search
main
0

Сорок пять – мало, полтора – много. или Как прийти к общему знаменателю

Сейчас в техникумах и колледжах продолжительность учебных занятий различная. Где-то 45 минут – как было раньше, а где-то полтора часа без перерыва. Наши наблюдения показали, что в большинстве случаев 45 минут преподавателю недостаточно для реализации всех этапов урока: организационной подготовки, проверки домашнего задания, повторения пройденного материала и объяснения нового. Ну а студентам недостаточно для того, чтобы усвоить это новое.

Даже на республиканском конкурсе «Преподаватель-2002» (автору довелось быть членом жюри), где участниками были высококлассные специалисты, далеко не всем преподавателям довелось уложиться в 45 минут. Такие короткие уроки практикуются в основном там, где обучение ведется на базе 9 классов.

Анализ уроков показывает, что много времени уходит у преподавателя на психологический настрой, мобилизацию студентов на работу, на то, чтобы отвлечь их от всего постороннего и сконцентрировать внимание на решении учебных задач.

Нынешняя молодежь отличается от своих предшественников не только непоседливостью, неустойчивым вниманием, но и чрезмерной общительностью, коммуникабельностью. Молодым людям сейчас трудно удержать себя от контактов с находящимися в одной аудитории однокурсниками, тем более от общения с рядом сидящими приятелями.

Проблему с дисциплиной могут создать также предшествующие уроки.

Сейчас каждый преподаватель стремится построить свои занятия на достаточно высоком эмоциональном уровне. Это, конечно, приветствуется, но в психологии есть такое явление, как эмоциональная инертность или инерция эмоций. Подогретых, возбужденных на предыдущем занятии студентов порой бывает трудно «остудить».

Некоторые преподаватели, пытаясь уложиться во времени, идут на повышение темпа урока.

Такая практика, конечно, полезна, но лишь для развития у студентов оперативных качеств, в частности оперативного мышления. А вот для формирования творческого мышления (более глубокого) требуется несколько замедленный темп, чтобы создать условия для прилива крови к головному мозгу.

Недостаток 45-минутной длительности занятия объясняется еще и тем, что в психологии людей существуют непроизвольные психологические процессы, в частности послепроизвольное внимание, память, мышление, воображение и т.д.

Порой случается, что, придя на очередной урок, студент еще долгое время не может отключиться от предыдущего. Пространственно он находится на одном уроке, а мысленно – на другом.

А вот полуторачасовой продолжительности занятия явно многовато, особенно если оно непрерывное. Более всего долгосидение в тягость студентам-юношам.

Наблюдая за деятельностью студентов и преподавателей на таких занятиях, можно заметить, что относительно продуктивно студенты работают в первые 55-65 минут. Потом их учебная активность, как правило, снижается.

Сказываются усталость от длительного нахождения в одной позе, утомленность, истощение волевой мотивационной, эмоциональной энергии, пресыщенность общением с одним и тем же преподавателем, тяга к переменам и т.д.

Все-таки контингент студентов, обучающихся в ссузах, особый, им, например, по сравнению со студентами вузов несколько недостает учебно-волевых качеств – способности длительное время удерживать внимание на выполнении учебных задач.

Так что в оставшиеся 20 минут полуторачасового занятия большая часть студентов «опускает руки», а преподаватели начинают поглядывать на часы, не зная, чем занять своих подопечных, чтобы создать хотя бы видимость рабочей обстановки. Чаще всего они загружают студентов какой-нибудь рутиной, нетворческой, бесполезной работой, например, дают задания переписывать тексты из книг или писать под диктовку. А это значит, что в ссузах зачастую просто теряют время.

А если пара длится 1 час 20 минут или 1 час 25 минут, то в этом случае преподаватели недорабатывают по 5-10 минут.

На наш взгляд, целесообразнее сделать продолжительность одного занятия в ссузах 60 минут, т.е. один астрономический час, конечно, без объединения занятий.

Резкий скачок от 45 минут к полутора часам объясняется, по-видимому, стремлением педагогов и администрации ссузов все сделать так, как в вузах, учеников они назвали студентами, а уроки заменили на пары.

Но ведь в организации занятий есть промежуточные варианты, более оптимальные. Конечно, там, где обучаются девушки, тем более на базе 11 классов, например в медицинских и педагогических колледжах, можно длительность одного занятия по одной дисциплине довести до полутора часов.

Все-таки женщины по сравнению с мужчинами более усидчивы, легче переносят однообразие, монотонию, гиподинамию, застольно-сидячий стиль работы, они также терпимы к длительному изучению одной дисциплины, общению с одним преподавателем.

А в чисто мужских и смешанных учебных коллективах, тем более обучающихся на базе 9 классов, лучше чередовать занятия через каждые 60 минут.

Проблемы, как платить педагогам за 60-минутное занятие, думается, не существует, просто надо вычислить стоимость одной минуты и умножить ее на 60.

Будет вполне логичным, если в основной школе продолжительность одного занятия останется 40-45 минут, в 10-11-х классах школы и в ссузах – 60 минут, а в вузах – 1 час 25 минут. Это будет соответствовать психологическим особенностям обучающихся в этих учебных заведениях детей и молодежи, к тому же выпускникам школ легче будет адаптироваться к продолжительности занятий в ссузах и вузах.

Юрий ФИСИН, старший научный сотрудник ИПП ПО РАО, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте