь, класс, хлеб.

Число, слеза, вьюга, окуни, ульи».

Детей учат наблюдать над языковым материалом, делать умозаключения: «Прочитай. Выпиши слова, написание которых отличается от произношения. Подчеркни в словах «опасные» буквы».

Стоит отметить наличие таких заданий, как «составь схему слова/предложения», «найди предложение/слово по схеме» «заполни таблицу», «дополни схемы».

В своей практике я использую некоторые задания из пособия для организации парной работы:

«Составь из слогов слова. Запиши. Подчеркни слово, в котором наибольшее количество слогов:

ма, ши, лы –

ней, ка, ли –

ка, ны, ста –

фо, ри, на, ки –

ник, чай –

си, о, на -…»

И первоклассники старательно составляют слова из предложенных слогов, проверяют полученные результаты друг у друга, находят ошибки, исправляют их, объясняют задание еще раз, то есть, учатся самоконтролю и взаимопроверке.

Думаю, и детям, и взрослым будут интересны задания, направленные на развитие письменной и устной речи, орфографической зоркости, обогащение словарного запаса («подбери синоним/антоним», «укажи верное значение слова») или занимательные задания-игры («Расшифруй слова, расположив буквы каждой строчки в алфавитном порядке: р,г,я,и; о,л,ь,с… », «Рассели» слова в два домика»). (Рис. 1)

Рис. 1

Хочется отметить, что иллюстративный материал, который применяется в сборниках, тоже ставит перед учащимися учебную задачу: «Назови изображенный предмет», «укажи, какой вид речи изобразил художник» (рис. 2).

Рис. 2

Уровень сложности предлагаемого для контроля материала растет в зависимости от класса. В пособиях, предназначенных для 2–4 классов, увеличивается объем текстов для работы, используется большее количество схем, таблиц, условных знаков. Здесь предлагается уже не просто списать текст, а сделать это по готовому плану или составить план к тексту самостоятельно. Работая с материалом контрольных работ, ребята узнают об Антарктиде и птичке-мухоловке, об ученом Альфреде Бреме и истории часов, о янтаре и Каспийском море. Художественные и научно-познавательные тексты интересны как детям, так и взрослым.

Таким образом, материалы пособия можно использовать не только для обычного тематического контроля усвоения программного материала, но и для дополнительной работы на уроке, для домашних заданий.

Если контрольные работы уместно проводить после изучения определенной темы, то ежедневно следить за успехами детей в обучении, своевременно обнаруживать и устранять пробелы в знаниях отдельных учеников можно с помощью тестов. Этот вид контроля требует от ребят полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Учебно-методический комплект «Тесты по русскому языку» Е. М. Тихомировой разработаны для всех классов начальной школы и представлены в традиционной форме: детям предлагается из трех вариантов ответов выбрать один правильный.

Для каждой темы есть два варианта равнозначных тестов, каждый из которых состоит из десяти вопросов. Очень удобно: можно один вариант разобрать фронтально, а второй предложить ребятам для контроля своих знаний. Или сразу организовать работу по вариантам, используя взаимопроверку в парах или самопроверку по эталону, ведь каждый комплект наделен разделом «Проверь себя» (рис. 3).

Рис. 3.

Такой сборник можно использовать на уроке, а можно предложить родителям, которые контролируют успехи своих детей, для работы дома. Очень легко подсчитываются результаты проверочной работы: ответил верно на все десять вопросов – получи «отлично», допустил 1-2 ошибки – оценка «хорошо», для «удовлетворительной» оценки достаточно верно выполнить 6 заданий. Зная критерии, младший школьник может на самых первых этапах обучения осознанно оценивать свои результаты и определять собственные дефициты в знаниях.

Систематическая работа с таким пособием поможет педагогу выработать у каждого ребенка потребность в постоянной проверке своей работы, что, в свою очередь, формирует умения и навыки самоконтроля и делает процесс обучения эффективным и сознательным. Особенно помогут задания «найди ошибку» или «проверь работы учеников»:

«Первоклассник подчеркивал буквы, обозначающие гласные звуки. В каком слове он допустил ошибку?

а) чайка

б) собака

в) игрушка».

Каждый вопрос тестов из представленных сборников направляет учеников на внимательное обдумывание материала, ставит в ситуацию сравнения, анализа, например:

«В каком слове с помощью суффикса -тель- образовано не название профессии? а) учитель б) накопитель в) строитель».

«На какой вопрос нельзя ответить, прочитав данный текст?»,

«Выбери заголовок для текста»,

«Найди неверное высказывание»,

«Основы каких слов одинаковые по строению? а) мебель, тумбочка, б) пылесос, корабль, в) избушка, старенький» и другие.

Эти умения помогают воспитать у обучающихся очень важные качества – критичность ума, чувство ответственности за результат своей работы, повышают уверенность в своих силах и, как следствие, – интерес к учебе.

Таким образом, тесты являются очень удобной формой для организации тематического и итогового контроля над усвоением программного материала по русскому языку, тестовые задания удобны в использовании на уроках и дома, доступны и понятны каждому ребенку, экономят время. Но не стоит забывать, что полную картину усвоения предметного материала дает сочетание тестов и письменных контрольных работ, когда у ребят есть возможность продемонстрировать полученные теоретические знания на практике.

Словом, с появлением таких современных, удобных и умных УМК можно поздравить всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов, родителей, поблагодарить авторов пособий за их труд и пожелать новых разработок так нужных в школах!

Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора по УМР школы № 8, Ачинск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте