search
main
0

Соревнование с самим собой

Добрая воля Сергея Лебедева

Лауреату «Учителя года»-2018 нижегородцу Сергею Лебедеву 27 лет. Его стаж педагогической работы – почти десять лет. В спортивном зале, где Сергей Валерьевич ведет уроки и дополнительные занятия по спортивному туризму, многое сделано его руками. Кроме того, Сергей создает видеофильмы и презентации, обновляет свой личный сайт, во время общешкольных мероприятий сидит за видео- и звукорежиссерским пультом. А еще занимается с волонтерами, курирует школьное общественное объединение.

Сергей ЛЕБЕДЕВ на занятиях

Перечень того, что делает Сергей Валерьевич, достаточно значителен. Может сложиться впечатление, что при такой нагрузке дома он не бывает. Но Сергей женат, и у него уже двое детей, для общения с которыми он тоже находит время. Скажу честно, в своей журналистской практике я мало встречала столь успешных (от слова «успевать») молодых людей. Где он берет силы, что его вдохновляет на подвиги или, как теперь принято говорить, мотивирует? Эти вопросы я задавала себе, готовясь к встрече с лауреатом. Общение с Сергеем Валерьевичем и его коллегами позволило сделать вывод, что история успеха молодого педагога и причудлива, и обычна одновременно – все зависит от того, как на нее посмотреть. С одной стороны, Лебедеву часто везло – он оказывался в нужное время в нужном месте. С другой же – почти никогда не плыл по течению, шел наперекор стереотипам, не соглашаясь с тем, что его как личность не устраивало.
Судите сами. Сергей Лебедев родился и живет в поселке корабелов, расположенном на окраине Нижнего Новгорода. В подростковом возрасте по настоянию родителей, которые заботились о его физическом развитии, начал заниматься греко-римской борьбой. Благородный вид спорта закалил его организм и отчасти сформировал жизненные установки, научил не сдаваться без боя, ставить цель и твердо идти к ней. В этом отношении повезло Сергею и со школьными учителями, рано разглядевшими в нем задатки лидера. Гораздо раньше сверстников Сергей сделал вывод, что вредные привычки – признак не силы, а слабости, и решил для себя, что слабым быть стыдно. В дворовый футбол играл охотно, а в стихийных уличных драках не участвовал, поскольку считал возможным решать спор только в честном поединке. За твердость принципов его уважали не только ровесники. Сергей обращал на себя внимание, надо ли говорить, что ребята помладше смотрели на него с восхищением.
Окончив 11‑й класс, Лебедев поступил на заочное отделение факультета физвоспитания и остался работать в родной школе вожатым. Опыт лидерства к тому времени уже был – в выпускном классе он возглавлял школьный отряд зарничников. Работать вожатым было интересно, тем более что коллеги-наставники во всем помогали.
Через год вожатого призвали. В необходимости пройти через армию у Сергея не было никаких сомнений. Служба в армии оказалась непростым делом. Пришлось привыкать к суровому армейскому режиму, дисциплине. Но, невзирая на трудности, Сергей достойно прошел всю армейскую службу и с радостью вернулся в школу продолжать педагогическую деятельность. Родной школьный коллектив принял с распростертыми объятиями. На четвертом курсе начинающему учителю стали доверять вести уроки. Сегодня, вспоминая свои первые занятия, Сергей Валерьевич признается, что было непросто, особенно со старшеклассниками, которые помнили его учеником, знали как своего парня, соседа по району – словом, привыкли воспринимать в другом, не учительском амплуа. Пришлось выстраивать дистанцию, проявляя и требовательность, и в то же время мудрость и сдержанность. Этому не учат в институте, не случайно с новоначальными трудностями справляются лишь те, у кого есть врожденное педагогическое чутье. У Сергея Валерьевича оно есть. Есть и харизма, которая помогает вести за собой детей, таких непохожих и разных. Иначе бы не справиться ему ни с отрядом «Разведчики», ни с клубом юных туристов, ни с остальными масштабными проектами в сфере гражданского и патриотического воспитания. Интересных идей у молодого педагога оказалось много, и хотя воплощать их помогали более опытные коллеги, Сергей умел увлекать ими подростков, поскольку отлично помнил себя школьником, знал, на что можно делать ставку, а на что нет. Дети охотно шли за вожатым, потому что видели его искреннюю заинтересованность в результате, неравнодушие к тому, чем он занимается. Это дорогого стоит. Не секрет, что многие детские и юношеские проекты порой выливаются лишь в презентации и отчеты, не затрагивая сердца подростков. Это происходит, когда лидер сам не очень-то верит в важность дела, работает формально, без огня. К Сергею сказанное не имеет никакого отношения. Свое кредо на конкурсе он определил именно так: «Зажечь других может только тот, кто сам горит». Словом, как вожатый Лебедев состоялся.
В качестве руководителя юношеской общественной организации и победителя областного конкурса он представлял регион на Всероссийском конкурсе «Лидер XXI века» в 2012 году. Дебют в конкурсе такого большого уровня оказался удачным. Хотя сегодня Сергей Валерьевич признается, что ехал на финал в Нальчик не без опасений. Боялся подвести школу, регион. Участники представлялись особенными. Себя же он считал обычным, ничем не выделяющимся. Программа и презентация достижений сомнений не вызывали, но за публичное выступление он несколько переживал. Однако, познакомившись и пообщавшись с участниками, понял, что у него шансов на победу не меньше, чем у других. И победил.
Этот опыт очень помог ему в нынешнем году. Помог не впасть в сомнения, сосредоточиться на подготовке. Надо отметить, что каждый этап (независимо от масштаба) для конкурсанта напряжение, ведь городской конкурс отличается от муниципального, а испытания регионального этапа (во всяком случае в Нижегородской области) сильно отличаются от тех, которые выпадают финалистам. То есть практически весь год Сергею Валерьевичу пришлось провести в непрерывной подготовке. Он признается, что семья во время конкурсного марафона его практически не видела. Жена, тоже педагог, относилась к этому с пониманием, взяла всю домашнюю нагрузку на себя. Победы, конечно, вдохновляли, давали новые силы – в том числе и близким. Перед финальным испытанием ответственность возросла невероятно. Он знал, что встретит в Питере энтузиастов, людей горящих и неравнодушных к профессии – не соперников, а единомышленников.
Цель, которую Сергей поставил себе, была той же самой, что и на районном конкурсе, – как можно лучше представить себя и школу, рассказать о своем видении образовательного процесса. Готовился к финалу добросовестно и тщательно, как привык готовиться всегда ко всему. Ему многие помогали и советом, и творческими находками, и тренингами (пришлось даже заново учиться писать сочинения, и научился – его эссе было признано одним из самых лучших!). Уже давно, в выпускном классе, понял, что усилия непременно вознаграждаются, и если хочешь чего-то добиться, себя не жалей. Тогда, в 11‑м классе, Сергей совершил невозможное: осознав, что его познания в русском языке весьма скудны, совместно с педагогами подготовился к ЕГЭ так хорошо, что среди всех абитуриентов факультета физвоспитания имел самые большие баллы. Кстати, именно тогда (тоже очень рано по сравнению со сверстниками) Лебедев понял, что человек должен соревноваться не с другими, а с самим собой, преодолевать свои слабости, а не смотреть на чужие. Он и учеников этому учит: ежедневно улучшай свои собственные результаты, не смотри на других, сравнивай себя с собой вчерашним, а не с тем, у кого от природы хуже или лучше физические данные. «У каждого может быть прогресс, – считает Сергей Валерьевич. – Все зависит от терпения и усилий». К нему приходят дети из разных семей, с разными жизненными установками, привычками, генетикой, с очень разным отношением к своему физическому здоровью. К сожалению, все больше поступает детей с освобождениями от занятий, с рекомендациями ограничивать физическую нагрузку.
Задача учителя – раскрыть в каждом ребенке его возможности, показать перспективу роста, на личном примере продемонстрировать преимущества здорового образа жизни. Судить о том, насколько это удается молодому учителю, можно по тем результатам, которые показывают учащиеся 156‑й школы. Они впечатляют. Школа уже много лет является лидером по многим позициям. Различными спортивными секциями охвачены большинство школьников. В 156‑й школе особенно активно развиваются художественная гимнастика, карате и спортивный туризм, дети часто выезжают на соревнования разного уровня, выступают на школьных мероприятиях, показывают одноклассникам пример ловкости, грации, выносливости. Конечно, многочисленные спортивные победы – заслуга не одного Лебедева. Вместе с ним работают другие учителя и тренеры. Но работают все они в команде, и это дает результаты. Надо сказать, что командное отношение к любому делу, событию и даже индивидуальному выступлению на конкурсе – отличительная особенность коллектива школы №156. Именно этим она и сильна. Сергей Валерьевич вырос здесь, других взаимоотношений между учителями не видел, поэтому для него принцип «один за всех и все за одного» единственно возможный. Свою победу и тогда, на вожатском конкурсе, и лауреатство на «Учителе года» он не считает исключительно личным достижением. По его мнению, это успех всей команды. Он благодарит всех коллег, оказавших ему поддержку, особенно директора школы Ольгу Николаевну Зудихину, заместителя директора Валерию Владиленовну Ростунову, сотрудников Нижегородского института развития образования Светлану Алексеевну Максимову, Оксану Валерьевну Плетневу, Оксану Владимировну Тулупову, Елену Николаевну Фомичеву, Татьяну Ивановну Конянину, а также коллективы школ Сормовского района, оказавших активное содействие при подготовке к конкурсу.
В заключение беседы не могла не задать Сергею Валерьевичу вопрос о том, что его лично больше всего впечатлило на конкурсе в Петербурге, какие открытия позволило сделать:

– Я увидел, каким может и, наверное, должно быть современное образование в плане оснащения. То, что есть у нас, даже с натяжкой нельзя сравнить с тем, что имеется в академической гимназии №56 Петербурга. Хотя уровень педагогического мастерства учителей Нижегородской области, организация образовательно-воспитательного процесса ничуть не уступают столице. Понятно, что финансовые возможности у всех регионов разные, но когда разница такая большая, становится обидно и за талантливых, грамотных, компетентных учителей, и за детей, живущих не в столицах. Везде говорят о равных образовательных возможностях, но они продолжают оставаться неравными. Если о планах на ближайшее будущее, то это прежде всего работа в школе учителем физкультуры. Хочу делиться опытом с коллегами, общаться с единомышленниками, продолжать активную деятельность в сфере образования. Теперь, после конкурса, для этого открываются новые возможности. И я этому очень рад.

Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте