search
main
0

Сороковые, роковые

«Любимый поэт сталинской эпохи». Под таким заголовком в 1940-м печатаются публикации о Владимире Маяковском. Отмечается 10 лет со дня его гибели. Школьники пишут сочинения. Московская десятиклассница Ася Бураго восхищается: «Иду по улице; вижу людей с добрыми лицами. Так и тянет подойти и спросить: «О чем вы думаете? Ведь, правда, вам так же весело, как и мне, потому что «и жизнь хороша, и жить хорошо…»

Мироощущение поколения…Нарком просвещения РСФСР В.П.Потемкин выступает на страницах «УГ» 13 апреля 1940 года с программной речью. Предстоит реорганизация ведомства после работы специальной комиссии Совнаркома. Уровень работы Наркомпроса не соответствует задачам, поставленным ХVIII съездом партии. Школа все еще не находится в центре внимания ведомства. Нет перспективного планирования сети школ. Налицо несоответствие в программах начальной и средней школы, до сих пор нет четкой системы учета знаний школьников. Плохо и с кадрами. 380 тысяч учителей не имеют высшего образования. Недостатков найдено много. Новый нарком просвещения Потемкин в своей программной речи бодро обещает устранить, искоренить, осуществить и т.д. «Наркомпрос должен стать комиссариатом школы, – заявляет руководитель. – Управление вузами следует отдать Комитету по делам высшей школы». Также из функций Наркомпроса исключается отныне политпросветработа среди взрослых.

Интересно читать раздел «Школьная жизнь». Он появляется в каждом номере газеты. Помощник прокурора Москвы П. Файвишевская поднимает вопрос о том, почему в благополучных семьях появляются трудные дети. Школе пора перестать формально делить семьи на благополучные и неблагополучные. Должен быть живой контакт с родителями каждого ребенка, независимо от того, внушает ли его поведение тревогу или нет. Пусть педагоги смелее ставят перед родителями и обсуждают вопросы детской психологии, воспитания характера, честности, воли.

Задача воспитания нового человека, члена будущего бесклассового общества присутствует во многих публикациях. «На нашу долю выпали счастье и честь быть призванными к этой работе, чтобы помочь родиться новому человеку», – восхищенно пишет учительница из далекого села Алтайского края.

1 января 1941 года «Учительская газета» открывается обращением наркома Потемкина к учителям страны.

«Наступающий 1941 год должен превратиться в год решающих побед на фронте просвещения». Повсеместно проходят январские районные совещания учителей. Материалы для обсуждения таковы: воспитание дисциплины, режим и распорядок в школе, укрепление авторитета учителя, роль детского коллектива, внеклассная работа, единство школы, семьи, общественности…

Страна живет в привычном трудовом ритме. Ширится волна общественной помощи школе. Инициатива Черепановского района Новосибирской области, где забота о школах стала поистине народной, всячески поддерживается газетой. Во многих областях находятся последователи черепановцев. Номер «УГ» от 22 июня 1941 года выходит с призывом возглавить общественную инициативу, подхватить почин черепановцев. Начался прием в педагогические вузы.

– Знаете ли вы, что по окончании вам придется работать на периферии в селе, – спрашивает корреспондент абитуриентку Людмилу Никулину, выпускницу 373-й московской школы.

– Знаю. И это меня не пугает. В нашей стране хорошо жить и работать везде. А через пять лет станет еще лучше.

Но мечтам многих юношей и девушек, выпускников школ, сбыться не удалось.

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте