Информационную безопасность ребенка часто сводят к его умению пользоваться информационными технологиями, компьютером, Интернетом. Но в окружении ребенка все сильнее ощущается дефицит информации, необходимой для его нормального психического развития, как природной, так и социальной.
Сегодня нарастает нехватка сенсорной природной информации – визуальной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой, утрачиваются народные традиции как важный ресурс адаптации человека к своему природному и социальному окружению, размываются духовные ценности и язык – ядро культуры каждого народа, увеличивается объем социальной информации, которая никогда не войдет в культуру (спам, записи в социальных сетях, ложная информация). В Интернете висят созданные почти двумя миллиардами человек информационные продукты, значительная часть которых не имеет никакого отношения не только к культуре, но и к уважительному отношению к языку, потенциальным собеседникам, культуре общения в целом. Очевидна проблема качественного изменения информационного окружения детей, его семантики, значимости для культуры и жизни человека. Качественно изменилась коммуникативная среда детства, характер и структура общения в повседневной жизни. Наряду с расширением коммуникативных границ, легкостью дистанционного вхождения в разные сообщества происходит резкое снижение межличностного общения, так необходимого для нормального психического развития ребенка. Возрастает опасность формирования «цифрового», «клипового» сознания, зомбирования психики детей. Проблемы безопасности школьников в учебной информационной среде дополняют проблемы качества учебного материала, культуры преподавания; умения учиться; умения общаться, культуры учебного труда. В условиях появления новых информационных рисков стратегия запретов и ограничений для обеспечения информационной безопасности детей малопродуктивна, необходимо целенаправленно формировать у детей готовность жить в условиях всеобщности и разнообразия информационных рисков; воспитывать ответственное отношение к собственной деятельности с информацией и способам коммуникаций; формировать мотивацию и готовность развивать свои способности к продуктивной и безопасной работе с возрастающими потоками информации.Первоочередная задача дошкольного и начального школьного образования – максимально возможное восстановление искаженной информационной среды детства. Речь идет о необходимости полноценного прохождения ребенком всех стадий развития дошкольного возраста: материнской, природной (до 2 лет), сказочно-мифологической (до 5 лет), этической (до 8 лет). Мы с сожалением наблюдаем нереализацию необходимых эмоциональных, тактильных, голосовых, запаховых контактов ребенка с мамой с самого раннего возраста, психологическое отчуждение от ребенка встречается даже в полных семьях, в которых состоятельные родители все чаще перепоручают воспитание няне и гувернантке. Нехватка материнского тепла в младенчестве приводит в последующем к незрелости эмоционального общения ребенка с окружающими, повышенной потребности или, наоборот, избегании тактильных контактов, но полностью так и не компенсируется. Возрастает число рожениц, у которых практически отсутствует инстинкт материнства, хотя такой инстинкт врожденный, он может не получить своего развития из-за нехватки в детстве будущих мам образа материнского поведения – в виде собственной мамы, детских народных игр, народных сказок, колыбельных песен. По данным науки, при нехватке сказочно-мифологической информации в окружении малыша у него остается нереализованной потребность в фантазиях, виртуальных образах – потребность, которая все равно будет реализована, но уже в искаженной форме и намного позже, в подростковом возрасте – в виде «зависания» в компьютерных и азартных играх. Недостаток архетипически значимой этнофункциональной информации (народные сказки, игры, колыбельные) с первых лет жизни ребенка, усугубляемый врожденными неврологическими проблемами, приводит к многочисленным подростковым комплексам и девиациям.Дефицит в окружении ребенка природной информации (звуки, запахи, природные материалы), которая была фоном нормального психического развития детей на протяжении тысячелетий, не может не сказаться на их развитии и здоровье. Нехватка сенсорной природной среды в раннем детстве увеличивает риски незрелости фонематического слуха и пространственных ориентаций, приводит к трудностям обучения и общения, создает предпосылки развития психосоматических расстройств, приводит к проблемам этнических отношений, адаптации к своему этническому окружению, возрастает вероятность формирования мозаичной, противоречивой картины мира, появляются проблемы понимания окружающего мира и себя в нем, затрудняется процесс социальной самоидентификации ребенка («Кто я?»), повышается его уязвимость от информационных стрессов, усиливаются риски построения неадекватных моделей окружающего мира. Быстро идущий процесс адаптации детей к пользованию современными информационно-техническими средствами лишь усиливает переживаемые ими этические и когнитивные диссонансы, проявления сенсорной, эмоциональной и экзистенциальной деприваций. В результате у современных детей отмечают повышенную уязвимость нервной системы и психики, сниженные возможности адаптации к информационным нагрузкам. Поступая в школу, они попадают в группу риска по развитию болезней нервной регуляции уже в младших классах, а с 12 лет – по формированию разных видов зависимостей (включая наркотические и Интернет), суицидального риска, социальных дезадаптаций. Целенаправленное восстановление искаженной информационной среды детства, нарушающей процессы нормального психического развития и здоровье детей, – первоочередная задача нашего общества, родителей, психологов и педагогов. В сочетании с формированием у ребят умений безопасной работы с информацией, ее индивидуализацией, контролем информационной безопасности учебного процесса это путь неспецифической профилактики у них бездуховности, девиантности, этнической нетерпимости, психических зависимостей, разрушения семей, падения нервно-психического здоровья в условиях информационных рисков. Подходы к обеспечению информационной безопасности дошкольника и школьника многоплановые – медицинские, эргономические, психологические, этические – нашли отражение в дошкольной и школьной гигиене, физиологии, психологии, методиках преподавания, но требуют дополнения и осмысления в связи с их комплексностью. Ключевыми принципами при организации работы образовательного учреждения по обеспечению информационной безопасности обучающихся выступают: сочетание специфического и неспецифического подходов (с одной стороны, освоение специальных приемов работы с ИКТ, компьютерами; с другой стороны, компенсация издержек информационной среды вокруг ребенка, развитие неспецифической устойчивости ребенка к различным информационным факторам; оптимизация семейного воспитания); учет особенностей воздействия информации на детей в отличие от взрослых (ее системообразующая роль в становлении всей системы регуляции ребенка, в реализации его врожденных программ развития; легкость развития психосоматических расстройств и другие); определяющая роль состояния ресурсов интегральных регуляторных систем ребенка в обеспечении его информационной безопасности: зрелость его нервно-психических регуляций – базовое условие и показатель его информационной безопасности; условие такой зрелости – полноценность прохождения материнской, природной, сказочно-мифологической (этнокультурное наследие), этической стадий развития; ведущая деятельность ребенка как средство и как модельный объект формирования его информационной безопасности; ресурсный подход к обеспечению безопасности и здоровья, который ориентирует не на уход от информационных нагрузок, а на возможности увеличения доступности информационных ресурсов мировой культуры и повышение уровня их безопасности, что актуально в обществе всеобщей информатизации; деятельностный подход к обеспечению информационной безопасности (формирование субъекта, готового жить в условиях всеобщности и разнообразия информационных рисков, мотивированного и умеющего продуктивно и безопасно работать с возрастающими потоками информации, ответственно относящегося к собственной деятельности с информацией и способам коммуникаций с точки зрения ее влияния на качество окружающей информационной среды); включение вопросов информационной безопасности в содержание предметного обучения. Это комплексная и многоаспектная задача, требующая междициплинарного, метапредметного и транспредметного подхода; системности и координации содержания разных учебных предметов; согласованных действий воспитателей, учителей, психологов, родителей, а также детских садов, школы, общества и государства по обеспечению информационной безопасности детства. Елена ДЗЯТКОВСКАЯ, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор
Комментарии