О том, как мотивировать школьников к участию в интеллектуальных соревнованиях по искусственному интеллекту, рассказывает Мария Кондратьева, руководитель профиля «Искусственный интеллект» НТО и Академии ИИ, программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее». А победители прошлых сезонов делятся советами с новичками.
Ученики 8–11 классов, желающие участвовать в профиле «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады, могут до 7 ноября включительно зарегистрироваться на сайте. Соревнования проходят при экспертной поддержке Sber AI. Задания профиля разработаны Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Победители получат 100 баллов ЕГЭ и возможность поступления без экзаменов в ведущие вузы. Лучшие участники получат денежные сертификаты на образование, ценные призы и приглашение на стажировку в экосистему Сбера по направлению «Машинное обучение». Участники лучших команд финала также будут приглашены в сообщество Амбассадоров ИИ и получат право участия в менторской программе, где опытные IT-специалисты помогают юным талантам добиться успеха в сфере искусственного интеллекта.
Профиль «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады проходит в этом году в четвертый раз. Он стал одним из самых популярных направлений олимпиады. В прошлом году на профиль зарегистрировались более 7100 учеников 7‒11-х классов из 80 регионов России и 13 стран. В финал по итогам отборочных туров вышли 99 школьников из 30 регионов России и 5 стран: Азербайджана, Беларуси, Индии, Казахстана и Киргизии.
Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», отмечает: «Особенность Национальной технологической олимпиады состоит в том, что организаторы уделяют большое внимание подготовке и заданиям для участников — это комплексные практические задачи, решения которых не только показывают высокий уровень участников, но и могут быть применены в мире. Таким образом, ребята совершенствуют свои знания и умения на протяжении нескольких месяцев, а соревновательный аспект усиливает их мотивацию, что в совокупности дает неоценимый опыт. Надеемся, что участие в профиле ИИ позволит получить ценные призы и преференции при поступлении в вузы, а также стать частью увлечённого сообщества, найти единомышленников, поучиться у настоящих профессионалов своего дела. Желаю будущим участникам удачи, терпения и, конечно же, побед, которые откроют новые вершины».
Как заинтересовать ученика: советы учителям
Мария Кондратьева, руководитель совместного профиля «Искусственный интеллект» НТО и Академии искусственного интеллекта для школьников, программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее», рассказала о том, как учитель может помочь школьнику добиться успеха в изучении технологий искусственного интеллекта и, возможно, стать победителем олимпиады и получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении.
По словам Марии, любой учитель в любой школе способен помочь своим ученикам стать участниками профиля «Искусственный интеллект». Глобально есть два пути. Первый — для учителей, которые сами хотят разобраться в сфере ИИ. Академия искусственного интеллекта для школьников предлагает таким педагогам пройти обучение на курсе повышения квалификации и получить материалы для проведения образовательных программ самых разных уровней: от просветительских уроков до полноценных курсов. Уроки на тему ИИ можно проводить и на информатике, и на других предметах (например, урок «ИИ в искусстве» как альтернатива стандартному уроку ИЗО) или на классном часе. На курсах ученики могут развить практические навыки в сфере ИИ — от основ программирования на Python до разработки нейросетей для решения актуальных задач. Более того, с этого года для учителей, запускающих кружки по ИИ, существует грантовая программа для учителей.
Для педагогов, которые не могут глубоко включиться в программу подготовки, есть другой, очень простой вариант. Кстати, совершенно необязательно, чтобы об искусственном интеллекте рассказывал именно учитель математики или информатики: эти технологии применяются и в сфере искусства, и в спорте, и в науке. Поэтому учителя физики, химии и даже физкультуры вполне могут рассказать ребенку о том, что искусственный интеллект применим и в этих областях и что при наличии интереса он может присоединиться к проектам Академии искусственного интеллекта для школьников, а потом, возможно, участвовать в Национальной технологической олимпиаде. Для участников профиля проводятся образовательные интенсивы, которые помогут им в короткие сроки и без отрыва от учебного процесса развить необходимые навыки. Задача учителя — заинтересовать ученика и поддержать его увлечения.
Мария Кондратьева подчеркивает, что зачастую успех в профиле «Искусственный интеллект» не определяется успеваемостью.
«Я бы сказала, что школьные оценки для успеха в профиле не имеют значения. Школьник, который активно интересуется программированием, не боится сложных задач, обладает здоровым уровнем дерзости, позволяющим попробовать то, чем он раньше серьёзно не занимался, — именно тот тип участника, который имеет высокие шансы на победу. Так что приглашение на профиль может стать отличным началом диалога с ребятами, про которых обычно говорят «мог бы хорошо учиться, если бы взялся за ум». Ведь когда учитель общается со школьником на одном языке, а именно на языке его увлечений, это качественно повышает уровень их взаимодействия», — подчеркивает Мария.
И главное: по словам Марии Кондратьевой, не стоит огорчаться, если ученик вернулся с соревнований без статуса призёра или победителя: ведь он получил опыт, который в разы повышает его шансы на победу в следующем году.
«Примеров того, как люди заходили в эту реку дважды и во второй раз получали «золото», мы знаем очень и очень немало, — рассказывает Мария. — Лучше помочь проанализировать ошибки, укрепить мотивацию и определить вектор подготовки к следующему соревнованию. В рамках проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников» круглый год доступны онлайн-курсы по необходимым темам, а в летний период проводятся образовательные интенсивы и соревнования, где можно отточить навыки и выиграть призы».
Опыт победителей
Победители состязаний по искусственному интеллекту также рассказали о том, как они готовились к соревнованиям и что именно им дало участие в профиле «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады. Они поделились советами о том, как лучше подготовиться ребятам из регионов, где, казалось бы, сложно найти хорошо оснащённые кружки и технопарки.
Дмитрий Куценко: «Главное, чтобы было желание»
Дмитрий — победитель профиля «Искусственный интеллект», призёр профиля «Автономные транспортные системы» в 2021-2022 г., город Озерск Челябинской области. Дмитрий учится в 11 классе.
По словам Дмитрия, участие в совместном профиле по ИИ, помимо бонусов при поступлении в вузы, позволяет получить навыки, которые помогут добиться успеха в профессии. Например, победителям очень помогла стажировка, организованная Сбером, — Дмитрий проходил её удаленно. В его родном городе Озерске нет крупных технопарков и оффлайн курсов, поэтому он занимался самостоятельно по материалам, которые находил в сети — среди них онлайн-курсы, обучающие платформы, электронные книги по искусственному интеллекту, видеоролики, соревнования. Дмитрий считает, что самое важное — желание заниматься тем, что интересно.
Сам Дмитрий примерно 2 года назад заинтересовался тематикой искусственного интеллекта. Он прошёл онлайн-курс, а после его завершения стал искать другие ресурсы и платформы для состязаний. По его словам, соревнования являются важным подспорьем для подготовки к участию в НТО по профилю «искусственный интеллект».
Благодаря олимпиаде он получил практические навыки и возможность поступления в топовые вузы, познакомился с единомышленниками. Появилось сообщество для профессионального общения и участия в соревнованиях. Дмитрий пока не определился с вузом для поступления, но рассматривает МФТИ и НИУ ВШЭ по специальностям «прикладная математика и информатика» либо по экономике или информатике. Ребятам из регионов Дмитрий рекомендует готовиться к олимпиаде и обязательно участвовать в ней, поскольку, по его словам, конкуренция пока не очень большая. Есть открытые материалы, которые очень помогают в «прокачке» знаний и навыков.
Саид Азизов: «Главное — заниматься тем, что нравится, что сводит с ума. Тогда всё получится. Можно преуспеть в любом деле!»
Саид Азизов — призёр профиля «Искусственный интеллект» 2021-2022 г., город Каспийск (Дагестан), окончил школу в этом году. В настоящее время учится в НИТУ МИСИС.
Опираясь на свой опыт взаимодействия с кванториумами, Саид пришел к выводу: это прекрасные учреждения для развития в сфере IT — они помогут школьникам до 9-го класса. В этом возрасте ребятам нужен наставник, который будет сопровождать их на начальном этапе как будущих специалистов в этой области. Очень важна среда, в которой оказывается школьник: он знакомится с единомышленниками, которых Саиду вне такого сообщества очень не хватало. Он рассказывает: «Лично я пробовал пару раз записаться в IT-куб (аналог кванториума), но, к сожалению, средний возраст обучающихся в этом учреждении составлял 11–12 лет, и желание пропало (или я просто не нашёл смысла заниматься с ребятами помладше). Вывод: если вы ещё не знаете, чем конкретно хотите заниматься в IT, и вам нужен наставник, либо вы ищете друзей со схожими интересами, профильные кружки — ваш шанс. Но если вы уже уверены в том, кем хотите стать и чем хотите заниматься, посещение подобных кружков может стать тратой времени, потому что, вероятно, вы будете двигаться намного быстрее программы, по которой учатся обычные ребята».
В 2020 году Саид Азизов начал учить программирование на Python, чтобы затем изучать машинное обучение (МО). Он рассказал о своем приходе в профиль ИИ НТО: «Я активно участвовал в обсуждениях, в беседах, кидал свои работы на оценку более опытным специалистам. И вот в мае 2021 года мне предложили участвовать в AIIJC. Появилась команда, мы одержали победу, и с ней же я продолжил соревноваться на НТО. В итоге мы победили».
Благодаря олимпиаде у Саида появилась возможность получить дополнительные баллы для поступления в лучшие вузы страны, а также, что не менее важно, — обзавестись знакомствами среди единомышленников, с которыми он ежедневно поддерживает контакт, обменивается идеями возможных коммерческих проектов. После окончания вуза Саид рассматривает возможность стать предпринимателем. Главное для него — заниматься тем, что нравится. Только в этом случае, по мнению Саида, можно преуспеть в любом деле.
Павел Ильин: «Необязательно поступать в элитную столичную школу, можно всё изучить самому»
Павел Ильин из Тулы стал призёром профиля «Искусственный интеллект» в 2020-2021 и 2021-2022 гг., победителем профиля «Большие данные» и «Автоматизация бизнес-процессов» в 2020-2021 гг., окончил школу в этом году. По мнению Павла, технологические кружки хороши для старта — позволяют влиться в сообщество олимпиадников или хакатонщиков. Однако принципиально на возможности участников соревнований они не влияют (по крайней мере, в области ИИ — при этом в робототехнике, например, вполне могут влиять). О том, как он пришел к участию в олимпиаде, Павел рассказал так: «Я пробовал разные области программирования, участвовал в различных профилях НТО (например, летающая робототехника и автоматизация бизнес-процессов). «Искусственный интеллект» понравился больше всего». Участие в олимпиаде даёт опыт, знания и навыки, позволяет попасть в сообщество интересующихся искусственным интеллектом. В настоящее время Павел учится на ПАДИИ СПб ВШЭ, а также работает в Точка банке и продолжает участвовать в соревнованиях и хакатонах. Потенциальным участникам совместного профиля олимпиады по ИИ он советует обратить внимание на наличие в свободном доступе множества качественных материалов для подготовки: среди них курсы Стенфорда, Deep learning school, курсы на Степике, а также курсы по МО на сайте Академии ИИ. Он уверен, что для участия в профильном направлении по ИИ необязательно поступать в элитную столичную школу: можно всё изучить самому.
Подробнее о профиле «Искусственный интеллект»
Профиль «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады проходит в несколько этапов:
- 29 августа–7 ноября — регистрация;
- 5 сентября–8 ноября — первый отборочный этап, на котором нужно решить задания по математике и информатике, а также несложную задачу по машинному обучению для проверки базовых знаний в сфере ИИ;
- 8 ноября–12 декабря — второй отборочный этап, на котором предстоит разработка алгоритма для классификации видео.
Финал соревнований пройдет в марте 2022 года. В итоговом задании ребята создадут алгоритм, способный ответить на вопрос к видео, заданный на естественном языке.
На этот раз ребятам предстоит разработать для искусственного интеллекта алгоритм анализа визуальных данных. Предложенные решения позволят решать разные задачи: быстро находить нужный контент, извлекать информацию из больших массивов данных. Это значительно сократит время работы по сравнению с ручной обработкой и создаст возможности автоматизировать решения таких задач, как поиск нужного фрагмента видео по запросу, например, на камерах видеонаблюдения, поиск в базе данных различных видео по определенным параметрам или нахождение конкретных объектов в десятках часов видеозаписи.
Чтобы подготовиться к участию в совместном профиле ИИ НТО, на сайте Академии ИИ можно пройти образовательный курс по машинному обучению и ознакомиться с тренировочными задачами.
Комментарии