search
main
0

SOS будет услышан

Военно-Морской Флот России уделяет большое внимание развитию аварийно-спасательной службы. Флотское командование уже определило заказы на строительство необходимого числа специализированных судов. В частности, заказы на строительство размещены на ряде судостроительных заводов нашей страны. Их выполнение полностью обеспечит необходимыми аварийно-спасательными судами Тихоокеанский, Северный и Балтийский флоты.

Ряд трагических событий последних нескольких лет на Российском флоте, в первую очередь трагедия атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000-го, остро обострили проблему возрождения в полном объеме аварийно-спасательной службы. Спасательный флот должен отвечать требованиям и вызовам ХХI века.

До распада Советского Союза Военно-Морской Флот страны обладал уникальными спасательными подводными лодками проекта 940 класса «Ленок» (по классификации НАТО «India»). Всего были созданы две подлодки этого проекта для Северного и Тихоокеанского флотов.

По мнению специалистов, это был совершенный глубоководный водолазный комплекс, в котором спасатели могли работать круглосуточно, не поднимаясь на поверхность в течение десяти суток, а водолазное снаряжение позволяло работать на глубине 240 метров.

Приведу несколько эпизодов из «боевой биографии» одной из таких субмарин – «Комсомолец Узбекистана», бороздившей воды Тихого океана. В марте 1978-го она участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «комсомольцы» установили рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил в награду по именному экземпляру книжицы Конституции страны.

В октябре 1981-го воинский коллектив участвовал в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. А в декабре 1981 г. и на самом «Комсомольце Узбекистана» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, и в отсеки пошел угарный газ без цвета и запаха. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1 статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие…

«Комсомолец Узбекистана» сыграл главную роль в подъеме «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 г. советским истребителем.

Особенность корабля состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он был еще и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли субмарине проходить там, где бессилен был любой другой корабль.

Естественно, к выполнявшему особые задания экипажу и отношение было особое. Несколько раз экипаж встречали с оркестром. Вручали, правда, изредка, государственные награды. Например, орден Красной Звезды – старшему мичману А. Тимошенко и мичману С. Макаревичу, медаль «За отвагу» – мичману А. Астафьеву, медаль Ушакова – мичману В. Мосийчуку.

Последнее боевое задание субмарины – подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989-го. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии.

В начале 1990-х первый «Ленок» был списан с Тихоокеанского флота, а в 1997-м из состава флота исключен второй – «северный».

Российский флот обладал также двумя уникальными, супермощными спасательными буксирными судами: «Фотий Крылов» и «Николай Чикер». Таких в мире больше не было. Каждый из них был способен оказывать помощь любому типу кораблей и даже самостоятельно буксировать авианесущий крейсер.

Летом 1993-го на мачте бывшего тихоокеанского буксира «Фотий Крылов» появился мальтийский флаг, и нынче он пребывает в Понто-Делгада на Азорских островах. Позже в Грецию был продан северный буксир «Николай Чикер».

Возрождение аварийно-спасательной службы, строительство новых кораблей, готовых в случае необходимости прийти на помощь военным морякам России, сегодня – одно из непременных условий, без которых немыслимо будущее нашего флота.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте